МАОУ г. Иркутска гимназия № 2
Социальный педагог Зубкова А.Р.
Вызывают беспокойство суицидальные наклонности, которые проявляются у молодёжи в Иркутской области. Число доведённых до конца самоубийств среди детей в 2021 году резко возросло.
В 2021 году произошло 29 оконченных суицидов, в 2020 году было 15. То есть произошёл рост практически в 2 раза. И 144 суицидальных попытки было в 2021 году. В 2023 году – 20 попыток суицидов среди несовершеннолетних.
- подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
- девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
- подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
- подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
- одаренные подростки;
- подростки с плохой успеваемостью в школе;
- подростки – жертвы насилия.
Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
Несчастная любовь, одиночество.
Страх перед будущим. Потеря смысла жизни.
Воздействие искусства. Подражание кумирам.
Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой.
Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может послужить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Если вы слышите….
Обязательно скажите…
«Ненавижу - школу»
Не говорите
Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?
Все кажется таким безнадежным… Что толку?
Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!
Иногда мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь.
Всем было бы лучше без меня
Вы не понимаете меня!
Тебе бы следовало бы подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе
Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?
Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом.
Скажи мне, как ты чувствуешь себя: действительно хочу знать.
Что, если у меня не получится
Кто же может понять подростка в наши дни?
Если не получиться, я буду знать, что ты сделал все возможно е
Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!
- 1. Незамедлительно сообщить администрации (директору, заместителю директора по УВР).
- Не оставлять учащегося без присмотра. При помощи третьих лиц пригласить медицинского работника, педагога психолога, социального педагога;
- Оказывать эмоциональную поддержку, стараться успокоить.
- В последующем не допускать нарушения этики, оказывать обучающемуся эмоциональную поддержку, индивидуальную помощь (при необходимости), наблюдать за его поведением.
- Информировать педагога психолога обо всех изменениях поведения обучающегося.
- Не допускать распространения (разглашения) конфиденциальной информации!