Подросток. Что нужно знать
Ассоциации детей к слову подросток, подростковый возраст
Подросток –
человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем;
человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет;
человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь;
человек, который осознает все трудности жизни;
это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается;
достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет;
человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты;
человек, который имеет свое мнение на жизнь;
человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.
* физиологическом ;
* психологическом ;
* социальном .
Период полового созревания
Снижение
работоспособности
Снижение
интереса к учебе
Невнимательность,
рассеянность
вспыльчивость
Повышенная
чувствительность
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме
- Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес
- Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
- Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
- Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
- Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
- Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
- Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Изменения во внешнем облике: радуют – **% безразличны – **% раздражают и злят - **%
Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »
Чувство взрослости -
отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Как проявляется чувство взрослости подростка?
- В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
- В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию
Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
- Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
- Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю
«Один за всех и все за одного»
Ответственность за совершаемые поступки: задумывались о последствиях – **% снимают с себя ответственность – **% иногда несут ответственность – **% Оценка собственного поведения: приходилось оценивать – **% задумываются иногда – **% предпочитают об этом не думать– **%
Формируется «Я - концепция» ребенка
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
Внутренний мир
- Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
- Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой
Формируется образ «реального Я» и «идеального Я»
Реальное «Я»
- Представления о собственной внешней привлекательности
- Представления о своем уме
- Представления о своих способностях в разных областях
- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах
познавательный компонент
Познание себя
Познание своих различных качеств
Оценочный и поведенческий компонент
Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников
Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе
Идеальное «Я»
Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального
- При высоком уровне притязаний
- При недостаточном осознании своих возможностей
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе , что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию
- Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества
- У подростка развивается саморегуляция
Свой образ глазами окружающих: общительный – **% Добрый - **% Злой – **% открытый – **% Жизнерадостный – **% искренний – **% Сильный – **% Ленивый – **% вредный – **% Предатель – **% уверенный в себе – **% Увлекающийся – **% Смешной (прикольный) – **%
Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
- Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
- Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
- «Счастье – это когда тебя понимают»
- Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
- Взаимная симпатия
- Общие интересы, занятия
- Способы развлечений, место проведения свободного времени
Общение со взрослыми
- Влияние родителей уже ограничено
- Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
- Для подростков характерно стремление к эмансипации ( освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Предпочтительность сферы общения:
Выполнить домашнее задание
**%
Поговорить о какой-либо проблеме с мамой, папой
Почитать книгу, поухаживать за животными
Пообщаться с друзьями
**%
Пойти с родителями в гости
**%
Поделиться проблемой или возникшей трудностью с друзьями
**%
**%
Послушать музыку, сходить на дискотеку
**%
Ты согласишься с мнением родителей, учителей, даже если у тебя совсем другое мнение
**%
Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга, подругу домой
**%
**%
Ты стараешься высказать свое мнение, так как ты достаточно взрослый
**%
Досуг и проведение свободного времени: проводить время с друзьями на улице – **% участвовать в вечеринка и дискотеках – **% заниматься в спортивных секциях - **% Помощь в преодолении трудностей: обратятся к родителям – **% обратятся к друзьям – **%
Поведенческие особенности подростков:
Подростковый возраст:
- Стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности
- Выбирают себе кумиров
- Проявляется соревновательный мотив
- Чувствительность к оценке посторонних своей внешности
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- Неустойчивость может смениться апатией,
отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность
- в суждениях быстро меняется ранимостью и неуверенностью в себе;
- крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров