СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подросток. Что нужно знать. Из Интернета

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подросток. Что нужно знать. Из Интернета»

Подросток. Что нужно знать

Подросток. Что нужно знать

Ассоциации детей к слову подросток, подростковый возраст  Подросток – человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем; человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет; человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь; человек, который осознает все трудности жизни; это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается; достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет; человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты; человек, который имеет свое мнение на жизнь; человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.

Ассоциации детей к слову подросток, подростковый возраст

Подросток –

человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем;

человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет;

человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь;

человек, который осознает все трудности жизни;

это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается;

достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет;

человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты;

человек, который имеет свое мнение на жизнь;

человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.

* физиологическом ;    *  психологическом ;    * социальном .

* физиологическом ;

* психологическом ;

* социальном .

Период полового созревания    Снижение работоспособности Снижение интереса к учебе Невнимательность,  рассеянность вспыльчивость Повышенная  чувствительность

Период полового созревания

Снижение

работоспособности

Снижение

интереса к учебе

Невнимательность,

рассеянность

вспыльчивость

Повышенная

чувствительность

 Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме  Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес  Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими  Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания  Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения  В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме

  • Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес

  • Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими

  • Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания

  • Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме,  переживать  «гормональную  бурю».  Подростки как будто все  время находятся в  состоянии стресса.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности: Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

Новый образ физического «Я»

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Изменения во внешнем облике:   радуют – **%  безразличны – **%  раздражают и злят - **%

Изменения во внешнем облике: радуют – **% безразличны – **% раздражают и злят - **%

 Развитие самосознания В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »

Развитие самосознания

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »

Чувство взрослости -  отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Чувство взрослости -

отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Как проявляется чувство взрослости подростка? В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому  В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей   Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы

Как проявляется чувство взрослости подростка?

  • В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому

  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей

Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию

Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения   Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:  взаимная поддержка,  помощь в случае нужды,  уверенность в друге и доверие к нему,  защита друга в его отсутствие,  принятие успехов друга,  эмоциональный комфорт в общении.  Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного»
  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
  • Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:

взаимная поддержка,

помощь в случае нужды,

уверенность в друге и доверие к нему,

защита друга в его отсутствие,

принятие успехов друга,

эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения

Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю

«Один за всех и все за одного»

Ответственность за совершаемые поступки:  задумывались о последствиях – **%  снимают с себя ответственность – **%  иногда несут ответственность – **%    Оценка собственного поведения:  приходилось оценивать – **%  задумываются иногда – **%  предпочитают об этом не думать– **%

Ответственность за совершаемые поступки: задумывались о последствиях – **% снимают с себя ответственность – **% иногда несут ответственность – **% Оценка собственного поведения: приходилось оценивать – **% задумываются иногда – **% предпочитают об этом не думать– **%

Формируется «Я - концепция» ребенка Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии   Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой

Формируется «Я - концепция» ребенка

Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

Внутренний мир

  • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
  • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой

Формируется образ «реального Я» и «идеального Я» Реальное «Я» - Представления о собственной внешней привлекательности - Представления о своем уме - Представления о своих способностях в разных областях - Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах  познавательный компонент Познание себя Познание своих различных качеств  Оценочный и поведенческий компонент Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников  Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе

Формируется образ «реального Я» и «идеального Я»

Реальное «Я»

- Представления о собственной внешней привлекательности

- Представления о своем уме

- Представления о своих способностях в разных областях

- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах

познавательный компонент

Познание себя

Познание своих различных качеств

Оценочный и поведенческий компонент

Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности

Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников

Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе

Идеальное «Я» Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального При высоком уровне притязаний При недостаточном осознании своих возможностей  Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе , что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества У подростка развивается саморегуляция

Идеальное «Я»

Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального

  • При высоком уровне притязаний
  • При недостаточном осознании своих возможностей

Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе , что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности

Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию

  • Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества
  • У подростка развивается саморегуляция
Свой образ глазами окружающих:  общительный – **%  Добрый - **%  Злой – **%  открытый – **%  Жизнерадостный – **%  искренний – **%  Сильный – **%  Ленивый – **%  вредный – **%  Предатель – **%  уверенный в себе – **%  Увлекающийся – **%  Смешной (прикольный) – **%

Свой образ глазами окружающих: общительный – **% Добрый - **% Злой – **% открытый – **% Жизнерадостный – **% искренний – **% Сильный – **% Ленивый – **% вредный – **% Предатель – **% уверенный в себе – **% Увлекающийся – **% Смешной (прикольный) – **%

Общение со сверстниками  Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление «Счастье – это когда тебя понимают» Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде Неформальные группы Взаимная симпатия Общие интересы, занятия Способы развлечений, место проведения свободного времени

Общение со сверстниками

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями

  • Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
  • Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
  • «Счастье – это когда тебя понимают»
  • Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде

Неформальные группы

  • Взаимная симпатия
  • Общие интересы, занятия
  • Способы развлечений, место проведения свободного времени
Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограничено Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей Для подростков характерно стремление к эмансипации ( освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах)  от близких взрослых:  нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,  они испытывают сильное желание быть самостоятельными,  равными с ними в правах.  То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Общение со взрослыми

  • Влияние родителей уже ограничено
  • Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
  • Для подростков характерно стремление к эмансипации ( освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:

нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,

они испытывают сильное желание быть самостоятельными,

равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Предпочтительность сферы общения: Выполнить домашнее задание **% Поговорить о какой-либо проблеме с мамой, папой Почитать книгу, поухаживать за животными Пообщаться с друзьями **% Пойти с родителями в гости **% Поделиться проблемой или возникшей трудностью с друзьями **% **% Послушать музыку, сходить на дискотеку **% Ты согласишься с мнением родителей, учителей, даже если у тебя совсем другое мнение **% Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга, подругу домой **% **% Ты стараешься высказать свое мнение, так как ты достаточно взрослый **%

Предпочтительность сферы общения:

Выполнить домашнее задание

**%

Поговорить о какой-либо проблеме с мамой, папой

Почитать книгу, поухаживать за животными

Пообщаться с друзьями

**%

Пойти с родителями в гости

**%

Поделиться проблемой или возникшей трудностью с друзьями

**%

**%

Послушать музыку, сходить на дискотеку

**%

Ты согласишься с мнением родителей, учителей, даже если у тебя совсем другое мнение

**%

Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга, подругу домой

**%

**%

Ты стараешься высказать свое мнение, так как ты достаточно взрослый

**%

Досуг и проведение свободного времени:   проводить время с друзьями на улице – **%  участвовать в вечеринка и дискотеках – **%  заниматься в спортивных секциях - **%   Помощь в преодолении трудностей:   обратятся к родителям – **%  обратятся к друзьям – **%

Досуг и проведение свободного времени: проводить время с друзьями на улице – **% участвовать в вечеринка и дискотеках – **% заниматься в спортивных секциях - **% Помощь в преодолении трудностей: обратятся к родителям – **% обратятся к друзьям – **%

Поведенческие особенности подростков:    Подростковый возраст:  - Стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности - Выбирают себе кумиров - Проявляется соревновательный мотив  - Чувствительность к оценке посторонних своей внешности - Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,  Неустойчивость может смениться апатией,  отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,  Повышенная самоуверенность, безаппеляционность  в суждениях быстро меняется ранимостью и неуверенностью в себе;  крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих  внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

Поведенческие особенности подростков:

Подростковый возраст:

- Стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности

- Выбирают себе кумиров

- Проявляется соревновательный мотив

- Чувствительность к оценке посторонних своей внешности

- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

  • Неустойчивость может смениться апатией,

отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность
  • в суждениях быстро меняется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров