СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подвиг Данко во имя людей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ текста М.Горького.

Просмотр содержимого документа
««Подвиг Данко во имя людей»»

Технологическая карта урока

Учитель:

Класс: 7

Программа: Федеральная рабочая программа основного общего образования. Литература (для 5-9 классов образовательных организаций)

Учебник: 7-й класс: учебник: в 2 частях / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 14-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2024. ISBN 978-5-09-110801-9. – Ч. 2. − 287, [1] c. : ил. ISBN 978-5-09-110803-3.

Тема: «Подвиг Данко во имя людей»

Цель урока: Проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

  • Метапредметные: устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы.

  • Предметные: овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении; отвечать на вопросы по прочитанному произведению; овладение умением сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийная установка, презентация, видео и др.





Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

ФОУД*

Деятельность обучающихся

УУД

ЦОР*

Идеальный ответ

Реальный

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2 мин

Здраствуйте, ребята! Посмотрите какой хороший и солнечный сегодня день. Давайте улыбками поприветствуем друг друга. Я уверена, что на уроке у вас все получится. Произведение, которое мы сегодня будем разбирать, может пригодиться вам в качестве аргумента на итоговом сочинении. Присаживайтесь.

фронтальная

Актуализация знаний

3 мин

Можете ли вы назвать героев из литературы или мифологии, которые совершали подвиги? Подумайте, можно ли назвать Данко героем и почему?

фронтальная

Геракл, Прометей, Данко.

Данко можно назвать героем, который совершил подвиг

Геракл.

Да, Данко можно назвать героем.

Овладение умением сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста.

-

Выявления места и причины затруднения

8 мин

Ребята, а почему же люди не оценили подвиг Данко, а осторожный человек растоптал его сердце?

Давайте поработаем в группах. На столе у вас лежит ребус, разгадайте его. Что у вас получилось? А во имя чего Данко совершил подвиг?

Как вы думаете какая же у нас тема урока? А цель? Молодцы, ребята.

фронтальная, групповая

Мы не знаем.

Подвиг

Во имя людей.

Подвиг Данко во имя людей.

Мы не знаем.

Подвиг

Чтобы спасти племя.

Подвиг Данко во имя спасения людей.


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев.

-

Построения проекта выхода из затруднения

5 мин

Давайте обозначим задачи, что мы будем делать на уроке?

На слайде выделены задачи, вам нужно вставить пропущенные слова.

  1. Обсудить … значения сердца Данко, грозы.

  2. Сформировать понятие … и самопожертвования

  3. Проанализировать … Данко.

фронтальная

Символическое

Подвига

поступок




Символическое

Подвига

поступок


Выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи.

-

Реализации построенного проекта

16 мин

Давайте поработаем с незнакомыми словами. Смрад, заветы, роптать. Спишите со слайда определения этих слов в тетрадь.

Проанализируем фрагмет текста описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними? Какие чувства людей передает гроза?

Выпишите из фрагмента все средства художественной выразительности. Работа индивидуальная на нее отводится 5 минут.

Работа в группах. На столах у вас лежит раздаточный материал.

1 группа отвечает на вопрос: что символизирует сердце Данко, обратите внимание на фразу, которую он говорит пред тем как вырвать сердце. 2 группа отвечает на вопрос: как на протяжении рассказа меняется отношение людей к Данко. 3 Как восприняли люди предложение Данко? Почему они решили идти за ним? Найдите в тексте и сделайте вывод.

На работу вам отводится 5 минут.

Слушаем всех отвечающих внимательно.

Теперь давайте проанализируем концовку.

Нашелся осторожный человек. .И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”?

-А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).


Фронтальная, индивидуальная, групповая.




- Списывают незнакомые слова.

- Выписывают средства художественной выразительности.

-Гроза передает страх людей, их злость на Данко возрастает до своего пика, они уже готовы его убить.

- Сердце Данко символизирует сильную любовь к людям, он готов даже пожертвовать жизнью, чтобы спасти их.

- Сначала люди поверили в Данко и пошли за ним, потом люди ослабели от сложного пути и стали роптать на Данко, потом люди пали духом и в гневе обрушились на Данко и стали его упрекать в неумении управлять ими и уже были готовы его убить.

-Люди посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Люди поверили в Данко, потому что сами ничего они предпринять для своего спасения не решались и уже были готовы стать рабами другого племени.

- Осторожный человек раздавил сердце, потому что боялся, что может что-то случиться.

- Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя и переживает только о себе.

-Списывают незнакомые слова.

- Выписывают средства художественной выразительности.

-Люди боятся, они злятся на Данко.

-Сердце символизирует, что Данко жертвует собой.

-Люди поверили Данко, а потом они от долго пути стали злиться на него, что он не может их вывести из леса и хотели его убить.

- Люди посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Люди поверили в Данко.


Овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания; использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев.

-

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2 мин

Подумайте, от каких слов могло произойти имя Данко.

А теперь посмотрите на экран. Значение имени: Данко – благодарный. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».

фронтальная

Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».

Дам

Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;формулировать гипотезы об их взаимосвязях; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев.


Этап включения в систему знаний и повторения

1 мин

«Легенда о Данко» — третья часть рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль», который вы будете полностью изучать в 9 классе.

фронтальная

Слушают

Слушают

-

-

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

3 мин

Ребята, на столах у вас лежат листочки, нарисуйте на них смайлики, отражающие ваше настроение на уроке. Покажите свои смайлики.

Домашнее задание:

  1. Написать синквейн, в котором ключевое слово «Данко».

  2. Написать эссе-размышление: «Что бы я сделал на месте Данко?»

фронтальная, индивидуальная

Рисуют и показывают смайлики.

Записывают домашнее задание.

Рисуют и показывают смайлики.

Записывают домашнее задание.

-

-

*ФОУД – формы организации учебной деятельности

*ЦОР – цифровые образовательные ресурсы