Консультация для родителей
Подвижные игры на развитие элементарных математических представлений у дошкольников на занятиях по физическому развитию
Инструктор по ФК: В.М.Егозарьянц.
Р
азвитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние на интенсивное умственное развитие ребенка, его познавательные интересы и любознательность.
Вашему вниманию я предлагаю одно из направлений-формирование элементарных математических представлений посредством подвижных игр на занятиях по физическому развитию.
Исходя из программных задач, я выделяю следующие виды игр: подвижные игры на формирование представлений о числе и количестве, величине, форме, на развитие пространственной ориентировки, ориентировки во времени. Такие подвижные игры не только укрепляют здоровье детей, повышают их двигательную активность, развивают физические и социально-коммуникативные качества, но и позволяют на занятиях по физическому развитию использовать элементарные математические представления.
Подвижные игры на формирование представлений о числе, количестве способствуют развитию понятия числа, формированию количественных представлений, постепенному расширению словаря (один, два.., первый, второй и др).
«Осенние листочки» (3-4 года)
Цель – способствовать развитию количественных представлений много, один, по одному, два, по два.
Материал: листочки зеленого, желтого и красного цвета по одному (по два) на каждого ребенка, три флажка-зеленого, желтого и красного цвета.
Ход игры. На полу разбросаны листочки. В разных концах зала стоят флажки. Педагог спрашивает: «Как вы думаете, откуда появились листочки? Сколько их?» и предлагает взять по одному (по два) листочка. Пока звучит музыка (бубен), дети с листочками бегают по залу. Как только музыка стихнет, дети собираются у флажка по цвету листочков.
«Хвостики» (4-6 лет)
Цель-совершенствование навыков счета.
Ход игры. У каждого игрока сзади прикреплена лента-«хвостик». По сигналу игроки убегают от «ловишки», который их догоняет и срывает «хвостик». Игрок, у которого сорвали «хвостик», временно выбывает из игры. По сигналу игра останавливается, подсчитывается количество сорванных «хвостиков».
«Веселый волейбол» (5-7 лет)
Цель-совершенствование навыков счета и сравнения, уравнивания множества по числу предметов.
Материал: волейбольная сетка, мячи по количеству игроков.
Ход игры. Участники делятся на две команды и становятся по разные стороны волейбольной сетки . Каждый игрок держит в руках мяч. По сигналу игроки перебрасывают мячи на сторону соперника, стараясь избавиться от всех мячей на своей площадке. По сигналу игра останавливается, подсчитывается количество мячей на площадке каждой команды. Выигрывают те, у кого на площадке осталось меньше мячей.
Подвижные игры на развитие представлений о величине способствуют развитию умения анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, выделять длину, ширину, высоту.
«Мячи большие и маленькие» (3-4 года)
Цель-совершенствовать представление детей о величине (большой, маленький).
Материал: большие и маленькие корзины, мячи диаметром 5 и 15см.
Ход игры. Педагог рассыпает мячи по залу и предлагает детям собрать большие мячи в большую корзину, маленькие-в маленькую.
«Автомобили» (3-5 лет)
Цель-закрепление о величине (узкий, широкий).
Материал: узкая и широкая дорожка, обручи по количеству детей.
Ход игры. Дети-«автомобили». Обручи-«гаражи». Возле «гаражей» выкладывают две дорожки – узкую и широкую. «Автомобили» ездят по залу, не наталкиваясь друг на друга. По сигналу «автомобили» едут в гараж по узкой (широкой) дорожке, каждый старается занять свой «гараж».
«Больше-меньше» (5-7 лет)
Цель-развитие умения сравнивать, внимания, слухомоторной координации движений.
Ход игры. Дети строятся в шеренгу. Педагог называет им предметы и объекты : мышка, дерево, цветок, река, ручей, холм, гора и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети должны встать на носки, руки поднять вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, дети выполняют приседание. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Подвижные игры на развитие пространственной ориентировки способствуют умению детей ориентироваться в пространстве относительно себя и других предметов, с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение, сравнивать противоположные пространственные отношения и направления: «впереди-сзади», «справа-слева», «над-под», «вверху-внизу».
«Путаница» (5-7 лет)
Цель-развитие умения ориентироваться в пространстве, определять правую и левую стороны относительно своего тела.
Ход игры. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз, левой рукой показать правое ухо и правую ногу, дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой-до левой пятки.
«Синхронное плавание» (6-7 лет)
Цель-развитие умения ориентироваться в пространстве относительно себя, двигаться в указанном направлении, определять направления: вниз, вверх, вправо, влево, вперед, назад.
Ход игры. Дети стоят в шеренге. Воспитатель дает инструкции по передвижению в пространстве всем детям. Например: все сделали шаг вперед, шаг вправо, два шага назад, два шага влево и т.п.