СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подросток в мире вредных привычек.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подросток в мире вредных привычек.»

Подросток в мире вредных привычек


К сожалению, сегодня возраст начала приобщения к одурманивающим веществам – постоянно снижается. Есть дети, уже в 6 – 7 лет попробовавшие вино за праздничным столом или вместе с приятелем тайком покуривающие в подъезде.

Надо сказать, что родители далеко не всегда узнают о подобных «шалостях» своих детей. Между тем убедительно доказано, что чем раньше ребенок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, к курению.

Что делать взрослым в этой ситуации? Вряд ли родителям (даже сверхзаботливым) удастся оградить своего ребенка от негативного влияния улицы, телевидения и т.д. да этого и не стоит делать, ведь рано или поздно ребенку придется строить свою жизнь самостоятельно.

Но вот сформировать у ребенка устойчивость к такому влиянию им вполне по силам. Причем начинать такую работу надо как можно раньше, не откладывая на потом.

В чем может заключаться такая профилактическая работа?

Какие причины и факторы способны подтолкнуть ребенка к знакомству с дурманом, а, что, наоборот, может предотвратить такое знакомство? Попробуем в этом разобраться.



Возрастные особенности, способные провоцировать риск приобщения к алкоголю и курению


Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определенного отношения к алкоголю и курению. Ребенок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего.

Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «вещества взрослых». Причем впоследствии для подростка это становится способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных в том числе со школой.

Что же можно посоветовать родителям школьников, чьи успехи в школе явно неблестящие?

Во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребенка не формировался комплекс неполноценности (или стараться избавить ребенка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя успешным в каком-либо виде деятельности. Это может быть спорт, опека младших сестер или братьев, любая социальная деятельность.

Во-вторых, важно замечать любые, даже незначительные позитивные сдвиги в учебе. Если у ребенка в стройном ряду двоек появилась хотя бы одна тройка, это уже победа. Кстати, ошибаются те родители, которые сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей. Гораздо более эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов с вчерашними.

Для каждого возраста характерны определенные поведенческие реакции – наиболее типичные схемы поведения. Одной их них, свойственной подросткам, является демонстрация своей «взрослости». Увы, зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем.

Что нужно сделать, чтобы ребенок выбрал другие способы самоутверждения?

Ответ очевиден – создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значимость, самостоятельность без вреда для здоровья. Понятно, что особенности возраста не исчерпываются описанными. Однако провоцировать употребление алкоголя и курение могут и индивидуальные личностные свойства ребенка.


Биологические, психологические, социальные факторы, повышающие риск курения и знакомства с алкоголем

Выделяют три группы факторов, которые могут повышать риск раннего приобщения ребенка к алкоголю и курению.

Биологические. В настоящее время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме вырабатывается недостаточное количество эндоморфинов – веществ, «ответственных» за возникновение положительно окрашенных ощущений. Недаром эти вещества называют «веществами удовольствия».

Люди с этими нарушениями подсознательно постоянно ищут способ компенсировать недостаток эндоморфинов, поэтому алкоголь, курение, наркотики могут представлять для них особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро.

По некоторым данным у 70% людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, обнаружено такое нарушение. Если в роду у ребенка были люди, страдающие алкоголизмом, родителям надо быть чрезвычайно внимательными.

Опасность знакомства с алкоголем для такого ребенка многократно возрастает. Необходимо с раннего детства учить ребенка другим, не наносящим ущерба здоровью, способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают занятия спортом, закаливание, повышающие общий тонус организма и стимулирующие образование эндоморфинов (эффект хорошего настроения после спортивных занятий, наверное, ощущали все).

К биологическим факторам риска раннего привыкания к алкоголю и курению относят также и различные нарушения внутриутробного и послеродового развития ребенка.

Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, - все это может сыграть негативную роль в дальнейшем его развитии.

Дело в том, что эти события так или иначе могут накладывать отпечаток на формирование организма, становясь причиной функциональных нарушений. Последние, в свою очередь, способствуют возникновению ощущения физиологического дискомфорта (в различной степени выраженного), и, став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для его компенсации.

Характерологические особенности.

Речь идет об акцентуации характера. Психологи под акцентуацией характера понимают чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте акцентуированные черты характера могут провоцировать приобщение к алкоголю и наркотикам.

Так, в зоне риска находятся подростки с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерна быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредотачиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при очень несложной работе.

Начиная какое – либо дело, они часто не доводят его до конца. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие подростки легко идут на эксперименты с алкоголем, курением. Причем именно возникающий при этом эффект измененного состояния для них чрезвычайно привлекателен.

Особого внимания требуют подростки и истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является желание постоянно быть в центре внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они были «темой разговора». Ради популярности они готовы совершить даже т е поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им нравится, чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, «взрослость». При этом они любят преувеличивать собственную «испорченность», похваляются своей «бывалостью». Они очень подвержены внешнему влиянию, поэтому легко соглашаются на предложение выпить или закурить, лишь бы не выглядеть в глазах компании «маменьким сынком».

Говоря о биологических и психологических особенностях, подчеркнем, что они могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к алкоголю и курению.

Реализуется или нет эта предрасположенность – зависит от взрослых, окружающих ребенка.

Если взрослые сумеют научить детей регулировать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет разнообразных источников, не разрушающих их физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать: никотиновый и алкогольный соблазн им не будет страшен.

Но провоцировать раннее знакомство с алкоголем или раннее курение могут и особенности семейного воспитания.

Бытует расхожее мнение о том, что риск появления пагубных привычек выше у детей из неполных семей, где есть только мама (реже – папа). На самом деле состав семьи играет не такую уж и большую роль (как показывают исследования, среди тех, кто уже в школьном возрасте получил опыт использования алкоголя, практически поровну детей из полных и неполных семей).

Гораздо большее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу. Очень опасно (и не только в плане приобретения возможного «алкогольного» опыта или опыта курения) воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными самим себе.

Причины гипоопеки могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о ребенке.

Но, увы, гораздо чаще причина гипоопеки совсем другая – загруженность родителей на работе, когда на общение с ребенком в будний день выкраивается каких-нибудь 15 минут перед сном. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребенка, проследить за чистотой его одежды и т. д. Тут уж не разговоров по душам.

В подобном режиме живут большинство из родителей. Найти подходящую для выполнения родительских обязанностей работу не всегда возможно (просто потому, что тогда покачнется материальный фундамент семьи).

К тому же надо помнить, успех воспитания зависти не только и не сколько от количества времени, проведенного с ребенком, но и прежде всего от качества общения. Пример жизни родителей, их привычки, взгляды гораздо больше влияют на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы.

Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания – гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему возможности проявить самостоятельность.

В результате ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению, указаниям взрослых, ребенок становится подвластным любому внешнему влиянию. Он просто не может отказаться от сомнительного предложения – ведь его этому в семье не научили.

Есть такое выражение – «Все мы родом из детства». Наши хорошие и плохие привычки тоже родом оттуда, и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к алкогольному и никотиновому соблазну. Но, увы, она же может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.

Родителям стоит задуматься, какие привычки формируются у ребенка в их семье.


Курильщики поневоле

Курильщиками поневоле можно назвать тех, кому приходится ежедневно находиться рядом с курящим человеком более часа. Иными словами, если в семье хотя бы один из домочадцев курит, то всех других можно смело причислять к многочисленной армии курильщиков, правда пассивных.

Дело в том, что в организме взрослого человека уже сформированы механизмы, позволяющие за счет работы печени, легких, почек по возможности быстро освобождаться от токсических веществ или переводить их в менее токсичные.

В организме ребенка такие механизмы только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза, бронхиальной астмой в 4 раза, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. Предрасположенность к гастриту, язве желудка, нарушению работы сердечно – сосудистой системы… список печальных последствий можно продолжить.

Принять считать, что риск раннего знакомства ребенка с сигаретой в семьях курильщиков значительно выше, чем в семьях некурящих. Ведь в этом случае курение для ребенка – не просто символ взрослости, самостоятельности, это то, что может (по мнению подростка) сделать его похожим на авторитетного взрослого. Кстати, и сигарету в доме, где курят взрослые, найти подростку намного проще, да, и, наблюдая за взрослыми, он уже теоретически освоил технику курения. Вот почему по статистике 65% курящих подростков в возрасте 14 – 15 лет из семей курящих. Однако нельзя утверждать однозначно, что ребенок курящих родителей обречен на курение.

Каждый из нас знает такие примеры: родители курят, а уже ставший взрослым ребенок – нет. Только добиться такого результата можно, если родители помогут своим детям находить иные способы удовлетворения любознательности, потребности в самоутверждении и признании окружающих, т.е. научат их интересно жить.

В этом случае дымящаяся сигарета уже не будет иметь для ребенка, какой – то привлекательности, она ему станет просто не нужна.


За праздничным столом

Использование алкогольных напитков (конечно, в определенных ситуациях и в определенных количествах) – давняя традиция, которую большинство из нас соблюдает. Спиртное – непременный атрибут праздничного стола.

Наша цель – обсудить, как предотвратить ранее знакомство ребенка с алкоголем.

Понятно, что никто из родителей не хочет, чтобы его ребенок приобщился к алкоголю. Но надо сказать, что реакция взрослых на ситуации с алкоголем и курением детей, разительно отличаются.

Если к детскому курению абсолютное большинство взрослых относятся крайне негативно, то в случае с алкоголем довольно много родителей считают возможным эпизодические пробы пива и вина.

Около 78% детей школьного возраста пробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% делали это с разрешения взрослых. Обычно это происходит за праздничным столом, за которым сидят вместе взрослые и дети. Такие эксперименты далеко не безобидны, как это может показаться на первый взгляд.

На ребенка даже незначительная, с точки зрения взрослого, доза алкоголя способна оказать весьма неожиданное воздействие. Так, даже 15 грамм шампанского или сладкого вина (глоток) нередко вызывает рвоту, тошноту, головную боль. Резкий запах спиртного действует в этом случае подобно нашатырному спирту, вызывая сужение периферических сосудов и как результат – сильное головокружение.

Так, что сомнений быть не может: даже «безобидные» дозы спиртного для детского организма – физиологический стресс (хотя никаких видимых реакций может не быть).

Но главная опасность таких экспериментов даже не физиологическая, а психологическая.

В этом случае в сознании ребенка снимается внутреннее табу на употребление алкоголя.

Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешенных, тем более, если алкоголь использовался с позволения родителей. С одной стороны, «приступ» первого любопытства прошел, но с другой – вероятность дальнейшего знакомства с алкоголем, скорее всего, возросла. Если раньше ребенка удерживал страх «первого шага» (любому из нас всегда страшновато делать что – то впервые), то теперь этот страх снят – ребенок уже знает, что он может испытывать.

Т.о., ранний опыт приобщения к спиртному – неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья ребенка и способен в значительной степени провоцировать «интерес» к алкоголю в дальнейшем.


Как предотвратить знакомство ребенка с одурманивающими веществами

Семейная профилактика должна заключаться не только и даже не столько в беседах об опасности одурманивающих веществ, гораздо важнее сформировать у ребенка свойства и качества, обеспечивающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовывать свои потребности без помощи психоактивных веществ.

О том, что табак, алкоголь опасны для организма, знает каждый ребенок. Но мало кого это знание удерживает от употребления.

С помощью ПАВ человек пытается решать свои проблемы, избавиться от неприятных переживаний, получить «удовольствие». И перед ним возникает выбор между различными ценностями – здоровьем и социальным признанием, психологическим комфортом и реализацией потребности в новых ощущениях и т.д.

К сожалению, весьма часто в такой ситуации выбора здоровье оказывается на втором месте, тем более, что расплата в виде различных функциональных нарушениях наступает не сразу, а спустя какое – то время.

Далеко не каждый взрослый способен прогнозировать последствия своих поступков на длительную перспективу, отказываясь от сиюминутного удовольствия. Для подростка это оказывается еще более сложной задачей.


Почему подростки начинают использовать ПАВ?

Тут и любопытство, и желание получить новые ощущения, и стремление стать «своим» в компании сверстников и т. д.

Поэтому, секрет семейной профилактики – помощь ребенку в освоении большого количества способов реализации своих потребностей без помощи ПАВ. Поскольку любопытство является наиболее распространенным мотивом знакомства с ПАВ, надо обеспечить насыщение потребности в новом из социально ценных источников (книги, кино, театр, друзья, хобби).

Понятно, что все это требует от взрослого времени – он должен показать ребенку привлекательность этих источников.

Нередко раннее приобщение к ПАВ происходит из – за того, что ребенок подобным образом пытается завоевать авторитет среди сверстников, войти в компанию, стать «своим» в ней.

Вот почему так важно научить его контактировать со взрослыми, ровесниками, чтобы он не испытывал одиночества, сделать его жизнь разнообразной.

И рецепт здесь тот же: сделать жизнь ребенка разнообразной, чтобы у него была возможность общаться со взрослыми и сверстниками, учить отстаивать собственную точку зрения и идти на компромиссы с окружающими.

Т.о. семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребенка культуры жизни – потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром.

Эти качества способны стать надежными внутренними барьерами для ребенка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с ПАВ.