Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Дмитриевского района Курской области
Согласована Заместитель директора по УВР ____________________ /О. В. Новикова/ от «______» августа 2020 года | Утверждаю Директор школы ____________________ /С. П. Плохих/ Приказ № ________ от «_____» августа 2021 года |
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
6 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель программы:
Кокоев Алан Толикович.
1 квалификационная категория
2020 год
6 класс
Календарно-тематическое планирование
учебного курса Подвижные игры «Спортландия» (в рамках внеурочной деятельности)
на 2020-2021 учебный год.
34 часа (1 раз в неделю).
Календарно-тематическое планирование 1 раз в неделю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
На внеурочную деятельность по курсу «Стремительный мяч» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
Программа «Стремительный мяч» является модифицированной по часам и содержанию. Составлена на основе программы физического воспитания «Спортивный выбор», Самара, 2008 и пособия для учителей «Внеурочная деятельность учащихся», Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов, М.: Просвещение, 2011;
«Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, Д.В.Григорьев, П.В. Степанов, М.: Просвещение, 2011.
Подвижная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Ценностные ориентиры содержания программы
1.Приоритет физической нагрузки как основного способа преобразования потенциала человека через нагрузки оздоровительного характера.
2.Формирование у учащихся ценностного отношения к процессу спортивной подготовки. Расширение мотивации на занятия спортом.
3.Устранение современных недостатков физической подготовки учащихся. Повышение уровня физической подготовленности молодежи. Соответствие физического развития современным социально-экономическим требованиям к развитию личности.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Подвижные игры для детей 10-12 лет становятся более сложными. Организм детей среднего школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат ещё довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей ещё невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается. Поэтому в игры включаются непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей этого возраста.
Развивающийся организм испытывает всё большую потребность в кислороде. Дыхательная система детей отличается большей развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание ещё недостаточно глубокое. Игры с активными движениями способствуют укреплению дыхательного аппарата.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Дети 10 - 12 лет начинают мыслить более критично и отвлечённо, у них развивается способность к абстрактному мышлению, всё это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами.
Игры детей 10-12 лет остаются сюжетными, однако играющих больше интересует символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как было раньше. Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других подвижных игр ещё и потому, что отвечают живости детского воображения. Однако к концу этого возрастного периода всё больший интерес у детей начинают вызывать игры без сюжета. Многие игры с мячом представляют переходную ступень к спортивным играм и содержат целый ряд элементов спортивной техники и тактики.
К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость, выносливость, силу и сообразительность. Хороводы, пение, речитативы, подражание образам используются в их играх редко. Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по отношению к товарищам по игре. Многие подвижные игры строятся на довольно сложных взаимоотношениях между играющими. Это преимущественно игры с разделением коллектива на группы (команды), в которых игроков объединяет единая цель - борьба за победу своей команды.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Цель программы:
создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи,
решаемые в рамках данной программы:
активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Результативность освоения программы:
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры и упражнения самостоятельно.
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры и упражнения самостоятельно.
Результаты 1 уровня:
Учащиеся приобретают знания о правилах ведения здорового образа жизни, нормах гигиены;
Учащиеся приобретают знания о правилах техники безопасности;
Приобретают знания об основах и правилах подвижных и спортивных игр;
Результаты 2 уровня:
Учащиеся приобретают навыки коллективной игры;
Умеют организовать мини-группу и контролировать ее действия;
Чувствуют ответственность за общий результат игры;
Умеют распределять физическую нагрузку;
Поддерживают порядок в спортивном зале без указания учителя.
Результаты 3 уровня:
Владеют самоорганизацией;
Владеют навыками организации других детей для их участия в спортивной игре;
Могут провести игру с младшими школьниками;
Берут на себя ответственность за порядок в зале, сохранность инвентаря;
Конструктивно взаимодействуют во время игры с участниками игры;
Проявляют организаторские способности.
Формы контроля результативности работы:
Собеседование;
Соревнования;
Спортивные игры;
Зачет;
Выполнение нормативов;
Анкетирование.
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
по программе «Спортландия» на 2020-2021 учебный год.
№ | Тема занятий | дата | тип занятия форма занятия | характеристика видов деятельности ученика |
| Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами игры «Стремительный мяч» | | Вводный урок. Урок - диалог | Воспринимать информацию на слух, Знать правила игры и технику безопасности |
| Передача и ловля мяча в парах | | Вводный урок Урок - ознакомление | Ловить мяч, передавать мяч |
| Передача и ловля мяча в парах | | Повторный урок Урок- закрепления | Знать технику передачи и ловли мяча |
| Передачи и ловля мяча в парах в движении | | Повторный урок Урок- зачет | Уметь передавать и ловить мяч |
| Обучение броскам мяча по воротам | | Вводный урок Урок - ознакомление | Уметь бросать по воротам |
| Обучение броскам мяча по воротам в прыжке | | Вводный урок Урок - ознакомление | знать технику выполнения |
| Повторить броски мяча по воротам с опоры | | Повторный урок Урок- закрепления | Закрепить технику бросков |
| Разучить технику перемещение в защите | | Вводный урок Урок - ознакомление | Освоить прыжковые элементы |
| Закрепить технику перемещения в защите | | Повторный урок Урок- совершенствования | Освоение новых движений |
| Разучить технику введения меча на месте | | Вводный урок Урок - ознакомление | Знать технику введения меча одной рукой |
| Повторить технику меча на месте | | Повторный урок Урок -зачет | Знать технику введения меча правой и левой рукой |
| Разучить технику введения меча в движении | | Вводный урок Урок - ознакомление | Знать технику введения меча в движении |
| Закрепить технику введения меча | | Повторный урок Урок- совершенствования | Знать технику движения при перемещении |
| Броски по воротам после передачи | | Вводный урок Урок - ознакомление | Ориентироваться на площадке |
| Повторить броски по воротам после передачи | | Повторный урок. Урок -соревнование | Правильно выполнять технику бросков |
| Разучить броски по воротам после введения меча | | Вводный урок Урок - ознакомление | Знать технику перехода от введения к броску |
| Закрепить технику бросков по воротам в прыжке после введения | | Повторный урок Урок – соревнования | Закрепить технику трехшагового броска в прыжке |
| Сочетание приемов техники игры в гандбол | | Вводный -- урок. Урок -ознокомление | Знать особенности физических упражнений |
| Учебная игра по упрощённым правилам.. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Знать двигательные действия гандболистов |
| Подводящая игра Мяч капитану | | Вводный - урок. Урок -соревнование | Знать технику и тактику игры |
| Изучить технику движения ног и рук в защите. | | Вводный – урок Урок - соревнования | Знать положения ног, положения головы и туловища |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок Урок- совершенствования | Играть по правилам |
| Учить тактику игры в защите | | Повторный урок Урок- ознокомления | Знать расстановку игроков |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Знать тактику защиты и нападения |
| Изучить технику игры в нападении | | Вводный - урокУрок -соревнование | Применять основные технические приёмы в нападении |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Играть по правилам |
| Учить тактике игр в защите | | Вводний - урокУрок -соревнование | Знать тактику защиты и нападения |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Играть по правилам |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Играть по правилам |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Знать тактику защиты и нападения |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Знать правила игры |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Знать тактику защиты и нападения |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Знать жесты судьи |
| Учебная игра по правилам. | | Повторный урок. Урок -соревнование | Знать правила игры и Играть по правилам |
Материально-техническое оснащение программы:
1.Спортивный зал.
2.Баскетбольная площадка.
2.Компьютер, принтер - 1
3.Баскетбольные мячи – 4 шт.
4.Флажки - 8
5.Палочки для эстафеты – 5 шт.
6.Магнитофон – 1 шт.
7.Аудиозапись – 8 шт.
8.Баскетбольная сетка – 2 шт.
Список литературы
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.