В настоящее время можно констатировать формирование устойчивых негативных тенденций динамики состояния здоровья современных школьников. Растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие детей этой возрастной группы. До 60% школьников уже не могут по состоянию здоровья заниматься спортом. Одна из причин сложившейся ситуации – малоподвижный образ жизни, дефицит двигательной активности.
Серьезным и доступным подспорьем в решении проблемы физического здоровья детей являются подвижные игры.
Подвижная игра – одна из существенных потребностей растущего ребенка и подростка.
В игре реализуются активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии, смекалка и ловкость.
Результат подвижной игры для детей состоит не только в выигрыше, хотя и это важно, но и в том, чтобы чувствовать радость движения, физических усилий при преодолении различных препятствий в игре.
Привлекательность подвижных игр – в их состязательном характере, в движении, наполненном каким-либо смыслом.
Особенно любят подвижную игру маленькие дети. У мальчиков и девочек младших классов не наблюдается резкой разницы в пристрастиях. Однако некоторые различия все же имеются. Так, девочки больше любят хороводные игры с ритмичными движениями, мальчики имеют некоторое преимущество в игре на скорость, с элементами борьбы, а также в играх с метанием мяча, биты и др. в цель и на дальность.
У подростков интересы к подвижным играм одинаковы, что объясняется особенностями быстро растущего организма.
Каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определенного настроя играющего. В подвижных играх у детей движения естественны, раскованны. Уже поэтому подвижные игры – важный источник развития.
Подвижные игры могут быть малой, средней и большой подвижности, а также многоплановыми. Одни игры дают большую нагрузку ногам – например, такие как «Классики», игры со скакалкой. Другие развивают мышцы рук – многочисленные игры с мячом, битой и др. Третьи – универсальные: «включают в работу» весь организм ребенка.
Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Известно даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. Игрою можно диагностировать и познать ребенка, игрою можно одобрить и ободрить ребенка. С помощью игры можно корректировать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества и просто радовать детей.
Подготовка к игре
Подготавливая место для игры необходимо проверить все вокруг, чтобы ничего не мешало участникам и не могло нанести им травм.
Нельзя играть на проезжих дорогах. Игры с мячом проводить подальше от окон, мусорных ящиков, развешанного для сушки белья, клумб и грядок.
Играть нужно честно, дружно, соблюдая установленные правила.
Помнить о законе всех игр: один – за всех, и все – за одного. Ставить интересы команды выше своих.
Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки.
Не сердиться, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу.
Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Чтобы играть не надоело, предлагать и вносить в игры новые правила, различные варианты игр.
Начиная игру, предварительно обсудить весь ее ход. Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи.
Подчиняться капитану команды: в игре он старший.
В играх – поединках выбирать соперников, равных по силам.
Победив не зазнаваться (ведь можно играть и лучше). Не высмеивать проигравших. Помнить: в игре вы – соперники, вне игры – товарищи.
Проиграв не унывать. Поблагодарить победителя и постараться выиграть в следующей игре.
Уважать и подчиняться решению судьи. Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.
Беречь принадлежности для игр. Следить, чтобы они всегда были исправны и красивы.
Чтобы обойтись в игре без споров и раздоров, бросают жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камешек, другой угадывает, в какой он руке. Угадал – его правда, спору конец.
1. «Держи спину прямой». Есть такая игра – состязание на хорошую осанку. Кто пронесет 30 шагов мешочек с песком на голове и не уронит его?
2. Нарисуйте на площадке постепенно расширяющийся ручей. Попрыгайте через него, стараясь перепрыгнуть в самом широком месте.