СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры, как средство мотивации учащихся 1-4 классов к занятиям физической культурой

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры, как средство  мотивации начальной школы к занятиям физической культурой

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры, как средство мотивации учащихся 1-4 классов к занятиям физической культурой»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Чукреева Светлана Николаевна
учитель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 55
E-mail: 

[email protected]

 

 

АННОТАЦИЯ

В научной статье рассматриваются способы и особенности вовлечения учащихся в занятия физической культурой по средствам включения специально-отобранных подвижных игр. Представлена картотека игр и результат мотивации учащихся к урокам физической культуры. Выявлены основные проблемы и сложности организации. Предложены пути их решения.


Цель исследования: Разработать картотеку подвижных игр для мотивации учащихся 1-4 классов к занятиям физической культуры.

Задачи:

1. Проанализировать возрастные особенности учащихся 1-4 классов к занятиям физической культурой;

2. Выявить подходящие подвижные игры в соответствии с возрастом учащихся 1-4 классов;

3. Проанализировать влияние подвижных игр на мотивацию учащихся 1-4 классов;

В современном мире проблема мотивации ребенка школьного возраста к занятиям физической культурой стоит «остро». Данная проблема получила актуальность и в других предметных областях. Одной из распространенных причин является «не важность» предмета, а также отсутствие интереса родителей во взаимодействии, сотрудничестве со школой.

Ученики, начиная с 1 класса, теряют интерес к урокам физической культуры, отказываются выполнять те или иные упражнения, не попробовав раз. При беседе с учащимися и родителями выяснилось, что многие дети считают предмет физическая культура, как маловажный и не интересный предмет. Отношение окружающих взрослых определяется, как «поставьте тройку».

Наша задача как педагогов физической культуры – поднять интерес ребенка к занятиям физической культурой, но как это сделать, если ребенок не хочет попробовать. Необходимо сделать так, чтобы фраза: «не интересно» стала антонимом в определении. Нужно, чтобы ребенок почувствовал радость, соперничество, позитивные эмоции и получил признание.

В 2021 году я ознакомилась с большим количеством подвижных игр для учащихся 1-4 классов, изучив информацию из других источников. Подвижные игры опробовала на учащихся разной возрастной категории, соблюдая все меры безопасности. Выявила не только группы игр для учащихся 1-4 классов разной возрастной категории, но и проанализировала динамику развития физических качеств и личности ребенка.

К началу 2022-2023 учебного года, я подготовила картотеку подвижных игр, с определением развития физических и личностных качеств и внесла их в таблицу (Таблица 1).

Таблица 1

п/п

Название

Развитие физических качеств

Личностные качества

1 класс

1.

«Удочка»

Координация движения, ловкость

Упорство, уверенность

2.

«Шишки, желуди, орехи»

Быстрая реакция, ловкость, координация движения, мышление

Активность, внимание

3.

«Воробьи-Вороны»

Внимание, ловкость

Активность, внимание

2 класс

1.

«Попади в мяч»

Ловкость

Активность, внимание

2.

«Эстафета зверей»

Сила, быстрота, ловкость

Внимание

3.

«Совушка»

Ловкость, быстрота

Внимание, мышление, быстрая реакция

3 класс

1.

«Прыгающие воробушки»

Ловкость, сила, быстрота

Активность, внимание

2.

«Фигуры»

Ловкость, гибкость

Внимание, творческое мышление

3.

«Классики»

Сила, выносливость

Упорство

4 класс

1.

«Третий лишний»

Координация, ловкость, быстрота

Активность, внимание

2.

«Кривое зеркало»

Сила, координация, выносливость

Внимание, командообразование

3.

«С кочки на кочку»

Сила, быстрота, координация

Упорство, внимание


Данные игры были подобраны согласно возрасту учащихся.

Для учащихся 1-х классов подобраны игры простые в уровне физической подготовки и упрощенными правилами, для удобного восприятия;

Для учащихся 2-х классов подобраны игры усложненные в уровне физической подготовки, но также с упрощенными правилами, для удобного восприятия;

Для учащихся 3-х классов подобраны игры средние в уровне физической подготовки и усложненными правилами, для развития мышления и творческого подхода;

Для учащихся 4-х классов подобраны игры средние в уровне физической подготовки и усложненными правилами, для развития мышления и творческого подхода.

Проанализировали динамику включенности детей в подвижные игры в течении учебного года 2022-2023гг. (Диаграмма 1)

Диаграмма 1


Таким образом, мною отобранные игры положительно сказались на динамике включенности в игру в каждом классе. Игры проводятся в конце урока и служат мотивирующим элементом для выполнения технических элементов основной части урока.

Основная мотивационная часть была отработана с признанием лучших игроков, таким образом, одна группа детей стремилась быть лучшими, другим участникам игры необходимо было доказывать свой статус лучших в определенной игре. В играх много ролей, правил, инвентаря, который очень интересен деткам начальной школы – это сработало как отдельный мотивирующий фактор.

Основные проблемы с которыми я столкнулась это:

1. Соблюдение правил игры, так как детки сильно эмоционально воспринимали свое поражение, и необходимо было внести смягчение некоторых правил;

2. Подбор игр по интересам учащихся, если игра была положительно оценена большинством учащихся, то включаются и те ученики, которым она изначально была не интересна;

3. Не понимание правил игр. Необходимо было проговаривать и показывать правила игры по несколько раз, что отнимало большое количество времени. В последствии было отработано упрощение инструкции по правилам игры.

Таким образом, картотека, состоящая из отобранных подвижных игр помогла поднять общее настроение учащихся в начальной школе и запустить локальную пропаганду использования данных игр на каждом уроке. Подняла уровень мотивации учащихся к занятиям физической культуры, как школьного предмета. Уровень успеваемости учащихся по физической культуре поднялся на 23%.

С учетом динамики роста успеваемости и включенности в практическую часть предмета физической культуры учащимися, можно сделать вывод, что картотека подвижных игр для 1-4 классов - эффективна в мотивации учащихся к занятиям физической культуры в школе.


Список литературы:

  1. Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФИС, 2007;

  2. М.Н. Жуков. Подвижные игры. Высшее образование, 2002;

  3. Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьника. М.: Просвещение, 2002.