СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры экологического содержания как система развития физических качеств и формирования эмоционально-ценностного отношения дошкольников к природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры экологического содержания – эффективное средство экологического воспитания дошкольников, позволяющие посредством выполнения игровых двигательных действий познать окружающий мир.  Данные игры не только развивают у детей двигательные умения и физические качества, но и помогают сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствуют усвоению правил поведения в природе, формированию бережного и внимательного отношения к ней

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры экологического содержания как система развития физических качеств и формирования эмоционально-ценностного отношения дошкольников к природе.»

Подвижные игры экологического содержания как система развития физических качеств и формирования эмоционально-ценностного отношения дошкольников к природе.

Подготовила:

воспитатель

Карташова Н.В.


Основы экологического воспитания закладываются в детстве, поэтому полноценное, эффективное использование средств и методов развития экологической культуры у детей дошкольного возраста имеет большое значение. Именно на этой ступени образования и воспитания у ребенка происходит знакомство с целостной картиной мира и начинается формирование нравственного и ценностного отношения к нему.

Формирование у детей экологической культуры, воспитание любви к живой природе_ актуальные задачи дошкольного воспитания. Познавая живое, максимально приближаясь к нему, ребенок учится беречь, уважать, заботиться об окружающем. Развивая экологическую культуру, мы развиваем в детях опыт исследовательской деятельности, познавательную активность и устойчивый интерес к природе, формируем такие качества, как любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость.

Подвижные игры экологического содержания – эффективное средство экологического воспитания дошкольников, позволяющие посредством выполнения игровых двигательных действий познать окружающий мир. Данные игры не только развивают у детей двигательные умения и физические качества, но и помогают сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствуют усвоению правил поведения в природе, формированию бережного и внимательного отношения к ней. Кроме того, в процессе игр у дошкольников развивается образное и творческое мышление, внимание, память, воображение.

Характерной особенностью подвижных игр экологического содержания является сочетание двигательной деятельности и творческого перевоплощения детей в различные образы.

Игра как метод экологического воспитания

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Игра – самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:

· у детей должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;

· игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);

· игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 детей). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой стороны – препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.

Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие – возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя. Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, т.е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Особенности экологической игры

Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в воспитании экологической культуры.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Основные задачи воспитателя при использовании им экологической игры состоят в следующем:

· формирование системы знаний о природе;

· формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

· формирование коммуникативных умений и навыков.

В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

Рассмотрим подвижные игры с экологической направленностью.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.

Подвижные игры экологического содержания для дошкольников представляют собой систему игр, куда входят:

- музыкально-подвижные игры

- игры-аттракционы

- игры с элементами соревнования.

В музыкально-подвижных играх используются приемы имитации, подражания, образные сравнения. В подвижных играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.д

В играх - аттракционах у дошкольников формируется умение сопереживать, оказать посильную помощь природе и ее живым объектам («Спасем рыб из сетей», «Вырастим цветы на клумбе»). Во время таких игр дети по очереди участвуют в игровых действиях по уходу, охране и защите природы, проявляя при этом ловкость, быстроту, координацию движений, глазомер.

Игры с элементами соревнования предполагают участие нескольких команд детей и способствуют усвоению правил поведения в природе («Мы – экологи», «Ног своих ты не жалей и костер залей скорей»). Данные игры развивают у дошкольников физические качества, умение действовать сообща, воспитывают дружеские отношения в коллективе.

Организуя подвижные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж уже имеющихся знаний.

Овладение знаниями о природе при помощи подвижных игр, вызывающих переживания, не могут не оказывать влияния на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие положительную эмоциональную реакцию у ребенка, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге ее содержанием. Таким образом, подвижные игры как средство экологического образования – это специально организованный процесс, содержание которого через выполнение двигательных действий позволяет познать окружающий мир.

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры.

    • Пословицы и поговорки о временах года.

Зима.

Не велик мороз - да краснеет нос.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Снега надует - хлеба прибудет.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Снег земле-кормилице – что тёплый кожух.

Весна.

Весна водой богата.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Весенний день целый год кормит.

Посеешь впору – соберёшь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень - пирогами.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Лето.

Худо лето, когда солнца нету.

Жатва время дорогое: никому тут нет покоя.

Лето собирает, а зима поедает.

Пришел июнь-разноцвет – отбою от работы нет.

Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

Осень.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенний день прозевал – урожай потерял.

Осенняя пора – птица со двора.

Гром в сентябре – тёплая осень.

Октябрьский гром - к белоснежной зиме.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Пословицы о лесе:

Растение - земли украшение.

Рощи да леса – всему свету краса.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода – брат и сестра.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Враг природы тот, кто лес не бережёт.

Пословицы о природе :

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой народ не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

  • Пальчиковые игры:

«Посадим цветы»

Мы ямку раскопаем, семечко посадим.

Дождичек польёт, оно подрастёт.

Сначала стебелёк, а затем цветок.

Наши красные цветки расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши красные цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

«Растение»

Много всяких растений повсюду:

Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.

Утром весенним раскрывают они лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца - прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.

  • Физкультминутки:

«Прогулка по лесу»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды набрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

«Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям - физкультпривет!

  • Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

  • Природоведческие игры ( малоподвижные игры).

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бегать или прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Я знаю» (игра с мячом)

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет (например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т.д.

«Воздух, земля, вода» (игра с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

*Возможен другой вариант этой игры : воспитатель называет слово « воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов.

«У меня в огороде» с мячом

Дети по кругу бросая мяч называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

*Возможен и другой вариант этой игры: другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.

«Мошки и ласточки» (подвижная игра)

Ведущий активизирует внимание детей экологической информацией: «Дети, кто знает, какую пользу приносят птицы? Птицы очень полезны, многие из них ловят назойливых и вредных насекомых, как это делает, например, хорошо знакомая вам ласточка». Выбирается «ласточка», остальные играющие — «мошки».«Мошки» разбегаются («разлетаются») по площадке, а «ласточка» их догоняет, стараясь дотронуться до кого-нибудь рукой. Пойманная «мошка» выбывает из игры. Побеждает «ласточка», которая поймает больше «мошек».

«Сова»

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит.

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.


ВЫВОДЫ:

1. В процессе изучения психолого - педагогической и методической литературы мною было установлено, что игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.

2. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

3. В ходе моей работы были раскрыты и изучены: сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста, виды игр детей и их значение, значение эколого - развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении для экологического воспитания.

4. Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

5. Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:

формирование у детей элементов экологического сознания;

формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

воспитание гуманного отношения к природе.

6. В подвижных играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.д.


Список литературы:

1) Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.

2) Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. - М., 1989.

3) Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

4) Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -М., 1990.

5) Лихачёв Б.Т. Экология личности//Педагогика.- 1993. - № 2. - С.19-21.

6) Лихачёв Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания//Педагогика. - 1995. - № 1.

7) Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу//Начальная школа. – 1993. - № 9. – С. 6-11.

8) Отношение школьников к природе/Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988.

9) Цветкова И.В. Эко-проект "Маленький принц", или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М., 1994.

10) Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 2006. – 51 с.

11) Потапова, Л. М. Детям о природе. Экология в играх / Л.М. Потапова. – Ярославль : Академия развития: Академия Кº: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.

12) Щербакова, Ю. В. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / Ю. В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007. – 175 с.







































Подвижные игры экологического содержания как система развития физических качеств и формирования эмоционально-ценностного отношения дошкольников к природе.

Подготовила:

воспитатель

Карташова Н.В.