СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подростковый суицид"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

ЗАДАЧИ:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
  2. Дать представление о субкультуре самоубийств, созданной в социальных сетях.
  3. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.
  4. Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

Просмотр содержимого документа
«Подростковый суицид"»

Заявка

Изтулина Динара Тлеугабыловна

Социальный педагог

КГУ Чкаловская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии









Тема выступления на родительском собрании: "Подростковый суицид"

ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

ЗАДАЧИ:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.

  2. Дать представление о субкультуре самоубийств, созданной в социальных сетях.

  3. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.

  4. Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.



Изложение материала.

(Слайд 1) Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы обсуждаем очень важную тему, это суицид среди подростков. Детская смерть, наверное, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить.

(Слайд 2) Информация к размышлению

  1. Начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди несовершеннолетних.

  2. В России ежегодно происходит 4 тыс. попыток самоубийства среди подростков, оконченных суицидов - около 1,5 тыс.

  3. По некоторым данным в РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось почти в 2 раза.

  4. 20% суицидных попыток совершают дети и подростки.

Покушаются на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты, родители позволяют себе оскорблять детей, применяют насилие.

Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, уход из семьи отца.

(Слайд 3) Воспитательный потенциал семьи снизился. Например, в нашем ЦО 15% учащихся воспитываются в неполных семьях, что отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности. Социальный состав суицидов представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве с матерью). До 50% из них были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое родителей).

(Слайд 4) Нас, педагогов, в частности меня, как социального педагога, всё чаще волнует проблема сиротства не столько физического сколько духовного – социального сиротства. При живых родителях и порой при полном материальном благополучии человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным! Семейные обстоятельства бывают разные, часто непростые. Многие родители настолько погрузились в работу (и часто по понятным причинам), что порой забывают о материнской и отцовской любви и ласке. А это беда для ребенка, если нет душевной теплоты, если он не ощущает внутренней близости самых родных, незаменимых людей. Дети очень ранимы, эмоциональны, им нужны забота, любовь, а от них все чаще отмахиваются со словами «Мне некогда», «Я устал(а)», «Я убегаю на работу»



(Слайд 5) Информация к размышлению.

1. Наиболее частой причиной попытки самоубийств – семейные конфликты с родителями: 46%.

2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) : 24%.

3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.

4. И внимание - 15% суицидентов предпринимали повторные попытки самоубийств.

Причиной самоубийства может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви. Иногда депрессия может и не проявляться явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, например, вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к алкоголю или наркотикам. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Надо заметить, для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.

Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств.

(Слайд 6) И здесь надо сказать о столь популярных социальных сетях интернета, где несчастные дети ищут единомышленников.

Вред социальных сетей заметен не сразу: сначала ты загрузил фотографии, нашел одноклассников, однокурсников, и все так интересно и не вредно. Но потом тебя затягивает в этот вид общения, и ты становишься зависимым. А страшнее всего оказаться в виртуальных группах, провоцирующие молодых людей на самоубийство.

Часто встречается банальная история: увидел, полюбил, повстречались, расстались, теперь она (или он с другим). И вот подавленный подросток оказывается в социальных сетях, где находит людей, которые его понимают. Они объединяются в группы, которые советуют избавить себя от проблемы самоубийством, рассказывают о способах.

Действительно, есть множество таких групп (я лично просматривала в популярных соц.сетях, одноклассниках и вконтакте), в каждой минимум человек 100. Откликаются на сообщения в таких группах те, кто сам пережил что-то подобное (разлука, проблема в семье)

Приведу пример. Группы «Мне хочется выть», «Суицид». Там можно увидеть сообщения следующего содержания (цитирую):

  • «Как можно умереть, чтобы было не больно?»

  • «Какие таблетки надо съесть, чтобы умереть?»

  • «А не проще скинуться с крыши? Будет наверняка… Сама собираюсь»

  • «Я прыгаю. 8 этаж. Завтра покажут в новостях. Это так мило»

  • «Просто поделитесь своими знаниями о том, какие быстрые и безболезненные способы уйти из жизни вам известны…»

  • «Если много раз не получилось, значит не хотела»

  • «Плохо пыталась – пистолет и все»

  • «Лучше бритвой по венам»


Интернет-сообщества суицидальной направленности и "Клубы самоубийц" вместо оказания реальной помощи и поддержки могут спровоцировать и подтолкнуть подростка к самоубийству. В настоящее время проводится работа по фильтрации и блокировке таких сайтов и групп, но на сколько эффективно сказать не могу, они до сих пор существуют.


Соц. сети - это область интернета, где засиживаются больше половины компьютерных пользователей. Среднее время, которое тратит пользователь в соц. сети равно 3 часам в день. Некоторые родители считают, что такой распорядок дня не так уж и плох: где мой сыночек или дочка? А он сидит за компьютером, а не бегает где-нибудь по улицам, ничего страшного. Но что ребенок оттуда возьмет для себя?.. Самый простой выход из ситуации – организовать увлечение по интересам –например, кружок, спортивная секция. Ребенок должен развиваться физически, а не от интернет-сайта.


(Слайд 7) Приведу статистику о возникновениях мыслей о суициде у подростков.


(Слайд 8) Психологический смысл суицида:

  • Призыв

  • Протест, месть

  • Избежание страдания

  • Самонаказание

  • Отказ

Физическая смерть не всегда цель суицида.

Попытка самоубийства — это крик о помощи. Человек хочет привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Это наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

(Слайд 9) Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Как услышать крик о помощи?

Во-первых, надо учиться быть терпимыми, способными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка.

Во-вторых, родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен.

(Слайд 10) Если вы чувствуете необходимость в консультации с психологом, созданы бесплатные горячие линии экстренной помощи. Телефоны доверия для вас и ваших детей вы можете найти на нашем сайте: http://co1456.mosuzedu.ru/ - сайт Центра образования №1456 - Вкладка «Полезные ссылки» - «Городские службы».

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину взаимоотношений с ребёнком.

Вы каждый день говорите ласковые слова? Разговариваете по душам?

Раз в неделю проводите с ним досуг?

Вы обсуждаете с ним семейные проблемы, ситуации, планы?

Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

О его увлечениях, занятиях? Его влюблённости, симпатиях?

Какой его любимый и нелюбимый предмет в школе?

Вы первым идёте на примирение, разговор?

Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?


Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!



(Слайд 11) Закончу свое выступление коротким социальным роликом (http://www.youtube.com/watch?v=dUx84a7Uqsc)

(Слайд 12)

Детская жизнь – это самое хрупкое и самое драгоценное чудо, которое дарит людям судьба. И от многих зачастую зависит то, насколько счастливой и длинной она станет.

Спасибо за внимание!













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.

2. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.

3. http://festival.1september.ru/articles/104155/

4. http://www.youtube.com/watch?v=dUx84a7Uqsc







Классный час (в 1 классе) Тема: «Красный, жёлтый, зелёный

Цель:

1. Способствовать отработке знаний учащихся   по  ПДД.

2.Воспитывать  внимание,    навыки  осознанного использования знания  ПДД   в  повседневной  жизни.

ОФОРМЛЕНИЕ:

рисунки детей; дорожные знаки, карта с улицей и  знаками, (сделанная совместно с детьми до мероприятия), музыка.



ХОД

классного часа 

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, мы  живём  с  вами  в  городе, где  есть  улицы  и  переулки. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут автобусы, маршрутки, такси. И никто никому не мешает. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Чтобы сохранить свою жизнь, нужно обязательно соблюдать правила дорожного движения.

Помогают нам в этом три сигнала светофора:  красный, жёлтый, зелёный.

Скажите, для чего нужен светофор?

Ученик:       светофор нам нужен для того, чтобы мы могли перейти дорогу.

Соц.педагог :     правильно.

Улица – река сплошная

И не водная – стальная.

Здесь и «Вольво», и «Москвич»,

«Мерседес» и «Нива»…

Все спешат, ждать не хотят,

Гудят нетерпеливо.

Бедный, бедный пешеход,

Что решил нарушить ход

Этой бурной и строптивой,

Шумной и нетерпеливой,

Неожиданной и страшной,

И щадящей, и ужасной,

И визгливо тормозной

Той реки, реки стальной.

Ученик: (подходит к карте улицы и указывает на светофор)

Вот тут нам на помощь пришёл светофор

И начал следить за дорогой в три глаза,

И стал отдавать он такие приказы:

- Красный глаз – стоять! – приказ

- Жёлтый глаз мигнёт народу –

Приготовьтесь к переходу!

А зелёный загорится – путь свободен.

Сам решай:

Можешь смело торопиться,

Можешь топать не спеша.

Соц.педагог: Посмотрите, пожалуйста, вот здесь у нас на карте есть какой-то знак.  Может кто-то знает, что он обозначает? (показывает на карте знак «пешеходный переход»).

Ученик:       Это знак «Пешеходный переход». Когда поблизости нет светофора, а дорогу переходить надо, нужно искать такой знак. Он обозначает, что в этом месте можно перейти дорогу и водители тоже знают этот знак, они должны пропускать пешеходов.

Соц.педагог:      А какие бывают пешеходные переходы?

Ученица:     Они бывают наземные – это где нарисована белая зебра, и подземные – это когда переход находится под землёй.

 

Соц.педагог:      Всё правильно.

Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру!

Знай, что только переход

От машин тебя спасёт!           


 

Что же, отправимся дальше по нашей карте в путешествие по улице.

 

Если правила не знать,

Если их не выполнять, то беды не миновать!

Будем вместе с вами правила мы изучать.

Вот и следующий знак на пути встречается,

А на нем велосипед будто разгоняется.

Кто, ответит мне ребята, что за знак такой у нас?

 

Ученик:       Этот знак разрешает движение на велосипедах.

Соц.педагог:      Ребята, а у вас есть велосипеды?

Ребята:            Да!

Соц.педагог: Помните, что на них можно ездить только в определённых местах.

А эти места       как раз определяет этот знак.

 

   Можно ехать мне и Феде

   Здесь лишь на велосипеде.

   Хорошо, что не купили

  Мамы нам автомобили

Ученик:  (показывает на знак):

              Я хочу спросить про знак,

              Нарисован знак вот так:

              В треугольнике ребята

              Со всех ног бегут куда-то.

              Что это за знак?

Соц.педагог : Этот знак предупреждает водителей, что на их пути могут неожиданно появиться дети. Часто такие знаки ставят возле школ, детских садов и других учреждений, где есть дети.

Отвечаю я вам строго:

Здесь опасная дорога!

Очень просит знак дорожный

Ехать тихо, осторожно!

Так водителям мне хочется сказать,

Дети здесь – вот этот знак!

 Ведущий: 

Ребята, закон улиц строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы. И сейчас я хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете ПДД, поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы, там, где нужно должны будете отвечать: « Это я, это я, это все мои друзья!» или молчать.

 

-Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

-Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит?

- Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора (Дети молчат)

_   Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?
Держит путь по мостовой (Дети молчат)
- Знает кто, что красный свет-

Это значит - хода нет?


Ведущий:

 Ребята, давайте поиграем с вами ещё в одну игру. Я буду читать стихотворение, а вы должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг. Приготовились: у вас у всех в руках круги.

 

Бурлит в движении мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для пешехода свет?

                                 (Красный)

 

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

2 Особый свет – предупреждение!

Сигнала ждите для движения!

Скажите правильный ответ –

Какой на светофоре свет?

                               (жёлтый)

Желтый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения!

3 Иди вперёд! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ-

Какой горит при этом свет?

                               (зелёный)

Зелёный свет открыл дорогу,

Проходить ребята могут!     

 

 

С утра перед  дорогою –

Пятнадцать раз подряд –

Ворона, мама, строгая,

Учила воронят:

«Пока вы не освоите

Как следует полёт,

Обязаны запомнить вы

Дорожный пешеход.

Дорога – не тропинка,

Дорога – не канава,

Сперва смотри – налево,

Потом смотри – направо.

Налево гляди и направо гляди –

И, если летать не умеешь, иди.


Ведущий: А сейчас, ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Жёлтый глаз – погоди,

А зелёный – проходи!

                              (Светофор)

Что за чудо – этот дом:

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином?

                                (Автобус)

 

В два ряда дома стоят

Десять, двадцать, сто подряд.

И квартирными глазами

Друг на друга всё глядят.

                                  (Улица)

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка

По дорожке той ползёт,

Весь обоз одна везёт (поезд)

  Соц.педагог : Вот, ребята, мы с вами и закончили наше путешествие по улицам. Вы запомнили знаки, которые должны соблюдать. ПДД очень важны.  Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок.

Улица – это своего рода лабиринт, но если мы будем помнить то, что узнали сегодня, мы легко и безопасно сможем этот лабиринт проходить. Удачи вам, мои юные друзья!






Классный час «Привычки и здоровье»

5, 6 класс

Цели занятия:

  • выяснить представления у учащихся о том, что является полезным и вредным для человека;

  • познакомить с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;

  • способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.

2 слайд

План занятия:

  1. Что полезно, а что вредно для человека.

  2. Что такое привычки

  3. Полезные и вредные привычки.

  4. Основной вывод занятия.

Словарь

Привычка – это то, что делаешь постоянно.

Ход занятия

3 ,4слайд

I. Что полезно, а что вредно для человека

Мы любим многое в нашей жизни:

  • любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше тревожились и огорчались;

  • Любим своих друзей, стремимся, как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами.

Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми.

  • Мы любим занятия спортом и весёлые игры:

  • Любим путешествовать и каждый день узнавать, что - то новое;

  • Любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки.

Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своём пути, им будут гордиться родители , любить и уважать друзья, он сможет достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.

Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?

Задание:

Полезно для человека:

Вредно для человека:

  • соблюдать режим дня

  • соблюдать гигиену

  • правильно и регулярно питаться

  • заниматься спортом

  • вовремя и самостоятельно делать уроки

  • бывать на свежем воздухе

  • делать утреннюю зарядку

  • следить за чистотой своей одежды

и своего жилища

  • слушать родителей и близких людей

  • закаляться

  • посещать кружки

  • читать книги

  • прогуливать занятия в школе

  • грубить и не уважать старших

  • много сидеть у телевизора или за компьютером

  • гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни

  • пробовать незнакомые вещества

  • есть много сладкого

  • грызть ногти

  • драться

  • курить



Перечисли свои привычки

Мои вредные привычки……………………..

Мои полезные привычки……………………

Меня хвалят за……………………………………

Меня ругают за…………………………………..

Я хотел/а бы иметь (укажи привычку)………………………………………..



5слайд

II. Что такое привычки

Привычка – это то, что делаешь постоянно. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.

Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое –то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь.

Процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».

Описание игры:

Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слов «прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п.)

В определённый момент ведущий перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять указание.

III. Полезные и вредные привычки

(На столе лежит пакет с коробочками, пачки из - под туалетного мыла, духов, косметических кремов и сигарет.)

Найдите признак, по которому можно все эти красивые коробочки разделить на две группы.

- Почему вы именно так разгруппировали? (кремы, мыло, духи помогают ухаживать за кожей человека и приносить пользу, а сигареты приносят вред человеку)



Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека.

Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.

Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными.

6слайд

Привычки и последствия

слайд с 6 по 14

слайд 15



Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть привычки, которые часто становятся губительными для здоровья



слайд 16

Употребление алкогольных напитков

Алкоголь- это вредное для здоровья вещество которое содержится в пиве, вине, шампанском и водке.

Алкоголь может стать причиной:

  • ссор и драк;

  • Болезней;

  • аварий на дорогах и предприятий;

  • смерти людей.



слайд 17

Употребление наркотиков
Ещё более опасно, чем употребление алкоголя

  • Изменения психики

  • Появляются галлюцинации, т.е. видения, которые реально не существуют

Наркотики могут стать причиной:

  • ссор и драк;

  • Болезней;

  • аварий на дорогах и предприятий;

  • смерти людей.



слайд 18-22

Курение табака

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое табак и откуда он к нам пришёл , что происходит с человеком, когда он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают его дым от его сигарет.



Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.

Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свёрнутых в трубки , зажженные на конце.

Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».

В Европу табак был завезён в 1496 году испанским монахом Романом Панно, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в знак признательности Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго.

В России табак был завезён англичанами в 1585 году через через Архангельск. Курение и нюханье табака жестоко преследовались. С приходом к власти Петра 1 запрет был отменён.



Табачный дым вреден всем! В горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ.



В табачном дыме содержится много вредных веществ:

Никотин –это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

Смолы – это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.

Угарный газ – это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

Пассивное курение –это вдыхание некурящими дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками.



слайд 23

На какие органы влияет табачный дым?

табачный дым при входе попадает в лёгкие (загрязняет лёгкие. он мешает чистому воздуху поступать в лёгкие.)

сигаретный дым влияет на работу сердца (сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце, сердце начинает болеть)

Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, т.к. ещё не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака.

Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опаснее для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни.





слайд 24

Как влияет курение на внешность человека?



  • человек худеет;

  • цвет лица у него становится некрасивым;

  • волосы не блестят – они становятся тусклыми, безжизненными, ломкими;;

  • кожа становится тонкой и сухой, становится морщинистой, цвет кожи желтоватый, нездоровый;

  • под глазами тёмные круги, глаза воспалённые, покрасневшие;

  • зубы желтеют, начинают портится, изо рта у курильщика всегда идёт неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают;

  • одежда курильщика имеет неприятный запах, пахнет кислым табачным дымом.





Вредными эти привычки (употребление алкогольных напитков, употребление наркотиков,
курение табака) называют ещё и потому что от них бывает очень трудно отказаться, т. к они постепенно становятся необходимыми человеку.

слайд 25

IV. Основной вывод занятия

Вывод:

Существуют разные привычки: вредные и полезные.

Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек











Родительское собрание (5-6 классы)

Тема собрания: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

 

Форма проведения:     круглый стол

План собрания.

I.Беседа учителя о значении труда в семье.

II.Анализ ситуаций на тему " Трудовое воспитание в семье".

IIIОбсуждение дискуссий « Трудовые традиции»

IV.Анализ анкет родителей и школьников.

V. Подведение итогов собрания.


 Ход собрания.

Вступительное слово учителя.  

 Эпиграф: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» К.Д.Ушинский.


Уважаемые родители! 

  Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей.

Участники:   родители 5-6 х классов и классные руководители.

Ход беседы:

I. Беседа учителя о значении труда в семье.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих  детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

- Приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых  поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
-Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже,  никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.

Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком, поваром, рабочим. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.  

II. Разрешение некоторых ситуаций.

Ситуация первая.

Перед уходом на работу мать попросила пятиклассницу Валю вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание?

Ситуация вторая.

Мать поручила шестикласснику Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел из дому и вернулся поздним вечером.

Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?

Ситуация третья

Дочь шестиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:-

Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 5 классе, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Проанализируйте данную ситуацию

Ситуация четвёртая

Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с одноклассниками,  он забыл обо всем на свете. Родители, вернулись  домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители ругались, мать плакала, сын из комнаты так и вышел. Предложите вариант .

III. Обсуждение дискуссий

1. "Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?"

2. " Труд - необходимость или обязанность?"


Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу,  постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности  родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.

         В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные –поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка- у младших подчинение семейной традиции.

         

 

IV. Анализ анкет.

Анкета для школьников
1. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
2. Охотно ли ты ее выполняешь?
3. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь свои обязанности?
4. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
5. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
6. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?

(анкетирование школьников проводилось в классе, причем анонимно. Никакие фамилии не называются, чтобы не создавать конфликтные ситуации в семье)


Дорогие родители,  сейчас предлагаю анкету для вас.

 Анкета для родителей

Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей.
1. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?
3. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?
4. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?
5. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?
6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?
7. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?

(на основе данных анкет родителей и школьников выявляется общее и отличительное)

   V.      Итог собрания.

1 Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть  посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Советы родителям.

1.Никогда не позволяйте себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

2.Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.

3.Старайтесь не ставить плохое в центр воспитания.

4.Воспитывайте у детей уважение к любому труду. .

5.Не прибегайте к наказанию трудом.

6.Воспитывайте на положительном, вовлекайте детей в полезную деятельность.

7. Учите ребенка ценить и свой и чужой труд.

8.Учитывай индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

9.Будьте последовательны в своих требованиях.

9.Учите ребенка ценить и свой и чужой труд.

 Дорогие родители,  на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми .































Внеклассное мероприятие на тему "Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

  • сформировать у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения;

  • сформировать у подростков установку на ведение здорового образа жизни;

  • с помощью математического метода исследовать проблему наркомании в г. Орехово-Зуево и построить графическую модель жизни наркомана;

  • формирование у подростков позитивного будущего.

Ход мероприятия

Вступление.

(Презентация). Приложение 1

Социальный педагог: В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальному, экономическому благополучию, быстрым ростом распространенности потребления наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как и среди взрослых, так и, прежде всего, среди подростков.

“Болезнь легче предупредить, чем лечить” – это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о подростковой наркомании.

Учитель математики: Обратите внимание на диаграмму наркозаболеваемости среди подростков по г.Орехово-Зуево с 2000 года по 2006 год. Расскажите, что вы можете узнать по этой диаграмме.

Социальный педагог: Один из тезисов педагогической наркологии гласит: “Шаг в пропасть… Опасно это или нет? Сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотика – начало такого полета, но в конце полета всегда будет падение”.

Что же такое наркомания?

  1. “НАРКОМАНИЯ – заболевание, которое выражается в физической и психической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению”.

  2. “Надо знать об этом страшном явлении – наркомании, только тогда мы справимся с этой бедой нашего времени”.

Как правило, основные причины приобщения к наркотикам носят социальный характер. Чаще всего подросток подчиняется давлению среды, пробуя наркотик не ради получения эйфорического состояния, о котором он еще имеет самое приблизительное представление, а ради интереса, чтобы стать “своим” в компании, не “быть белой вороной”, “снять напряжение при общении с малознакомыми людьми”. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для подростка является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней.

Известно, что наркотики – выгодный товар.

Торговец наркотиками старается расширить сеть потребителей “дури” и прибегает к разным способам обмана. Во-первых, распространяет информацию о приятности действия и “модности” потребления; во-вторых, о безвредности и даже пользе действия наркотиков; в-третьих, он убеждает, что потребление наркотиков является признаком взрослости, “Попробуй хотя бы раз, – говорит он, – ведь от одного раза ничего не будет”. И предлагает наркотик бесплатно. Бесплатно их дают только тем, кому пока не хочется. Для чего? – Для того, чтобы захотелось. Это первая и главная цель торговца.

А когда они убедятся, что попались на наркотический крючок, то достигается вторая цель – деньги.

Почему важны это две одинаково важные для торговца цели? Потому что он не только зарабатывает деньги на пристрастии человека к наркотику, но и обретает над ним власть.

Поскольку наркотики стоят немалых денег, наркоману приходиться их искать, чтобы приобрести очередную дозу. Часто он идет ради этого на преступления и готов выполнить любое поручение торговца. И молодой доверчивый человек за эту “бесплатную” приманку расплачивается сначала свободой, здоровьем, семьей, а в итоге и жизнью.

Первая проба наркотика имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что на первом этапе формирования зависимости от наркотиков в сознании подростка снимается защитный психологический барьер, до определенного времени запрещавший одурманивание.

На втором этапе формирования зависимости социальные мотивы постепенно стремлением почувствовать эйфорический эффект от наркотиков.

При использовании одурманивающих веществ возникает ощущение “полета в облаках”, так как наркотические вещества ослабевают сигналы-импульсы, идущие от внутренних органов. В норме мы эти сигналы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение “земного притяжения”. При использовании одурманивающих веществ “земное притяжение” на время отступает, возникает ощущение “полета в облаках”. Подросток может знать об опасности наркотиков на словах, но сопротивляться соблазну ему становится сложнее.

На этом этапе формирования зависимости подросток перестает верить взрослым, говорящим об опасности наркотиков. Ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, говорят о том, о чем не имеют никакого понятия. Происходит постепенное изменение круга общения подростка. Появляются новые знакомые – те, с кем он использует наркотик и те, кто помогает достать препарат.

В ходе второго этапа происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах. Он начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.

В момент отсутствия одурманивающего вещества, подросток начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности. Так формируется третий этап – психологическая зависимость от наркотиков закрепляется. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний, – изменения эмоциональной, волевой, нравственной сфер оказываются значительными. Он может еще признавать вред наркотиков, однако выдвигает целый ряд доводов “за” одурманивание. Меняется характер взаимоотношений с родителями, одноклассниками, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происходит использование наркотиков.

Так формируется четвертый этап уже физической зависимости от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом – возникновением симптомов “ломки”, мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества.

II. Выступление учителя ОБЖ

Работа по слайдам презентации.

Сравните мозг здорового человека и мозг наркомана.

(Ответы учащихся).

ПОМНИТЕ! У людей, принимающих наркотики, рождаются дети-уроды или нежизнеспособные дети.

Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее всей страны.

Расскажите, какие изменения внешности произошли у женщины на фотографии, после 3 лет и 5 месяцев приема наркотиков.

(Ответы учащихся).

В первую очередь наркотики влияют на психику, она приводит к духовной деградации и полному физическому истощению организма. Наркоман – раб наркотика; ради него он пойдёт на любую низость и преступление, что рано или поздно приведёт его к смерти. Даже одного приёма достаточно, чтобы стать "зависимым".

Ш. Выступление социального педагога

Социальный педагог: Также на почве наркомании совершаются преступления. Вы наблюдали изменения в головном мозге. Зависимый от наркотиков деградирует как личность, так как рабская зависимость заставляет его совершать аморальные поступки.

Специалисты, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют причины употребления наркотиков:

  1. личные трудности;

  2. недостатки социально-культурной сферы;

  3. неорганизованный досуг;

  4. социальная несправедливость;

  5. неудачи в учебе;

  6. разочарование в людях.

  7. удовлетворение любопытства;

  8. получение чувства принадлежности (с целью быть принятым определенной группой);

  9. выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

  10. стремление к “экстриму”;

  11. уход от чего-то гнетущего.

IV. Практические задания для учащихся

Задания

  1. Какие причины могут подтолкнуть ребят попробовать наркотики?

  2. Вам предлагают попробовать наркотики. Назовите 4-5 приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.

  3. Твой друг принимает наркотики. Как тебе себя вести с ним:

а) бороться с его привычкой;
б) продолжить общаться с ним, какой он есть;
в) прекратить общение с ним?

  1. Нужно ли проблемами наркомании заниматься на государственном уровне или это проблема самого человека и его близких?

V. Обсуждение пословиц, построение графиков

(Учитель математики) Работа по слайдам презентации.

1. Соотнесите графики и пословицы.

(Ответы учащихся).

2. Что вы можете сказать о жизни человека, если его линия жизни представлена следующими графиками? (Слайд 41).

(Ответы учащихся).

3. Задание по группам:

Изобразите линию жизни наркомана и ответ обоснуйте.

(Ответы учащихся).

VI. Итог урока

Социальный педагог: Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя ОСНОВНЫМИ моментами:

  1. “Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности использования. Наркомания – это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и новые более крупные дозы”.

  2. “Привязанность к наркотику ведет к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливается ни перед чем”.

  3. “Наркомания ведет к понижению работоспособности, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подростки теряют ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация”.

VI. Вопрос

Вопррос к учащимся: “Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение”?

VП. Обсуждение

Обсуждение схемы “Замкнутая цепь” (учащиеся, социальный педагог).

Итог: “Жизнь наркомана – замкнутая цепь с бесконечно повторяющимися жизненными этапами, но неизменно возвращающимися к приему наркотиков” (социальный педагог).

VШ. Обсуждение вопросов по группам

  1. Кто, по-вашему, мнению является распространителем наркотиков и с какой целью распространяют наркотики?

  2. Каковы пути борьбы с наркоманией?

  3. Какую профилактическую работу необходимо проводить для предотвращения этой проблемы?

IХ. Диаграмма “Социологический опрос учащихся школы по теме: Наркомания. Что нужно о ней знать?”

Итог: “Любимое дело, приносящее результат и успех, – лучшее средство профилактики наркомании”.

Итоговые вопросы:

  1. Что вам понравилось на уроке

  2. Что вам не понравилось на уроке?

  3. Ваши пожелания.









Разработка внеклассного мероприятия.

Игра «Я в мире толерантности».



Цель: формирование толерантного сознания учащихся.

Задачи:

- повысить уровень коммуникативной культуры учащихся;

-способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации;

-развить навыки социального поведения;

-выработать принципы толерантного поведения.



Участники: учащиеся 7класса; классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, помощник (старшеклассник), отвечающий за музыкальное сопровождение игры, родители в качестве гостей.



Подготовка к мероприятию:

Классный руководитель подбирает игровой материал, оборудование и оформление игры, координирует взаимодействие участников воспитательного воздействия. Классный руководитель является ведущим игры.

Психолог готовит проведение игры «Большой костер», помогает классному руководителю отобрать материал для игры, анализируя его с точки зрения целесообразности и правомерности. По окончании игры психолог анализирует цветовую гамму трафаретов футболок методом диагностики Люшера для дальнейшего решения воспитательных задач и индивидуальной работы с учащимися.

Социальный педагог ведет подготовку « трудных детей» к игре. В ходе мероприятия социальный педагог является участником вместе с учениками с целью помочь детям правильно сформулировать мысли, корректировать самовыражение учащихся в нужном направлении. Он является представителем жюри - оценивает деятельность групп в соответствии с номинациями награждения участников. Кроме того, являясь наблюдателем, социальный педагог анализирует самовыражение детей для дальнейшего целеполагания работы с отдельными учащимися, родителями.



Оформление, оборудование, инвентарь: листы ватмана, листы А4, фломастеры, цветные карандаши, маркер, сигнальные картинки, печатный материал ( истории жителей племен, «Принятие правил»), таблицы, карточки, клей, трафареты футболок, дипломы участников, конверты с листками для записей отзывов и предложений, доска с магнитами, дополнительная доска, диск с релаксационной музыкой и звуками природы, звуком фанфар.

Оформление доски:

Я в мире толерантности.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Б.Шоу

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуаль-ности.



Чистый лист ватмана























Подготовительный этап:

Готовится помещение для игры: парты и стулья ставятся таким образом, чтобы все участники игры оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 7 человек), Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все ученики могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство. На столы раскладывается раздаточный материал. Классный руководитель делит детей на четыре группы.

Ход проведения:

Вступление.

Классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог приветствуют группы учащихся и родителей, говорят вступительное слово.



Классный руководитель: Ребята, давайте вспомним значение слова толерантность (обращается к доске): Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Психолог: Сегодня мы с вами выясним, что значит быть толерантными, насколько мы толерантны в общении друг с другом и зачем необходимо быть толерантным человеку.

Социальный педагог: Итак, мы объявляем начало нашей большой интересной игры «Я в мире толерантности» (звучат фанфары).

Мобилизующее начало.

Классный руководитель говорит о том, что ребята разделены на группы, в ходе игры будут определены номинации награждения команд и представляет эксперта, оценивающегоигроков – социального педагога, а также проводит знакомое ученикам по предыдущим мероприятиям «Принятие правил»:

Повторяем за мной правила игры: (правила игры распечатаны для групп участников)

1. Не нужно оценивать друг друга;

2.Надо относиться друг к другу с уважением, доброжелательно;

3.Нельзя рассказывать за стенами класса о том, что говорили о себе и как проявляли себя одноклассники;

4. Нельзя проявлять агрессию.

5.Необходимо слушать друг друга. (говорят по одному) Игра.

1.Расширение понятия «толерантность»

Классный руководитель объявляет 1 этап (звучат фанфары).

Классный руководитель предлагает участникам групп назвать ассоциации со словом толерантность, оговаривая условия: участники групп говорят по очереди по сигналу классного руководителя до того момента, пока он скажет «Стоп!». Обращается к 1-ой группе участников и по ходу высказываний записывает их ярким маркером на листе ватмана, прикрепленном к доске, затем останавливает участников и обращается к другой группе, предупредив, что слова не должны повторяться, и т.д.

Терпимость к чужим мнениям

Принятие другого таким, какой он есть

Прощение

Уважение человеческого достоинства

Сотрудничество

Уважение прав других людей

Сострадание

Благосклонность

Расположенность к людям

Понимание

Умение поддержать

Принятие

Доверие





























Классный руководитель подводит итоги ( говорит о том, сколько значений вмещается в понятие «толерантность»), обращается к эксперту (- Хорошо ребята работают? Активно? – Отлично работают!) хвалит ребят, подбадривает (Молодцы!) и объявляет 2 этап (звучат фанфары).



2. Фиксирование понятия «толерантность» и введение понятия «интолерантность»



Учащимся предлагается заполнить таблицу качеств, присущих толерантной и интолерантной личностям. Дается время на обсуждение и запись.



Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-то делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость и любознательность

Снисходительность

Доверие

Прощение

Умение владеть собой

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Пренебрежение

Нетерпимость

Агрессивность




По сигналу группы сдают таблицы, которые вывешиваются на доске и обсуждаются. Затем подводятся итоги, классный руководитель подбадривает ребят и объявляет 3 этап.



3. Самоанализ и рефлексия.



Ребятам предлагается обратиться к сигнальным карточкам с изображением солнца, облака и тучи. Классный руководитель говорит о значении изображений: солнце – толерантная личность, всегда проявляющая записанные в таблице качества; облако – человек, сочетающий в себе качества и толерантности и интолерантности; туча – человек в большей степени интолерантный, часто проявляющий качества интолерантной личности. Затем предлагает оценить себя с позиции толерантности и показать свою самооценку поднятие карточки вверх. При этом он просит учащихся быть максимально честными с с самими собой.













Классный руководитель делает вывод, что мы не в полной мере являемся толерантными и нельзя в одночасье сделаться таковыми, невозможно в одно мгновение изменить свое поведение и поведение других людей, и не надо себя корить за это. Однако надо учиться быть терпимыми, уважительными и милосердными по отношению к другим людям. Это очень важно в современном мире.



Затем сообщается о том, что мы можем сейчас сделать первый шаг в этом направлении, при помощи одной удивительной игры. Классный руководитель спрашивает согласия детей и объявляет 4 этап (звучат фанфары).



4. Фиксирование установки на развитие черт толерантности и моделирование толерантного поведения.

Школьный психолог проводит игру на развитие толерантности для подростков «Большой костер». Он является ведущим в игре. Классный руководитель помогает психологу: по ходу игры прикрепляет на доску материалы.

Сценарий игры


1. Ведущий объявляет о начале игры. Звучит тихая музыка.


2."Чужие" и "свои": работа с понятиями.


Этот этап выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны, необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой - помочь им сформулировать основные понятия проблемы: "свой человек" и "чужой человек".


Ведущий. Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит?


Ведущий произвольно указывает на две из четырех сидящих перед ним групп детей и просит участников подумать и дать определение такому понятию как "чужая вещь". При этом, подчеркивает он, каждый участник может написать свое определение, может посоветоваться с ребятами в своей группе. Можно также провести обсуждение всей группой.


Две другие группы он просит в таком же режиме поработать над определением понятия "своя вещь".


На работу дается 3-5 минут. Затем участники по желанию зачитывают свои определения: сначала "чужой вещи", затем "своей вещи". Ведущий фиксирует ответы на больших листах бумаги, прикрепленных ко 2-ой доске. Затем он обобщает ответы и записывает итоговые определения.




Поблагодарив участников за работу, ведущий предлагает им дать определения понятий "чужой человек" и "свой человек". Работа с этими определениями осуществляется по той же схеме, что и с определениями "чужая вещь" и "своя вещь".


После того как итоговые определения записаны и прочитаны вслух кем-либо из участников, ведущий задает следующие вопросы:

Так чем же отличается своя вещь от чужой? Чем чужой человек отличается от своего?



3. Групповое обсуждение


Ведущий предлагает участникам высказаться по следующему вопросу: "Могут ли все люди вокруг быть своими?".


В ходе обсуждения ведущий обобщает точки зрения участников.


Ведущий. Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас


мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. И поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной.


Где-то в теплом океане лежит чудесный остров. И там живут четыре племени. Островитяне ловят рыбу, собирают вкусные тропические плоды, охотятся. И мы на время превратимся в жителей этого острова в теплом океане.


4. Разминка "Островитяне".


В результате разминки члены каждой команды становятся членами четырех

племен. При этом каждый стол представляет свое племя. Ведущий раздает каждому племени какой-то особый знак отличия. Для большего погружения в игровую ситуацию можно предложить каждой группе придумать название своего племени и перечислить несколько самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся). После небольшого обсуждения (не более 5-7 минут) группы представляются друг другу.


5. Погружение в игровую ситуацию.


Ведущий. Итак, начинается наша история... Она касается всех жителей ваших племен, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Рыбак с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Рыбаком и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашего племени. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе быть не можеm, у вас же разные племена, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.


Варианты историй (раздаточный материал)

Начало первой истории.


Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем... Рыбак был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану, не всегда понимал шутки своих соплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...


Начало второй истории.


Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем… Рыбак слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники...


Начало третьей истории.


Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим большим и дружным племенем... Все его считали своим и относились К нему очень тепло. Многое ему прощали. Но Рыбак всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось уплыть далеко-далеко. Он тайком разговаривал с Океаном. Рыбак чувствовал себя чужим в своем племени...


Начало четвертой истории.


Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем... Рыбак очень хотел дружить с другими членами племени, быть равным им во всем. Но его сторонились, старались с ним не общаться. Рыбак казался соплеменникам каким-то не таким...


Далее ведущий предлагает участникам рассказать, каким же был их Рыбак, и какие у него были отношения с окружающими.


Ведущий. Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом - с помощью немой сценки.


Ведущий просит каждую группу разыграть маленькую сценку без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Рыбаком и его окружением. На подготовку дается 5-10 минут.




Ведущий просит участников очень внимательно смотреть сценки друг друга, подмечать особенности отношений между Рыбаком и остальными участниками.


После показа первых двух сценок ведущий предлагает высказать свои предположения относительно того, где к Рыбаку относились как к чужому, а где как к своему, и почему они так думают. Подобное же обсуждение происходит и после показа следующих двух сценок.


После того как все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслух прочитать свои тексты и подводит итог. Важно обратить внимание на следующее. В чем проявлялось отношение к Рыбаку как к чужому? Почему иногда Рыбак сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как все?


6. Происшествие на острове.


Поблагодарив участников, ведущий предлагает им послушать, что же случилось дальше. Он рассказывает им следующую историю.


На самой высокой горе острова всегда горел костер. Давным-давно вожди всех четырех племен зажгли его от огня своих племенных костров. Островитяне очень берегли его. Они верили, что пока горит огонь Большого костра, между племенами не будет войн, в океане не переведется рыба, все будут здоровы и счастливы. Пламя Большого костра островитяне берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель острова обязан был раз в несколько месяцев дежурить у Большого костра, поддерживая огонь.


И вот наступило дежурство нашего Рыбака. Он шел на него спокойно: не в первый раз. "И не в последний",- думал он про себя. Увы...


Во время своего дежурства Рыбак любил лежать у Большого костра и смотреть в ночное звездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми... Так было и в этот раз.


Вдруг он увидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в океане. За ней другая, третья...


Начался настоящий звездный дождь. Рыбак вскочил на ноги и стал завороженно смотреть на падающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвести взгляд. Рыбак забыл обо всем... А когда спохватился, было уже поздно. Большой костер погас.


Очень быстро весть разнеслась по всему острову. Прибежали к Большому костру жители всех племен. Смотрят на Рыбака. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшедшее? Как с Рыбаком обращаются?


Ведущий предлагает группам рассказать, как бы в их племени жители вели себя с Рыбаком (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Рыбака и его отношения с окружающими). На подготовку сценок отводится 5-10 минут.

Группы показывают свои сценки, ведущий просит зрителей внимательно наблюдать за тем, как ведут себя окружающие и сам Рыбак в этой печальной ситуации в каждом из племен.



7. Групповое обсуждение


Ведущий предлагает участникам обсудить три очень важных вопроса (записаны на листе бумаги).


Первый вопрос: "Как относятся к тому, кого считают чужим?" (важно, чтобы участники игры сообща описали агрессивное, неуважительное, недоброжелательное поведение, которое часто встречается по отношению к "чужим". При этом можно опираться как на конкретный игровой материал, так и на свой жизненный опыт и запас знаний).

Второй вопрос: "Что может чувствовать человек, которого считают чужим?" (прежде всего этот вопрос стоит задать тем, кто волею случая играл роль Рыбака. Но очень важно, чтобы на него ответили и другие участники игры).

Третий вопрос: "Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?" (важно создать ситуацию, в которой большинство участников имели бы возможность вслух, громко ответить на такой вопрос словом "нет").


8. Моделирование поведения


Ведущий напоминает участникам игры проблему, которую они обсуждали в начале встречи: могут ли быть вокруг только свои? Он предлагает им подумать и над другим вопросом если вокруг нас есть свои и чужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают и т.д.?


Выслушав разные мнения (очень важно принять все мнения), ведущий предлагает участникам еще раз разыграть те ситуации, в которых окружающие относятся к Рыбаку как к чужому.


Две группы получают начало первой истории (важно, чтобы перед этим они проигрывали другие ситуации), две оставшиеся - начало четвертой истории (с тем же условием).


Группам предлагается внимательно прочитать текст, представить себе взаимоотношения Рыбака с окружающими (можно проговорить это вслух) и разыграть сцену, произошедшую после того, как погас Большой костер. Главное условие таково: Рыбака нельзя унижать, оскорблять, обижать.


Группы готовят свои сценки и показывают их друг другу. Ведущий помогает участникам отметить позитивные моменты в поведении самого Рыбака и окружающих.


9. Групповое обсуждение.


В завершение ведущий предлагает выйти участникам из ролей и обсудить такие вопросы:

-Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало

их?

-В чем особенности такого поведения и отношения?

-Зачем нужно человеку быть толерантным?

-Есть ли способ возродить Большой костер?

-Как помочь жителям острова?


10. Итоги.


Все предложения записываются на листе бумаги и вывешиваются на доску.

Ведущий спрашивает, понравилась ли ребятам игра, благодарит их за участие.




5. Создание собственной модели толерантного поведения.


Классный руководитель объявляет последний этап игры – 5 (звучат фанфары).

Учащимся предлагается озвучить выводы и зафиксировать их, создав модели толерантного поведения. Для этого он обращает ребят к трафаретам футболок, разделенных на половинки. Каждый участник должен раскрасить трафарет и написать вывод – слоган (это творческое задание выполняется под музыку).

Получившиеся половинки футболок приклеиваются затем на лист ватмана, соединяясь, чтобы получилась целая футболка. Получившийся коллаж закрепляется на доске.

Я в мире людей

Надписи на футболках:

Уважай чужое мнение!

Принимай людей такими, какие они есть!

Умей дать совет

Выслушай совет другого!

Уважай права другого человека!

Научись прощать!

Умей поддержать в трудную минуту!

Будь доброжелательным!

Будь терпимым!

Я за толерантность!

Защищай слабых!

Старайся стать лучше!












6. Подведение итогов игры.



Классный руководитель: У вас получились прекрасные модели толерантной личности, и вы сделали большой шаг к тому, чтобы стать добрее, терпимее, уважительнее к окружающим вас людям. Бернард Шоу однажды сказал (обращается к эпиграфу на доске): «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Я думаю, мы научимся так жить, правда? На этом мы заканчиваем нашу игру. Покажите жестом, понравилась ли вам она. Психолог: А теперь сделайте то же самое и улыбнитесь друг другу. Классный руководитель: Дорогие родители, а Вам понравилась наша игра? Покажите! Психолог: А теперь улыбнитесь друг другу. Классный руководитель приглашает социального педагога для вручения дипломов командам. (звучат фанфары)



Социальный педагог вручает дипломы с конвертами.

Диплом участника игры

«Я в мире толерантности»



Команда

«…………»

Заняла первое место в номинации «Дружба и взаимопомощь»

Уважаемый участник игры

«Я в мире толерантности»!

Просим Вас написать отзыв об игре и предложения!

Спасибо!





Ведущие игры.

















Участники апплодируют. Классный руководитель просит присутствующих поблагодарить друг друга( звучит музыка). Затем все прощаются.

Примечания: игра должна проводиться, когда ребята уже знакомы с понятием толерантность, например, после тематического классного часа.

Перспективы:

- классный час «Я хочу жить в толерантном обществе»;

- деловая игра «Я в ответе», в которой изучаются такие общественные проблемы как религиозные и идеологические конфликты, проблема терроризма и т.д., составляется карта проблемы:



1. Сформулируйте как можно точнее и лаконичнее суть проблемы____________________________________________________________

2. Кратко дайте историческую справку проблемы____________________________________________________________

3. Сформулируйте негативные последствия проблемы____________________________________________________________

4. Опишите существующие варианты разрешения проблемы____________________________________________________________

5. Предложите свой путь разрешения проблемы____________________________________________________________

6. Аргументируйте положительные стороны вашего предложения и его недостатки___________________________________________________________



Эта игра может проводиться в старших классах во взаимодействии с учителями – предметниками (обществознание, история), социальным педагогом и родителями.

Кроме того, можно найти пути выхода на общественность (СМИ, Интернет - обращения, форумы, письма-обращения к общественным организациям);

-участие в интернет - проектах (дизайн футболок);

- проведение игры в других классах уже с привлечением участвовавших в игре;

-участие во всевозможных конкурсах, тиражирование игры.

Используемая литература:

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения.-М.: Генезис, 2005.

Ссылки: http://ypk/yspu/yar/ru/tolerance/3/htm/ Как воспитать толерантность;

http://wiki/iot/ru/index/php/ Классный час Воспитание толерантности;

http://summercamp/ru/index../Игры психологические.