Подвигу народа жить в веках
(сценарий тематического урока в 11классе, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов)
Цель: формирование гражданственности и патриотизма, воспитание в учащейся молодежи чувства гордости и любви за свое Отечество и ее героев, сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны.
Задачи:
-развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле;
-содействовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию личной культуры, культуры народов, проживающих на территории ЛНР, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народов;
-формировать понимание ценностей демократического общества и важнейших качеств личности, чувства долга и личной ответственности учащихся, стремление помочь людям, пережившим войну.
Учитель.
2020 год – Год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов. В рамках Дня Знаний во всех школах Луганской Народной Республики проводится единый тематический урок «Подвигу народа жить в веках». Наследие предков не должно замалчиваться или фальсифицироваться, а политические и идеологические разногласия не должны обесценивать значение совершенного подвига. Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против фашизма и германского нацизма как преступной философии и практики. И очень важно, чтобы люди никогда не забывали тех, кто отдал свои жизни за Родину. Мы хотим напомнить о том, что пришлось пережить нашему народу.
Ученик 1.
Мирно страна проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру
Утро встречала страна …
Вдруг разнеслись по эфиру
Горестные слова…
Ученик 2.
22 июня 1941 года нарушив мирную жизнь людей внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. Немецкие войска со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией) перешли границу Советского Союза…
Ученик 1. В тихое мирное воскресное утро, когда люди ещё спали, началась война. Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину.
Звучит фрагмент песни Б.Окуджавы «До свиданья, мальчики».
Первым принял на себя удар фашистской армии город Брест в Белоруссии. 3,5 тысячи человек против целой дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. Для удара на Москву было направлено 3 танковых армии, более 1 млн. солдат, 2000 самолетов, несколько железнодорожных пушек и боеприпасов. Но захватить Москву не удалось. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но подбили 50 фашистских танков.
Ученик 2. Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей осады. Сотни тысяч погибших. Но город выстоял и не сдался. Летом 1942 года Гитлер решил отложить наступление в центре, и его целью стало наступление на южном фронте. Все силы были сосредоточены в районе Кавказа. Но Кавказ выстоял.
Курская дуга – грандиозная битва. На курских и орловских полях остались горы металла. Немцы потеряли 1500 танков, 300 орудий, 3700 самолетов. Наши потери тоже были немалыми, но мы одержали победу, немецкие войска были разгромлены.
Ученик 1. Следующей вехой истории войны стал Сталинград. Город был разрушен, но сражение закончилось нашей победой. 330 тыс. немецких солдат и офицеров было взято в плен.
Летом 1944 года советские войска нанесли главный удар через белорусские болота и заставили немецкое командование врасплох. Красная армия стремительно двинулась на запад. Ночью 16 апреля 1945 года началось наступление на Берлин. Тысячи орудий открыли ураганный огонь. Заговорили знаменитые «Катюши». Сотни бомб упали на врага. 140 прожекторов ослепили противника. Город был взят.
Ученик 2. Мы, современные дети, должны знать о важнейших вехах на пути к Победе: это оборона Бреста и Могилева, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр. И о том, что 8 мая в предместье Берлина – Карлсхорсте, в присутствии представителей командований армий СССР, США, Англии и Франции представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко–фашистских захватчиков 9 мая 1945 г. было объявлено днем всенародных торжеств — Днем Победы.
Ученик 1. Даже представить невозможно ту страшную цену, которую заплатил наш народ за Великую Победу!
Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года! 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Воевали не только взрослые, но и дети. Юноши и девушки даже приписывали себе года, чтобы попасть на фронт. Погибли отцы и сыновья, братья и сестры, матери и дети…
Ученица читает стихотворение Т. Лавровой «Девочка, прошедшая войну»
Девушку, совсем ещё девчонку,
С мягкою улыбкой после сна,
В форме школьной, с бантами и чёлкой
Увела безжалостно война.
В медсанбатах фронтовых походных,
В городах, пылающих огнём
Всех солдат израненных, голодных
Возвращала к жизни день за днём.
Маленькими ловкими руками
Бинтовала раненых, слепых.
Сколько писем написала мамам
За безруких пареньков седых.
На шинели ордена, медали,
Выправка военная и стать.
Только деток руки не держали,
Не успела деток нарожать.
Всех, кто дорог был, любим и близок,
Забрала разлучница-война.
Пожелтевший обгоревший снимок:
Два солдата в форме и она.
Предлагали сердце, душу, руку.
Жизнь, как в сказке, счастье чередой.
Да лежит один в Великих Луках,
А под Сталинградом спит другой.
И стоит в печали одинокой
Слушая седую тишину,
Бабушкою ставшая до срока
Девочка, прошедшая войну.
Ученик 3. Война - это 1710 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 48 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Ученик 3. Война - 395-ая шахтерская дивизия, защищавшая подступы к Луганску, молодежная подпольная организация «Молодая гвардия», дети-герои, партизаны, труженики тыла, несгибаемые ленинградцы, защитники Сталинграда, герои-танкисты, летчики, пехотинцы – всем несгибаемым и непокоренным – вечная память!!!
Минута молчания.
Ученик 1. Мы все родились после Великой Отечественной войны…Но мы слышали взрывы снарядов, видели разбомбленные дома не только в фильмах. Это на наших глазах убивали мирных жителей, уходили ополченцы защищать родной Донбасс, и мы знаем, что такое похоронки. Мы не хотим войны.
«Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано…»
Ученик 2. Донбасс сегодня – это подвиг наших соотечественников-современников, которым эстафету героизма и мужества передали наши предки – героическое шахтерское племя сильных и отважных людей, которые встали на защиту независимости Великой Родины - Советского Союза. И тогда никто не делил народ на русских и украинцев, казахов и абхазцев, латышей и белорусов …
Ученик 1. Героями Советского Союза стали 8182 русских, 2072 украинца, 311 белорусов, 96 казахов, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 43 азербайджанца, 34 осетина, 19 молдаван, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 9 эстонцев, 5 абхазцев.
Ученик 2. Звание Героя Советского Союза – высшая степень отличия за заслуги перед Отечеством. Награду эту можно было получить несколько раз. Но до ВОВ не было трижды героев. За годы войны их стало трое. Командарм Семен Буденный, летчик Иван Кожедуб, сбивший 62 самолета противника и летчик - истребитель, Александр Покрышкин, сбивший 58 самолетов.
Ученик 1. Среди героев Советского Союза - наш земляк, Иван Сергеевич Малько, имя которого носит наша школа. Он рос и учился здесь, отсюда ушел воевать на фронт…
Рассказ ученицы о боевых заслугах Малько И.С.
Звучит фрагмент песни «Журавли».
Ученик 2. Орденом «Красной Звезды» было награждено 2 млн. 860 тыс. человек.
Орденом Отечественной войны Первой степени – 350 тыс. человек, Второй степени – более 1 млн.
Орденом «Славы» Третьей степени - более 970 тыс. чел., Второй степени - более 46 тыс. чел., Первой степени – 2 тыс.678 чел. И орденом «Славы» всех трех степеней около 2 тыс.671 чел., среди которых 4 женщины.
Ученик 1. А есть еще один орден, которым награждаются каждые десять лет ветераны войны. Это - орден Победы.
Ученик 2. 9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.
Ученица читает отрывок из стихотворения «Парад Победы»
В который раз уже Парад Победы
Смотрю я со слезами на глазах,
Какие муки вынести и беды,
Нам выпало, чтоб дальше жить в веках!...
И выстояли в битве той ужасной,
Столицу отстояли в тех боях
И жизнь свою отдали не напрасно -
Враги бежали, обретая страх.
Прошли года, но помнит Мать-Отчизна
Всех, кто сумел Победу отстоять,
Не пожалевших для Победы жизни,
Чтоб жить в сердцах людей и побеждать!
Звучит фрагмент песни «Этот день Победы»
Ученик 1.
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните
Войну.
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет
Никогда, -
Заклинаю, -
Помните!
Ученик 2.
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Никогда! Никогда! Никогда!
Учитель предлагает послушать рассказ гостя классного мероприятия, статус которого «дети войны» и пообщаться с ним. Вручение цветов. Звучит песня «Обелиск».