«Подвижные игры для гиперактивных детей»
Адмакина Екатерина
Константиновна
Педагог – психолог
КГКОУ ШИ 14
г. Амурск
Подвижные игры самый любимый вид игр у детей разного возраста. У ребенка непроизвольно формируются волевые качества личности (упорство в достижении цели, смелость, смекалка, умение доводить начатое до конца, подчиняться и выполнять правила). Эти морально-волевые и физические качества нужны ученику для успешной учебы в школе. Очень важно, что во время игры абсолютно любой ребенок может забыть о своих комплексах и без страха опробовать новые для него действия. Есть дети гиперактивные, у которых есть определенные трудности с морально-волевыми качествами и процессами торможения. Таким детям необходимы подвижные игры, чтобы научиться справляться со своим эмоциональным состоянием. Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности: дефицит внимания, импульсивность, высокую активность, неумение заострять внимание на деталях. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
игра «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
- 1 хлопок — здороваемся за руку;
- 2 хлопка — здороваемся плечиками;
- 3 хлопка — здороваемся спинками.
Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умение действовать по правилам, развитие волевой саморегуляции.
Предварительная подготовка . Для этой игры заранее нужно на цветном картоне (красный, желтый, зеленый) обвести ладошки и вырезать их. Это будут цветные сигналы.
Ход игры.
Зеленая ладошка - это «кричалка», и она показывает то время, когда можно кричать, бегать, прыгать, шуметь.
Желтая ладошка – это «шепталка», и она показывает то время, когда можно тихо передвигаться и шептаться.
Красная ладошка – это «молчалка», и показывает то время, когда ребенок должен замереть на месте или лечь на диван, на пол и не шевелиться.
Закончить игру лучше «молчанкой». После того, как дети по сигналу лягут, включите спокойную музыку и расскажите что-то доброе (от сказки до слов визуализации).
игра «Сиамские близнецы»
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши, зажечь свечу с помощью спичек, вдеть нитку в иголку, завязать шнурок на ботинке и т.д.». Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.
игра «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
игра «Колпак мой треугольный»
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
игра «Слушай хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.