ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Чукреева Светлана Николаевна
учитель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 55
E-mail:
[email protected]
АННОТАЦИЯ
В научной статье рассматриваются способы и особенности вовлечения учащихся в занятия физической культурой по средствам включения специально-отобранных подвижных игр. Представлена картотека игр и результат мотивации учащихся к урокам физической культуры. Выявлены основные проблемы и сложности организации. Предложены пути их решения.
Цель исследования: Разработать картотеку подвижных игр для мотивации учащихся 1-4 классов к занятиям физической культуры.
Задачи:
1. Проанализировать возрастные особенности учащихся 1-4 классов к занятиям физической культурой;
2. Выявить подходящие подвижные игры в соответствии с возрастом учащихся 1-4 классов;
3. Проанализировать влияние подвижных игр на мотивацию учащихся 1-4 классов;
В современном мире проблема мотивации ребенка школьного возраста к занятиям физической культурой стоит «остро». Данная проблема получила актуальность и в других предметных областях. Одной из распространенных причин является «не важность» предмета, а также отсутствие интереса родителей во взаимодействии, сотрудничестве со школой.
Ученики, начиная с 1 класса, теряют интерес к урокам физической культуры, отказываются выполнять те или иные упражнения, не попробовав раз. При беседе с учащимися и родителями выяснилось, что многие дети считают предмет физическая культура, как маловажный и не интересный предмет. Отношение окружающих взрослых определяется, как «поставьте тройку».
Наша задача как педагогов физической культуры – поднять интерес ребенка к занятиям физической культурой, но как это сделать, если ребенок не хочет попробовать. Необходимо сделать так, чтобы фраза: «не интересно» стала антонимом в определении. Нужно, чтобы ребенок почувствовал радость, соперничество, позитивные эмоции и получил признание.
В 2021 году я ознакомилась с большим количеством подвижных игр для учащихся 1-4 классов, изучив информацию из других источников. Подвижные игры опробовала на учащихся разной возрастной категории, соблюдая все меры безопасности. Выявила не только группы игр для учащихся 1-4 классов разной возрастной категории, но и проанализировала динамику развития физических качеств и личности ребенка.
К началу 2022-2023 учебного года, я подготовила картотеку подвижных игр, с определением развития физических и личностных качеств и внесла их в таблицу (Таблица 1).
Таблица 1
№ п/п | Название | Развитие физических качеств | Личностные качества |
1 класс |
1. | «Удочка» | Координация движения, ловкость | Упорство, уверенность |
2. | «Шишки, желуди, орехи» | Быстрая реакция, ловкость, координация движения, мышление | Активность, внимание |
3. | «Воробьи-Вороны» | Внимание, ловкость | Активность, внимание |
2 класс |
1. | «Попади в мяч» | Ловкость | Активность, внимание |
2. | «Эстафета зверей» | Сила, быстрота, ловкость | Внимание |
3. | «Совушка» | Ловкость, быстрота | Внимание, мышление, быстрая реакция |
3 класс |
1. | «Прыгающие воробушки» | Ловкость, сила, быстрота | Активность, внимание |
2. | «Фигуры» | Ловкость, гибкость | Внимание, творческое мышление |
3. | «Классики» | Сила, выносливость | Упорство |
4 класс |
1. | «Третий лишний» | Координация, ловкость, быстрота | Активность, внимание |
2. | «Кривое зеркало» | Сила, координация, выносливость | Внимание, командообразование |
3. | «С кочки на кочку» | Сила, быстрота, координация | Упорство, внимание |
Данные игры были подобраны согласно возрасту учащихся.
Для учащихся 1-х классов подобраны игры простые в уровне физической подготовки и упрощенными правилами, для удобного восприятия;
Для учащихся 2-х классов подобраны игры усложненные в уровне физической подготовки, но также с упрощенными правилами, для удобного восприятия;
Для учащихся 3-х классов подобраны игры средние в уровне физической подготовки и усложненными правилами, для развития мышления и творческого подхода;
Для учащихся 4-х классов подобраны игры средние в уровне физической подготовки и усложненными правилами, для развития мышления и творческого подхода.
Проанализировали динамику включенности детей в подвижные игры в течении учебного года 2022-2023гг. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Таким образом, мною отобранные игры положительно сказались на динамике включенности в игру в каждом классе. Игры проводятся в конце урока и служат мотивирующим элементом для выполнения технических элементов основной части урока.
Основная мотивационная часть была отработана с признанием лучших игроков, таким образом, одна группа детей стремилась быть лучшими, другим участникам игры необходимо было доказывать свой статус лучших в определенной игре. В играх много ролей, правил, инвентаря, который очень интересен деткам начальной школы – это сработало как отдельный мотивирующий фактор.
Основные проблемы с которыми я столкнулась это:
1. Соблюдение правил игры, так как детки сильно эмоционально воспринимали свое поражение, и необходимо было внести смягчение некоторых правил;
2. Подбор игр по интересам учащихся, если игра была положительно оценена большинством учащихся, то включаются и те ученики, которым она изначально была не интересна;
3. Не понимание правил игр. Необходимо было проговаривать и показывать правила игры по несколько раз, что отнимало большое количество времени. В последствии было отработано упрощение инструкции по правилам игры.
Таким образом, картотека, состоящая из отобранных подвижных игр помогла поднять общее настроение учащихся в начальной школе и запустить локальную пропаганду использования данных игр на каждом уроке. Подняла уровень мотивации учащихся к занятиям физической культуры, как школьного предмета. Уровень успеваемости учащихся по физической культуре поднялся на 23%.
С учетом динамики роста успеваемости и включенности в практическую часть предмета физической культуры учащимися, можно сделать вывод, что картотека подвижных игр для 1-4 классов - эффективна в мотивации учащихся к занятиям физической культуры в школе.
Список литературы:
Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФИС, 2007;
М.Н. Жуков. Подвижные игры. Высшее образование, 2002;
Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьника. М.: Просвещение, 2002.