Подросток XXI века - это интеллектуал, владеющий современными информационными технологиями или бездуховный пользователь?
Работу выполнила
Ученица 9 класса
Пантелеева Светлана
Руководитель: Чукарова Нина Александровна, учитель истории и обществознания.
Проблема исследования:
почему при таком высоком информационном и технологическом уровне развития общества мы часто сталкиваемся с низким уровнем духовного развития подростков?
Актуальность:
В современном обществе увеличивается число правонарушений среди подростков. Ребята рано начинают курить, употреблять алкогольные напитки и наркотики. Проводя много время «не в том» окружении, даже самый воспитанный подросток, может стать бездуховным потребителем с отклоняющимся поведением. Они считают себя взрослыми, не понимая, к чему это ведет, какое будущее их ожидает .
Цель исследовательской работы:
выяснить, в чем сущность современного подростка и что влияет на формирование его внутреннего мировоззрения?
Задачи :
- сравнить духовные потребности подростков разных поколений;
- выяснить значимые ценности современных подростков;
- узнать причину изменений интересов и потребностей подростков XXI века;
- выяснить важность духовных ценностей для современных подростков.
Гипотеза
Бездуховность подростков XXI века связана с тем, что они проводят много времени за компьютером в виртуальности, потребляя готовую информацию, мало интересуются настоящей литературой и искусством, способные сформировать у них духовные ценности, попадают в неформальные группы, где перенимают навязанные ценности и становятся бездуховными потребителями ложных представлений
Объект исследования - подростки XX и XXI веков.
Предмет исследования – духовные ценности подростков
Методы учебного исследования:
- сбор социологической, психологической информации;
- систематизация социологических фактов и сведений;
- анализ сведений;
- метод аналогии и описания .
Подростки XX века, их интересы и потребности
Пантелеева Тамара Геннадьевна,
1946 года рождения :
В мои годы подростки работали на полях и в своем хозяйстве. Помогали людям, вступали в пионеры и «Тимуровцы».
У нас была интересная жизнь, мы читали книги, смотрели фильмы, например «Смелые люди», «Высота», пели песни, занимались рукоделием. С уважением относились к учителям и родителям. У меня хорошие воспоминания о моей юности».
У меня настолько хорошие воспоминания о моей юности, даже становится тепло на душе».
Скворцова Юлия:
«В конец 80-х, подростки были заняты каким-то делом. Со всеми были дружелюбны, помогали друг другу. А еще у нас создавались производственные бригады, набирали группу телят, за которыми ухаживали сами. Ходили на ферму утром, до занятий в школе, и вечером. И это не было зазорным, мы гордились этим, было чувство ответственности.
Родители выписывали журналы «Пионер», «Юность», из которых узнавали что-то новое и интересное. Мне нравились группы «Мираж» и «Секрет», в клубе показывали фильмы. Жить было здорово и интересно. А вот современные подростки считают, что, все расскажет и покажет умный Интернет».
01
Зимина Евгения:
«Мой подростковый возраст пришелся на конец 90 - х начало «нулевых». Делали что хотели, своим громким и порой вызывающим поведением вызывали возмущение у взрослых. Тогда все было круто, делаю что хочу, имею право. Мне нравилась рок и поп музыка. Одевались по мере возможности, так как все стандарты были отменены, мы носили вещи кто во что горазд. Вокруг беспредел, уныние и бедность, не только материальная, но и духовная .
Какой он, подросток XXI века?
Подростки –это лица в возрасте от 10 до19 лет, самый сложный из всех детских возрастов, период развития личности крайне противоречивый. Основной деятельностью является эмоциональное общение со сверстниками, развивается чувство взрослости. В этот период у подростка формируются важнейшие личностные качества, которые закладываются с примерами для подражания позитивными или негативными .
Причина изменений интересов и потребностей подростков разных поколений
Подростки живут в сложном современном мире, который, отличается от того, в котором жили их родители. В чем же эти отличия?
1. В количестве ненужной информации, которое обрушивается через различные СМИ.
2. Подросток знает о жестокости гораздо больше, чем старшие поколения. Иногда они испытывают насилие в семье, булинг в школе и соцсетях, это становится частью современной жизни.
3. Непрочность современной семьи..
4. Нет четкого представления, что хорошо, а что плохо.
В таком сложном малодуховном мире живут современные подростки. Поэтому они остро нуждаются в мудрых, тактичных и любящих родителях и старших товарищах, которые способны наполнить их духовный мир.
Учащиеся 8-10 классов
70% - хорошее образование
50% - семейное благополучие
25 % - престижная работа и карьера
Учащихся 5-7 классов:
65% - хорошее здоровье
35%-семейное благополучие
20%- дружба
Подростки очень эмоциональны и зависимы от мнения себеподобных. Но при этом они стремятся выделяться из толпы и демонстрировать своё «я». Так и рождается атрибутика под названием субкультуры, прикрываясь которой подросток говорит о своих проблемах миру, например: хипстеры, геймеры, эмо.
Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков.
В нашей школе главной целью воспитания является гражданско-патриотическое направление, действует детская организация «Бригантина».
В 2020 году вступили во Всероссийское движение «ЮНАРМИЯ».
Проходят уроки мужества, акции, классные часы и викторины по различным направлениям .
В 2020-2021 учебном году начали сбор материала для школьного музея. Данная работа вызвала интерес, ребята изучают историю вещей, историю своей семьи, и тех кто живет рядом с ними.
Заключение
Среди современных подростков есть интеллектуалы, творческие личности, спортсмены, но существует и такая категория подростков, которых можно назвать потребителями. Подростками-потребителями руководит личная выгода, отсутствует умение сопереживать, неблагодарность и отсутствие принципов.
Духовное развитие зависит от семьи, окружения, личностных качеств подростков, а информационные технологии должны только помогать в развитии духовных ценностей, а не разрушать их.
Список использованной литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович – М.: «Просвещение», 1968 – 365 с.
2. Винтовкина И.С. Девочке-подростку. / И.С. Винтовкина – М.: «Медицина», 1986 - 6 с.
3. Воронцова В.Г. Полная энциклопедия школьника 5-11 класс Том 1./ Воронцова В.Г., Элиасберг Н.И. – СПб.: ИГ «Весь», 2005 – 443-445 с.
4.Волков А.С.Энциклопедия про подростка. / А.С. Волков – М.: «Русское слово», 2005 - 56-60 с.
5. Габер И.В. Формирование семейных духовно-нравственных ценностей как основы сохранения репродуктивного здоровья школьников: педагогические условия. / И.В. Габер, М.П. Радченко, Н.О. Герьянская – Новосибирск НИПКиПРО, 2011 – 18 с.
6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5 -9 классы. / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова – М.: «ВАКО», 2005 –36, 37 с.
7. Коломинский Я.Л. Человек: Психология. / Я.Л. Коломинский – Москва: «Медицина» 1982 – 46 с.
8. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. / Л.М Фримдан, Т.А.Пушкина, И.Я. Каплунович – М.: «Просвещение», 1988 – 43 с.
9. https://yandex.ru/turbo/anews.com/s/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021-chto-takoe-krash-krinzh-vpiska-i-padra-slovary.html. Словарь молодежного сленга.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Подростковый_возраст
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !