Роль подвижного способа обучения учащихся начальных классов в условиях перехода к новым ФГОС
Учитель начальных классов
Сметанюк Н. Ю.
Здоровье – не все, но все без здоровья –
ничто
Сократ
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно – психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее 30 – 40%. По статистике всего 30 – 40% детей выходят после школы здоровыми. И так как большую часть времени дети проводят в школе, следует задуматься, в чем же причина ухудшения здоровья детей?
Реформирование казахстанской системы образования обусловило необходимость формирования и развития у учащихся навыков здорового образа жизни, проводимые как планомерный и систематический процесс.
Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует «приоритет сохранения здоровья учащихся», что и регламентировано Законом РФ «Об образовании». Следуя этому, общеобразовательная школа, наряду с обеспечением учащихся необходимым уровнем знаний, должна формировать у них готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с социальной средой, к полноценному выполнению основных социальных функций, т. е. способность к социальной адаптации.
Ухудшение экологии, социально-психологическая напряженность обуславливают формирование здоровьесберегающей системы школы, где на первую позицию выходит создание качественно новых условий для оптимального развития и обучения детей, относящихся к различным группам здоровья.
В своем классе я заметила, что к концу учебного дня большинство детей жалуются на усталость, головные боли. Неужели причина в сложной программе? Необходимо глубже разобраться в этой проблеме. Причина усталости и болезней детей не в количестве и сложности программного материала, а в способе подачи этого материала, неправильной организации учебного процесса. Урок должен быть не только продуктивным, но и здоровьесберегающим.
«Сиди и не вертись!» Кому не знакома эта фраза, услышанная много лет назад в детстве и монополизированная до известной степени родителями и школьными учителями. Между тем сорокалетние наблюдения американского физиолога из Калифорнийского университета Лоуренса Морхауса навели его на мысль, что во время сидения не только можно, но и необходимо ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. По убеждению ученого все это обеспечивает лучшее кровообращение, питание мозга кислородом, что в свою очередь позволяет избежать быстрого утомления.
Калифорнийские ученые из университета в Сан – Диего пришли к выводу: процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или неторопливо ходит. Эти специалисты утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в 4 раза быстрее, чем сидящий.
Снижение двигательной активности современного человека является фактором, способствующим росту заболеваемости. Гиподинамия приводит к нарушениям всех физиологических систем организма. Дети в наше время очень мало двигаются, преобладают пассивные виды деятельности: просмотр телевизора, длительное времяпровождение за компьютером, интернет. В условиях перехода на 12 – летнее образование, когда учебная нагрузка на детей увеличится, необходимо задуматься не только об изменении учебного материала, но и способе его подачи.
Использование подвижного способа обучения позволяет:
- предотвратить развитие искривления позвоночника, возникновения плоскостопия, варикозного расширения вен;
- проводить профилактику близорукости во время учебного процесса;
- повысить общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям;
- обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно – сосудистой системы организма и др.;
- стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала.
Цель подвижного способа обучения: «Формирование и развитие системы сохранения здоровья учащихся в ходе организации учебно-воспитательного процесса; ориентирование ребенка на формирование позиции признания ценностей здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья. Усиление взаимодействия учащихся, учителей, родителей в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни в условиях школы».
Актуальность и перспективность опыта.
Рассматривая подвижный способ обучения, необходимо исходить из того, что ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу. Актуальность данной проблемы определяется не только совершенствованием и широким распространением новых здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы, но и созданием целостной, практико-ориентированной системы здравосозидательного образа жизни, направленных на формирование у учащихся представлений о биологическом и социальном, физическом и духовном началах, умении учитывать это в своем поведении, владеть доступными средствами и методами укрепления здоровья. Огромное желание видеть всех детей здоровыми и счастливыми должно послужить толчком для проведения реформ в учебно-воспитательном процессе школы по формированию основ здорового образа жизни у учащихся. Стало очевидно, что в такой ситуации возникает необходимость оказания помощи педагогам и учащимся на основе создания системы подвижного способа обучения технологии, направленной на сохранение здоровья учащихся.
В основу концепции внедрения подвижного способа обучения в учебно-воспитательный процесс положена следующая идея: в школе должна быть создана определенная здоровьесберегающая среда, в которой каждый ученик и учитель сможет не только сохранить, но и улучшить свой показатель здоровья.
Совершенствование системы по развитию подвижного способа обучения в учебно-воспитательный процесс школы приобретет положительную динамику, если:
- внедрить проектно-ориентированную педагогическую систему эффективного использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- применять систематически на уроках, во внеурочной деятельности, в работе с родителями эффективные методики здоровьесберегающих технологий.
Совместно учителями и медицинским работником школы должны быть определены основные принципы разработки программы по формированию основ здорового образа жизни у учащихся в условиях перехода на 12 – летнее образование:
- Определить состояние здоровья и физиологические показатели каждого школьника.
- Результаты работы подвижного способа обучения достигают цели тогда, когда семья, школа и ЛПУ работают в тесном контакте, поэтому основу проекта должна составлять совместная работа учителей, медперсонала поликлиник и школы, родителей.
- Необходимо развивать все сферы: психоэмоциональную, двигательную, познава-тельную.
- Подвижный способ обучения должен научить школьников заботиться о своем здоровье не только в ходе учебно-воспитательного процесса школы, но и в повседневной жизни.
Научно-методическое обоснование подвижного способа обучения.
Сегодня, в условиях современного развития общества, вопрос сохранения и укрепления здоровья ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса школы стоит особенно остро.
Об этом свидетельствуют и усовершенствование республиканских санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по организации учебно-воспитательного процесса школы, и постоянное освещение проблем охраны здоровья подростков на страницах ведущих печатных изданий РК, и проведение государственного мониторинга оценки состояния здоровья учащихся, и создание в каждой школе базы данных основных функциональных показателей здоровья учащихся.
Новизна педагогического опыта.
Новизна системы по внедрению подвижного способа обучения в учебно-воспитательный процесс школы заключается в создании новой формы контакта с учащимися, так называемой «системой предупреждения», которая может быть эффективной лишь, являясь частью большой системы рекомендаций, наблюдений и диагностики, стимулируя молодежь к саморазвитию и самопознанию.
Данная система базируется на 5 элементах:
- Благоприятный и психоустойчивый климат в школе (уютные оснащенные учебные кабинеты, позитивная настроенность учителя и учащихся на урок).
- Переосмысление своего отношения к своему здоровью, урокам физической культуры, занятиям в спортивных секциях (воспитание в семье, уроки биологии и спецподготовки), создание страницы на сайте по здоровому образу жизни.
- Организация тематических мероприятий, посвященных вопросам, которые интересуют родителей, учителей, учеников (использование видеоматериалов, приглашение лекторов, сотрудничество с инициативной группой «Альтернатива» при проведении родительских собраний и общешкольных мероприятий). Взаимодействие с родителями через электронную почту, организация встреч педагогического коллектива с родителями по субботам 1-2 раза в четверть.
- Наличие оснащенных спортивных залов, пищеблока и библиотеки.
- Совершенствование методической работы, основанной на применении элементов известных методик в различных комбинациях (диагностические исследования физиологических показателей учащихся на уроках физической культуры, дистанционное анкетирование учащихся и родителей по вопросам ЗОЖ, сравнительные анализы показателей уровня здоровья учащихся, создание совместных с лечебно-профилактическими учреждениями оздоровительных программ.
Отсюда возникают и основные задачи педагогического опыта.
Задачи педагогического опыта:
- Определить уровень использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс и их влияние на состояние здоровья учащихся;
- Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию ЗОЖ учащихся и педагогов;
- Внедрить новые технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- Предоставить возможности учащимся и педагогам обучаться основам ЗОЖ, подвижного способа обучения через дополнительные занятия (сеть факультативов, специалистов различного профиля), спортивные кружки и секции.
Становление подвижного способа обучения, как нового направления в учебно – воспитательном процессе в условиях перехода на 12 – летнее образование должно проходить по следующим направлениям.
- Создание здорового психологического микроклимата в школе.
- Совершенствование системы рационального питания.
- Мониторинг состояния здоровья учащихся.
- Взаимодействие школы с поликлиникой и КШП.
- Организация работы с родительской общественностью.
- Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.
- Развитие материально-технической базы школы.
Осуществление внедрения системы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы должен определить уровни управления:
- общественный (родители, представители общественных организаций, сотрудничество с профильными организациями);
- административный (Управление образования , директор, заместители директора, социально-психологическая служба);
- профессионально-педагогический (методические объединения учителей физической культуры, классные руководители, школьная комиссия по питанию);
- ученический (органы самоуправления).
Подвижный способ обучения предполагает выполнение нескольких условий, без которых трудно будет добиться желаемых результатов:
- прежде всего – это тесное сотрудничество с медиком.
- наличие индивидуальных физкультурных ковриков для раздражения рефлексогенных зон стопы.
- Наличие физкультурной скамеечки.
- С целью снятия нагрузки с глаз в классе должны быть установлены офтальмотренажеры.
- Наличие ковра для организации упражнений на релаксацию.
- Учителю надо систематически перемещаться по классу, чтобы ученик делал больше движений, чаще поворачивался в разные стороны.
- при проведении опроса, учитель должен стремиться к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места.
- необходимо наличие ТСО для проведения музыкальных физминуток с танцевальными движениями.
Работа по внедрению подвижного способа обучения должна начинаться с 1 сентября. Необходимо установить очередность, по которой дети должны каждый день сидеть за другой партой, затем другом месте. Должна проводиться диагностика и опрос, где, на какой парте, с какой стороны ученику удобнее всего сидеть. Производить рассаживание детей на постоянные места следует с учетом проведенного опроса, но и не забывать об индивидуальных особенностях ребенка. По желанию учителя можно менять места каждый месяц.
Обучение следует проводить за партой нового типа – «конторкой»(парта при необходимости реформируется для работы стоя в соответствии с ростом ребенка).
Обучая учащихся в новых условиях, учителю необходимо знать:
1. Прежде чем начать урок, надо убедиться, что каждый ученик стоит на своей индивидуальной подставке.
2. Учителю надо систематически перемещаться по классу, чтобы ученик делал больше движений, чаще поворачивался в разные стороны.
3. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством, надо весь урок строить в режиме «динамических поз» ( не только во время учебного процесса, но и при проведении физминуток, где имеется широкая возможность разнообразия физических упражнений с учетом возраста и индивидуальных способностей учащихся).
4.Во время урока динамика поз достигается тем, что ученики 10 – 15 минут пишут стоя, а затем такое же время читают, сидя на скамеечке. Желательно, чтобы в течение всего урока используемые учителем схемы, картины, слайды, кинофрагменты, таблицы размещались поочередно на всех классных стенах, что также приводит к динамике поз.
5. при проведении опроса учитель должен стремиться к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места. В этом случае возникает организованный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаз до рассматриваемого предмета. Кроме того, дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, и в дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения.
6. Большое значение в успехе использования прямостояния в школе имеет личное отношение учителя к новой системе обучения, невозможно представить учителя с авторитарным подходом к учебному процессу в классе, где внедряется подвижный способ обучения.
7. Необходимо знать упражнения, физминутки, которые проводятся в течение 2 – 3 минут на 20 – 30 минутах урока. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы с танцевальными движениями, которые проводятся на 15-й и 30-й минутах урока. С целью снятия нагрузки с глаз в классе устанавливаются офтальмотренажеры и проводятся микропаузы при утомлении глаз.
8. Обучение школьников в положении «стоя» проводится с одновременным раздражением рефлексогенных зон стопы (на физкультурных ковриках).
В течение урока подвижность можно использовать не только для разгрузки, но и для лучшего закрепления нового материала. Например, какую – либо таблицу, кластер, правило предложить для восприятия не традиционно, на доске, попросить учащихся пересесть на скамеечку, либо повернуться и ознакомиться с материалом на задней, боковой стене и т. д. Cмена деятельности и местоположения обеспечивает лучшее восприятие и запоминание.
Также, как дети самостоятельно определяют тему минуток чистописания, тему урока, они могут определить, о чем будет физминутка (отгадать зашифрованное слово, выполнить в течение урока ряд заданий). Дети могут самостоятельно придумать физминутку. В 3 – 4 классах, когда дети уже взрослеют и им становятся неинтересными детские физминутки, можно использовать упражнения для релаксации, которые проводятся как на ковре, так и на рабочих местах (либо круглый стол, когда дети держатся за руки, это способствует сплочению коллектива).
Подвижный способ обучения предполагает не только физическую смену положения тела, но и интеллектуальную. Трудности в учебе в начальных классах могут быть вызваны недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, мыслительной деятельности. Поэтому больше внимания следует уделять развитию психических процессов у младших школьников, учитывая их возрастные особенности и особенности подвижного способа обучения. Работу следует проводить в комплексе (на всех уроках, регулярно), обязательно учитывать, что развиваем, на каком этапе урока включены развивающие упражнения.
Все задания (упражнения) в условиях подвижного способа обучения условно делятся на три группы:
- Задания, направленные на развитие творческого воображения.
- Задания, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.
- Физминутки.
Психоэмоциональные аспекты подвижного способа обучения в школе
Огромное влияние на сохранение здоровья современного школьника оказывает и создание комфортной среды обучения в школе. Анкетирование учащихся по вопросу «Комфортно ли мне в школе?», проводимое в 2009 учебном году, показало, что 36% учащихся чувствуют себя в школе неудобно, общий процент тревожности и раздраженности составил 44%. Эти цифры могут послужить сигналом для создания проекта «Психологическая служба доверия». Развитие компьютерных технологий в школе позволилит данному проекту существовать и в интерактивной форме, где психологам можно будет задать вопрос не только учащимся, но и родителям. Результаты исследований и рекомендации будут отправляться по электронной почте родителям.
Психологическое самочувствие педагогов школы влияет на эмоциональное состояние учащихся и от этого зависит психологический микроклимат в школе.
Работа администрации, психологов и профсоюзного комитета должна быть направлена на улучшение психологический микроклимат в школе.
Организация регулярной и практической деятельности по внедрению подвижного способа обучения в учебно-воспитательный процесс школы повысит эффективность не только воспитательной, но и учебной работы, а также поможет формировать умение и навыки в области ЗОЖ у учащихся.
Опыт школы по оздоровлению детей будет эффективен и в других учебных заведениях, так как реализация принципа подвижного способа обучения в первую очередь базируется не только на материальном оснащении школы, а и на создании максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждого ребенка, усиления мотивации к ЗОЖ и актуализации поставленной цели: сформировать свой ЗОЖ.
Получение оперативной и достоверной информации о формировании основ ЗОЖ учащихся, обеспечение информационного обмена между участниками воспитательного процесса, наличие согласованной работы педагогического коллектива, родителей, медработников и учащихся – вот залог успешности внедрения подвижного способа в учебно-воспитательный процесс школы и формирования у учащихся качественно нового отношения к себе и своему здоровью.
Литература
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.//Школа здоровья. 2000. - т.7.№ 2.
- Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - Мн, “Універсітэцкае”, 2002.
- Лецких Л.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся.//Завуч начальной школы. 2004. - № 1.
- Руденко А.А., Алексеева Т.А. Медико-педагогические технологии в образовательном процессе, материалы конференции «Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях» - Мн., 2005.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения.//Школа здоровья.2000. - т.7.№ 2.
- Казин Э.М., Блинова Н.Г., Н.Р.Литвинова. Основы индивидуального здоровья человека. - Издательство «Владос», 2000.
- Гончаренко В.Л. Здоровье подростков: основные проблемы и пути решения. - Мн., 2001.
- Бояринова Е.А. Отношение подростков к ценности своего здоровья. – Мн., 2001.
- Дербинев Д.П. Служба психо-социальной адаптации подростков и ее возможности. – Мн., 2003.
- Карницкий Г.Г. Современные аспекты охраны здоровья учащихся. - Мн., 2000.