Игра есть упражнение,
при посредстве которого
ребенок готовится к жизни"
(П.Ф. Лесгафт)
Методическая работа
Подвижные игры
как одно из средств физического воспитания учащихся.
Основные понятия о подвижных играх
Игра - одно из исторических сложившихся общественных явлений. Естественно-исторической основой возникновения и развития игры является труд, создавший человека. Игры определяются общественным бытием и отражают уклад жизни данного общества. игры многообразны и разнохарактерны. Среди этого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры.
Подвижная игра представляет сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими. Достижение установленной цели требует активных действий играющих для преодоления встречающихся в игре препятствий и трудностей. Активные действия играющих выражаются в разнообразных движениях (бег, прыжки, метание предметов, сопротивление) это определило их название: подвижные игры.
Подвижные игры являются одним из средств физического воспитания детей, подростков и молодежи.
Подвижные игры, благодаря большому разнообразию их содержания и игровой деятельности всесторонне влияют на организм и личность ребенка, способствуют решению важнейших педагогических и специальных задач физического воспитания. Игра человека, возникнув из труда, имеет много общего с трудом. Известный советский педагог Макаренко говорил: "Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу". В каждой игре, так же как и в труде, человек имеет созидательную цель, для осуществления которой он применяет рабочее усилие и усилие мысли, как говорил А.С. Макаренко. В игре требуется столь же большая ответственность, как и в работе. Игра доставляет радость: от достижения цели, от победы, от творчества; такую же радость приносит и хорошая работа. Хотя игра и связана и связана с трудом, но она от него отлична.
А.С. Макаренко так характеризовал отличия игры от труда: "Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, созидательных ценностей. Игра не преследует таких целей,- к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим усилиям, которые необходимы для работы. "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить" - так высоко оценил значение игры в жизни детей великий русский писатель А.М. Горький. В руках (советского) педагога игры способствуют всестороннему развитию ребенка, они имеют большое значение не только для физического, но и для умственного и нравственного воспитания. "В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива". Так высоко оценивала значение игры Н.К. Крупская.
Точное и четкое соблюдение правил - одно из основных условий проведения игры - содействует правильному воспитанию навыков и качеств будущего работника и гражданина. Каждая игра требует подчинения правилам, установленным самими детьми или руководителем, иначе игра расстраивается. В игре надо проявить упорство и доведение своей роли, согласно правилам, до конца, иначе можно проиграть. Все это воспитывает сознательную дисциплину. Подвижные игры имеют гигиеническое значение.
Профессор В.В. Гориневский, один из основоположников отечественной науки по физическому воспитанию, придавал исключительное значение игре, как гигиеническому средству, считая, что подвижные игры повышая всю деятельность организма увеличивают способность ко всякой работе. Интересно проведенная игра вызывает хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженных умственных занятий.
Воспитание навыка правильной осанки.
Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению осанки детей. В некоторые игры очень удобно включить элементы корригирующей гимнастики (потягивания с различными положениями рук, положения "кошки", положения "скольжения"), которые специально воздействуют на улучшение осанки и способствуют воспитанию навыка правильной осанки. Элементы корригирующей гимнастики удобно включить в такие игры, как например "Совушка", "Фигуры", "Карлики и великаны", "Салки", "Салки в висе", "День и ночь".
Развитие и совершенствование основных движений.
Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны детскому восприятию. В играх дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для них самих они овладевают навыками основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленного владения движениями своего тела в соответствии с задачей и правилами игры. Улучшается не только качество выполнения движений, но и количественные показатели (скорость и выносливость в беге, дальность и высота в прыжках, точность в метании).
Укрепление и совершенствование навыков в движении.
Подвижные игры являются средством укрепления, совершенствования и проверки в процессе обучения физическим упражнениям, полученных знаний, умений, качеств и навыков, например в играх "Волк во рву" и "Челнок" совершенствуется навык прыжков в длину, в игре "Кто бросит дальше?" - навык метания. Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовленность созают необходимые предпосылки для подготовки норм БГТО - ГТО и последующей спортивной деятельности. Подвижные игры, примененные в обучении л/а упражнениям и спортивным играм, непосредственно подготавливают детей к соответствующим видам спорта. Ценность подвижных игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых быстро изменяющихся условиях. что предъявляет к детям другим требования. Они должны уметь быстро ориентироваться, оценивать новые условия, уметь выбрать и применить более целесообразные и выгодные действия, причем строго в соответствии с правилами игр. У детей развивается активность, сознательность, самостоятельность, инициативность.
Психологическое и эстетическое значение подвижных игр.
Содержание игр обогащает представление, направляет и активизирует наблюдательность, мышление и внимание детей, развивает память, сообразительность и творческое воображение. Выполнение различных действий в соответствии с определенными задачами и по сигналу способствует выработке быстроты реакции, развивает ориентировку. Соблюдение правил игры, границ, сигналов руководителя, воспитывает самообладание, сдержанность и другие важные качества.
Воспитание положительных черт характера.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодоление разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий и выполнение правил укрепляют силу воли, воспитывают выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, смелость, мужество, веру в свои силы, сознательность, организованность и дисциплинированность. В играх дети ведут себя естественно и непринужденно, искренне проявляя свои положительные и отрицательные черты характера и поведения. В связи с этим учитель имеет большие возможности с индивидуальными особенностями каждого ребенка и влиять на него в нужном направлении.
Знакомство детей с общественными нормами поведения.
В подвижных играх дети действуют в коллективе и находятся в определенных взаимоотношениях. Каждый игрок должен уметь согласовывать свои интересы и действия с интересами и действиями других играющих, подчиняться правилам игры. В результате правильно налаженных взаимоотношений и взаимодействий развивается и укрепляется чувство коллективизма, товарищества, дружбы, вежливость, простота, искренность и другие качества.
Повышение качества урока.
Подвижные игры повышают физиологическую и эмоциональную нагрузку урока, а так же развивают интерес детей к физическим упражнениям. Так как большинство игр требует одновременной и активной деятельности всех играющих, то тем самым повышается плотность урока.
Планирование подвижных игр.
Современное и вдумчивое планирование учебного материала дает перспективу в работе и обеспечивает полноценное прохождение программы в определенной последовательности и методической преемственности. в Младших классах подвижные игры должны включаться в каждый урок, и игр, указанных в программах, недостаточно, поэтому учителю необходимо определить количество игр для каждого класса на весь учебный год и увязать с другими средствами физического воспитания.
Планируя игры и определяя их объём необходимо учесть:
а) особенности состава учащихся данного класса (возраст, пол, общую и физическую подготовленность);
б) условия проведения занятий (наличие и размеры зала, площадки, наличие оборудования и инвентаря, природные и климатические условия, сезонность);
в) основные учебно-воспитательные задачи и другие средства физического воспитания учащихся данного класса.
Распределение материала по четвертям должно находиться в полном соответствии с основными задачами и применяемыми физическими упражнениями.
В первой и четвертой четвертях основными учебными материалами являются легкоатлетические упражнения. В связи с этим игры должны способствовать развитию тех навыков, которые необходимы в отдельных видах легкоатлетических упражнений и спортивных играх. В первой и четвертой четвертях проводят игры и эстафеты с метанием и ловлей мяча, с метанием на дальность, с бегом на скорость. Например, "Перемена мест", "Кто дальше бросит?", "Старт с мячом", "Увертывайся от мяча", "Линейная эстафета" с бегом.
Во второй и третей четвертях надо планировать такие игры, которые можно проводить в помещении. Основным учебным материалом во второй и третей четвертях является гимнастика. Здесь уместны игры "Эстафета с лазанием и перемещением", "Гонка раков", "Мостик и кошка" и др. В третей четверти планируются игры на лыжах: "Эстафета без палок", "Салки маршем", "На свои места", "Скользящий шаг", "Проложи лыжню".
Подвижные игры для учащихся 1-2 классов.
Организм 7-8 летненго ребенка имеет целый ряд анатомо-физических и психических особенностей, которые должен учитывать учитель при выборе игр и методики их проведения. Особенности опорно-двигательного аппарата: незакончен процесс окостенения, благодаря большой прослойке хрящевой ткани позвоночник очень гибок и податлив, слабо развита мускулатура. Применяя в играх несоответствующие по весу и размерам и размеру инвентарь и элементы сопротивления силового характера, можно нанести вред физическому развитию ребенка и отрицательно повлиять на осанку. Особенности деятельности внутренних органов: сердце развито и работает сравнительно хорошо, но иннервация сердца несовершенна, в связи с чем отмечается аритмия сердечной деятельности и легкая быстронаступающая и быстроисчезающая возбуждаемость. Дыхание затруднено и поверхностно. Учитывая эти особенности не следует проводить игры с длительными однообразными движениями, оберегая детей от утомления и перевозбуждения. Процесс возбуждения превалирует над процессом торможения. Мышление образно и конкретно. Поэтому правила игры должны быть просты и немногословны. С детьми этого возраста надо применять игры, которые развивают и совершенствуют основные движения, обогащают двигательный опыт. Игры с бегом и увёртыванием, прыжками, метанием в цель. Эстафеты не характерны для учащихся первых-вторых классов. Игры можно использовать как подготовительные к овладению легкой атлетикой, гимнастическими и подготовительными к спортивным.
Игры должны способствовать решению и основных задач физического воспитания.
Подвижные игры для учащихся 3-4 классов.
Организм детей 9-10-летнего возраста обладает более совершенным развитием по сравнению с 7-8-летним возрастом. Особенности деятельности внутренних органов: в деятельности сердечно-сосудистой системы отмечается большая слаженность. Дети этого возраста легче переносят игры с бегом и прыжками. Внимание и интерес более уравновешены и устойчивы.
Детей этого возраста увлекают игры с быстрыми движениями, с проявлениями ловкости и преодолением препятствий. Они легко справляются с более сложными заданиями в играх "Лапта", "Лабиринт", "Охотники и утки". Дети этого возраста увлекаются играми на лыжах и играми легкоатлетического характера, а также подготовительными к спортивным. Основными задачами игр данного возраста являются совершенствование в новых условиях навыков бега, прыжков и метания. Следует обратить основное внимание на воспитание организованности и дисциплинированности.
Игры подростков 11-13 лет.
Многие игры подростков строятся на довольно сложных отношениях и взаимодействиях между играющими. Они основаны на развитом чувстве дружбы, товарищеской сплоченности, на опыте участия в подвижных играх. Эти игры по преимуществу с разделением коллектива на команды. В подобных играх подростки объединяются со знанием единой цели - борьбы за победу своей команды. Борьба с "противником" требует умелого сочетания единоборства, своевременной взаимопомощи и взаимоподдержки. Последнее нередко бывает связано с тем, что отдельные игроки поступаются собственными интересами ради удачного исхода игры для своей команды. Довольно сложная организация действий "защиты " и "нападения" заставляет учеников объективно, критически подходить к оценке качеств отдельных игроков в своей команде, а последних подчиниться мнению большинства. Правила игры многочисленнее и сложнее, чем в играх детей младшего возраста. Решение игровых конфликтов требует от участников достаточной настойчивости, выдержанности и проявления выносливости. Многие игры с мячом представляют переходную модель к спортивным играм и содержат иного элементов техники и тактики последних. Спортивные игры подростков следует проводить по правилам, отличным от правил спортивных игр взрослых. Основными такими отличиями могут служить уменьшение площадки, сокращение времени на игру, облегчение веса инвентаря.
Игры юношей и девушек 14-16 лет 8-11 классы.
Большинство подвижных игр юношей и девушек этого возраста имеют специальный тренировочный характер, соответствующий задачам занятий отдельными видами спорта. Ряд подвижных игр "Мяч капитану", "Мяч ловцу" усложняясь вплотную подходят к грани, за которой многие из них становятся играми спортивными. Подвижные игры, применяемые для лучшего освоения тем или иным видом спорта, обычно не сложны по правилам и взаимоотношениям играющих. Двигательная сторона этих игр приспосабливается к задачам воспитания умений и навыков, необходимых для данного спортивного вида. Многие предметы, ранее служившие пособиями для игр в юношеском возрасте, становятся пособиями для специальных тренировочных упражнений. Например, скакалка используется как снаряд для упражнений в спортивной тренировке легкоатлетов, мяч служит не только для игры, но и для подготовительных упражнений боксера, гимнаста и т.д. В игре ярко раскрывается характер, поведение и интересы детей и подростков. Это позволяет учителю физического воспитания, проводя игры с учащимися начиная с первого года обучения и до 11 класса лучше узнавать своих учеников.
Требование к подбору и методике игр для уроков.
1. Выбор каждой игры зависит от педагогических задач данного урока.
2. Подбирая игру к уроку необходимо учитывать содержание и методику прохождения другого программного материала, включенного в урок.
3. Например: игры с большой подвижностью лучше сочетать с упражнениями, не требующими значительной затраты сил и наоборот.
Учащиеся должны активно воспринимать учебный материал урока, поэтому желательно на одном и том же уроке сочетать разучивание гимнастических упражнений и показ новой игры. Игры проводятся на основании тех умений и навыков, которые учащиеся получили в процессе занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Например: игры на лыжах на скорость возможны в том случае, если учащиеся научились уверенно ходить и бегать на лыжах, изучили повороты, способы подъемов и спусков. Большое значение имеет правильное определение места игры среди других занятий на уроке. При подготовке к уроку необходимо предусматривать время, требующееся на проведение игры. Переходить к игре после других упражнений надо организованно, без затрат лишнего времени.
Необходима четкая подготовка к игре (краткое и доходчивое объяснение, быстрое и организованное размещение играющих, правильное выделение помощников, водящих и разделение на команды, своевременная разметка мест для игр). Всем учащимся должны быть обеспечены равные условия и активное участие в играх. Надо растить актив организаторов, способных вовлекать в занятия играми своих товарищей. Обязательна оценка каждой игры. Очень важно хорошо, образно объяснить игры. Чтобы дело с играми пошло на лад, каждому играющему надо знать и соблюдать несколько основных условий. Вот они:
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон, который надо уважать.
2. В игре проявляйте побольше выдержки, смекалки.
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим).
4. В играх-поединках выбирай противника равного по силе.
5. Старайся все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного. Так вернее придти к победе.
6. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья. Подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
7. Победив, не задавайтесь (ведь сложно играть еще лучше).
8. Не смейтесь над проигравшими, помните: в игре вы - противники, вне игры - товарищи.
9. Проиграл - не унывай. Поблагодари победителя за науку: постарайся взять верх при следующей встрече.
10. В игре не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11. Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.
Итак, играя в разнообразные игры ты укрепишь здоровье, будешь расти ловким, сильным, смелым!
Выводы.
Подвижные игры в системе физического воспитания занимают одно из видных мест: они являются средством, способствующим всестороннему воспитанию детей. Подвижные игры применяются во всех звеньях системы физического воспитания. Подвижные игры используются как одно из средств физического воспитания в школе.