СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры 1-11 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка подвижных игр для учащихся с 1 по 11 класс. Игры подобраны с учетом возрастных особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры 1-11 класс»

Подвижные игры на уроках в 1-3 классах.

Игры с элементами ОРУ и бегом.


«Делай как я»

Описание игры
Перед началом игры, дети встают в одну колонну друг за другом. В колонне должно быть не более 10 человек.

Ведущий показывает одно движение ребёнку, который стоит первым – он его повторяет и встаёт в конец колонны. Затем ведущий показывает это же движение и добавляет ещё одно следующему ребёнку, – он их повторяет и встаёт в конец колонны. Таким образом, каждый следующий ребёнок повторяет за ведущим на одно движение больше, чем предыдущий, начиная с самого первого. Ребёнок, который сбивается, выбывает из игры.

Правила игры

Игра проводится до тех пор, пока не останется один - самый внимательный.
Двигательная активность, а так же задорность игры, зависит от того, какие движения придумает ведущий. Игра «Делай, как Я» очень нравится детям, и может проводиться как на улице, так и в помещении.





«Класс»

Играют по нескольку человек (обычно от двух до четырех), по очереди.
На асфальте чертят мелом классы (классики) с определенным числом клеток и полукругом. Клетки нумеруют, а в полукруге пишут слово «Огонь».





Правила очень просты. Играющий бросает камешек и старается попасть в первую клетку. Затем, на одной ноге прыгает в эту же клетку и носком ботинка, не отпуская поднятую в начале ногу, подталкивает камешек из клетки в клетку по возрастанию номеров. Тот, кто в первом коне успешно пройдет всю фигуру, во втором коне бросает камешек уже во вторую клетку и т. д.

Успешно пройти фигуру означает пройти ее без ошибок. Ошибками считаются:
- когда играющий, при бросание камешка, не попадает в ту клетку, которая на очереди;
- остановка камешка на черте;

- кроме того, нельзя оступаться,

- а также наступать на линию, разделяющую клетки.

При совершении какой-либо из перечисленных ошибок игрок уступает место другому и в следующий раз (когда до него снова дойдет очередь) начинает с того, на чем остановился.
Особую роль играет полукруг со словом «Огонь». Если ты забрасываешь камешек или сам ступаешь на это место, то — все пропадает, «сгорает» и игру придется начинать с самого начала.
После прохождения без ошибок всех классов начинаются экзамены: нужно с закрытыми глазами пройти (не обязательно прыгать) по всем клеткам по порядку так, чтобы не наступить на линии. С «экзаменами» обычно играют, когда клеток не больше десяти.






«Космонавты»

Подготовка.

По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" рисуют 2-5 кружков - "ракет". И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" можно написать маршруты, например:

З-Л-З (Земля - Луна - Земля)

З-М-З (Земля - Марс - Земля)

З-Н-З (Земля - Нептун - Земля)

З-В-З (Земля - Венера - Земля)

З-С-З (Земля - Сатурн - Земля)

Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг.

Содержание игры.

Дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты. Для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по "ракетодромам" и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет".

Опоздавшие на "рейс" становятся в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в "космосе". Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.

Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.

Правила игры:

1. Начинать игру - только по установленному сигналу руководителя.

2. Разбегаться - только после слов: "Опоздавшим - места нет!"


«Мяч соседу»

Все играющие, кроме водящего, становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий находится за кругом. Одному из игроков в кругу дается волейбольный мяч. Играющие перебрасывают мяч друг другу. Водящий, бегая за крутом, старается коснуться мяча рукой. Если это ему удалось, он становится в круг, а водит тот, у кого в руках был «запятнан» мяч.

Выигрывают участники, которые ни разу не были водящими (или побывали в роли водящих меньше других). Первого водящего определяют по жребию.

Нельзя ронять мяч, а также перебрасывать его через одного или нескольких игроков. Игрок, совершивший такую ошибку, становится водящим. Водящий может касаться мяча как в руках игроков, так и на лету. Если водящий коснулся мяча на лету, то идет водить тот, кто последним бросил мяч.


«Веселые ребята»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы, весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.



Подвижные игры на уроках в 1-3 классах.

Игры с бегом, прыжками, метаниями

«К своим флажкам»

Подготовка.

Играющие делятся на группы по 6—8 человек и становятся в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка — водящий с флажком в поднятой руке (флажки разного цвета).

Содержание игры.

По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегаются по площадке, по второму сигналу — присе­дают и закрывают глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флаж­ками в это время меняются местами. По команде руководителя: «Все к своим флажкам!» — играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него.

Побеждает группа, быстрее других образовавшая кружок.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Если игроки какой-либо команды подглядывали, когда водя­щие менялись местами, то ей засчитывается поражение.

«Через кочки и пенечки»

Подготовка.

Играющие делятся на две группы.

Содержание игры.

По сигналу руководителя игры, играющие первой группы выходят из-за черты и идут, высоко поднимая ноги, к елке (стойке), произнося: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше. Через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал - не споткнулся, не упал». С этими словами дети останавливаются вблизи елки и продолжают говорить: «Глянь в дупло высокой елки, вылетают злые пчелки!» Играющие второй группы - пчелки - начинают кружиться вокруг елки и жужжать: «Ж-ж-жи - хотим кусать». Дети отвечают: «Нам не страшен пчелок рой - убежим скорей домой!» И убегают за черту, высоко поднимая колени. Пчелки стараются догнать убегающих, коснуться их рукой - «ужалить».

Правила игры:

Ужаленный проигрывает. Играют 2-3 раза, затем выбирают пчелок из тех, кто ни разу не был ужален. Лучшими считаются ни разу не пойманные участники.


«Метко в цель»

Подготовка.

Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впередистоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

Содержание игры.

По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя играющие второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза.

Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

Правила игры:

1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.

2. При броске заходить за стартовую черту нельзя. Бросок зашедшего за черту не засчитывается.





«Вызов номеров»

Подготовка.

Место, инвентарь и подготовка - те же, что и в предыдущей игре. Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Содержание игры.

Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне - команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры:

1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя.

2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с 3-го класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.





«Зайцы в огороде»


Подготовка.

На полу (земле) чертятся 2 концентрических круга: наружный диаметром 6–8 м, внутренний – 3–4 м. Один водящий – «сторож» – встает в малый круг – «в огород». Остальные играющие – «зайцы» – вне большого круга.

По сигналу зайцы начинают прыгать на обеих ногах, стремясь попасть в огород. Сторож, не выходя за пределы большого круга, старается поймать зайцев – коснуться их рукой. Пойманные зайцы отходят в сторону. Когда поймано 3–5 зайцев, выпускается новый сторож из не пойманных.

Побеждает тот, кто ни разу не был пойман, а также лучшие сторожа, сумевшие быстрее поймать установленное число зайцев.

 









Эстафета

1. Конкурс «Разминка».

Команды построены в колонны по одному у лицевой линии. По команде «Марш!» капитан бежит по прямой до поворотного флажка (15 м), обегает его и бежит к своей команде, передает эстафету второму игроку касанием его рукой и т.д. Очко завоевывает самая быстрая команда.

2. «Полет на метле».

Обе команды построены так же. В качестве метлы у каждого капитана в руках гимнастическая палка. По команде «Марш!» он бежит по прямой, обегает флажок и возвращается к своей команде. Второй игрок хватается за палку, и они бегут уже вдвоем, потом втроем. Очко зарабатывает команда, которая прибежит первой и не потеряет ни одного игрока.

3. «Хоккеисты».

Команды построены так же. У капитана в руках хоккейная клюшка и шайба. По команде «Марш!» капитаны клюшкой ведут шайбу вперед, обводя препятствия, обводят снеговика и ведут так же обратно. Передают клюшку и шайбу второму игроку, сами встают в конец своей команды. Второй игрок повторяет задание капитана и т.д. Очко выигрывает самая ловкая команда.

4. «Конкурс с обручем».

Команды построены так же. Каждому участнику обеих команд выдается по обручу. По команде «Марш!» направляющие бегут, держа обруч в руке, к снеговику (15 м), одевают на него обруч, и возвращаются к своей команде, передавая эстафету вторым номерам. Какая команда финиширует первой – получает очко.

5. «Снайперы».

Игроки обеих команд получают каждый по одному «снежку» (теннисный мяч).Задача: с расстояния 5 метров, каждый игрок команды выполняет один бросок в цель (круглая мишень, диаметр 40 см). Команды при помощи считалочки решают, какая будет выполнять броски первой. Побеждает команда, сделавшая большее количество попаданий. При равенстве – по одному очку получают обе команды.

6. «Футболисты».

Команды построены в колонну по одному. У капитанов под ногой по футбольному мячу, а один участник команды встает на ворота соперников. По команде «Марш!» капитаны ведут мяч вперед, обводят флажки и выполняют один удар по воротам, затем ведут мяч обратно и передают эстафету.

За эту эстафету очки начисляются так: 1 очко получает команда, которая первой заканчивает эстафету и 1 очко команда, забившая больше мячей в ворота соперников.

7. «Лыжные гонки».

Команды построены так же. Капитану каждой команды выдают шапку, шарф, лыжные ботинки и лыжи. По команде «Марш!» капитаны одевают на себя все вещи, берут в руки лыжи и бегут к снеговику, обегают его и возвращаются к команде, передают второму номеру эстафету, одевая на него свои лыжные принадлежности. Второй игрок повторяет действия первого.

Очко получает самая быстрая и ловкая команда.

8. «Переправа».

Команды стоят на одном берегу (линия старта) в колонне по одному. У капитана 2 туристических коврика. По команде «Марш!» каждая команда пытается переправиться на другой берег с помощью этих ковриков, т.е. сначала все игроки встают на один коврик, другой кладут немного впереди и перепрыгивают на него, первый при этом перемещают опять вперед. Если один из участников касается ногой пола, то команда начинает свой путь от линии старта. Побеждает команда, которая переправится первой.

9. «Снежки».

Команды строятся в одну шеренгу лицом друг к другу вдоль 3-х метровых линий волейбольной площадки. На каждую команду выдается 10 «снежков» (тряпочные мячи). По свистку учителя команды начинают перекидывать «снежки» на сторону соперника. Через 1 минуту подается второй свисток, игра прекращается. Выигрывает команда на чьей стороне осталось меньшее количество «снежков».

10. «Перетягивание каната».

Команды встают по обе стороны каната. Учитель проверяет, чтобы середина каната совпала с отметкой на полу и подает свисток, по которому команды начинают тянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая соперников на свою половину площадки.


Подвижные игры на уроках в 4-6 классах.

Игры с элементами ОРУ и бегом.


«Группа, смирно»

Описание игры
Ребята становятся в одну шеренгу. Руководитель, стоя лицом к играющим, подает команды. Дети их должны выполнять лишь в том случае, если перед командой будет произнесено слово "Группа". Если не было слова "группа", то реагировать на команды не надо. Допустивший ошибку делает шаг в перед и продолжает игру.
К концу игры наиболее невнимательные игроки отходят дальше других от исходного положения. Выигрывают те ребята, которые были наиболее внимательны и благодаря этому остались в своем исходном положении.

Правила игры

  1. Ребята становятся в одну шеренгу. Руководитель, стоя лицом к играющим, подает команды. Дети их должны выполнять лишь в том случае, если перед командой будет произнесено слово "Группа".

  2. Если не было слова "группа", то реагировать на команды не надо. Допустивший ошибку делает шаг в перед и продолжает игру.

  3. К концу игры наиболее невнимательные игроки отходят дальше других от исходного положения. Выигрывают те ребята, которые были наиболее внимательны и благодаря этому остались в своем исходном положении.



«Два лагеря»

Подготовка.

Ученики выстраиваются на площадке в две разомкнутые шеренги в 6-8 м одна за другой. В 15-20 м от первой шеренги кладутся набивные мячи (или ставятся флажки) в 2 м один от другого (по числу игроков в шеренге). В 2 м от каждого набивного мяча кладётся малый матерчатый (теннисный) мяч.

Содержание игры.

По команде "На старт!" игроки обеих команд принимают положение высокого или низкого старта (по заданию), а по команде "Марш!" устремляются к набивным мячам. Добежав до них, первые номера обегают их справа налево и бегут за свою стартовую линию. Вторые номера, минуя набивные мячи, берут малые мячи, поворачиваются кругом и устремляются вслед за убегающими первыми номерами, стараясь попасть мячом в своего соперника. Первые номера, возвратившись на прежнее место, становятся за линию, где стояли вторые номера. Те, в кого попали мячом, поднимают руку. Пока учитель подсчитывает число запятнанных, игроки метавшей шеренги подбирают мячи и возвращают их на прежнее место. Затем шеренги меняются ролями. После нескольких перебежек подсчитывается общее число игроков, пойманных каждой командой.

Побеждает команда, в которой было поймано меньшее количество игроков.

Правила игры:

1. Каждый игрок должен обегать свой мяч.

2. После поворота игрок обязан бежать по прямой, не отклоняясь в сторону.

3. За нарушение этих правил команде начисляется штрафное очко.








«День и ночь»

Подготовка.

Играющие делятся на две команды, которые ста­новятся на середину площадки спиной друг к другу на расстоя­нии 1,5 м. Одной команде дается название «День», другой — «Ночь». У каждой команды на своей стороне площадки (в 10 —12 м) — дом.

Содержание игры.

Учитель неожиданно произносит название одной из команд, например «День!» Игроки этой команды быст­ро убегают в свой дом, а другой команды — догоняют и пятнают их. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются в свою команду. Все становятся на прежние места, а учитель снова называет команду. Важно, чтобы не было строгого чередования, тогда играющие не знают, какая команда будет на­звана, а потому предельно внимательны. Перед сигналом руково­дитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им выполнять различные упражнения (смена положений рук, прыжки или шаг на месте и т.п.). Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается, сколько игроков поймано в каждой коман­де за одинаковое количество перебежек (за три или четыре).

Побеждает команда, осалившая больше игроков.

Правила игры:

1. Игроков разрешается салить только до черты дома.

2. Остальные продолжают участвовать в игре.

3. В ходе пере­бежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.

«Перебежка с выручкой»

Подготовка.

Площадка поперечной линией делится на два равных участка. На расстоянии 2 м от коротких сторон площадки параллельно им проводятся две линии. Между ними по всей ширине площадки ставят с каждой стороны по 10 городков. Играющие делятся на две равные команды и располагаются произвольно на площадке со стороны линий, за которыми стоят их городки.

Содержание игры.

По сигналу учителя игроки обеих команд начинают перебегать на сторону противника, стремясь завладеть городками, причём каждый за одну перебежку может взять только один городок и унести его на свою сторону. Каждому игроку разрешается не только брать городки противника, но и салить на своей половине площадки перебегающих с городками. Осаленный отдаёт городок тому, кто его осалил, и остаётся на месте в ожидании, когда его выручит, коснувшись рукой, игрок его команды. Взятый городок ставится на своё место. Вырученный игрок вступает в общую игру. Играют установленное время (10-15 мин).

Выигрывает команда, сумевшая перенести на свою сторону больше городков.

Правила игры:

1. Игру разрешается начинать строго по сигналу.

2. Игроков можно салить только на своей половине площадки.

«Медведь и пчелы»

Содержание игры.

Играющие делятся на две группы: треть из них - медведи, остальные - пчелы. В центре площадки устраивается вышка - это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3 - 5м очерчивается место берлоги, с другой - на расстоянии 5 - 7 м - место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.

Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.

«Бери ленту»

Содержание игры.

Дети строятся по кругу. Каждый по­лучает полоску или цветную ленточку и закладывает ее за пояс или за ворот. В центре круга ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются по площадке (если она большая, надо обозначить границы для игры). Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть ленточку. По сигналу «раз, два, три, в круг скорей беги» дети строятся в круг.

 Ловишка подсчитывает количество взятых лент, возвращает их детям. Игра возобновляется с но­вым ловишкой.

Правила:

Ленточку не придерживать руками; лишившийся ленточки временно выходит из игры.

«Удочка»

«Гонка с выбыванием»

Подготовка.

С помощью флажков размечается круг диаметром 9-12 м и на нём проводится линия старта - финиша.

Содержание игры.

По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или двух кругов) из игры выбывает участник, который последним пересёк контрольную линию старта.

Постепенно менее выносливые отсеиваются.

Победителем объявляется тот, кто останется лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Бегать разрешается только по внешней части круга.

3. Участники могут бежать с набивным мячом, надеть пояса с отягощением, рюкзаки с грузом.



Подвижные игры на уроках в 4-6 классах.

Игры с прыжками и метаниями.



«Удочка» простая

Подготовка.

Для игры нужна верёвка длиной 3-4 м, на конце которой привязан мешочек, наполненный горохом или песком. Иногда для игры используют обычную скакалку. Это удочка, с помощью которой рыбак (водящий) ловит рыбок (остальных играющих). Все играющие становятся в круг, а водящий - в середину круга с верёвкой в руках.

Содержание игры.

Водящий вращает верёвку с мешочком так, чтобы тот скользил по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением мешочка и подпрыгивают, чтобы он не задел кого-либо из них. Тот, кого заденет мешочек или верёвка, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий идёт на его место в круг.

Выигрывают два-три игрока, оставшиеся последними.

Правила игры:

1. Игрок считается пойманным в том случает, если верёвка коснулась его ноги не выше голеностопа.

2. Игрокам во время прыжков не разрешается приближаться к водящему.

3. Тот игрок, которого задела верёвка, выбывает из игры.


«Удочка» командная

Игроки, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий (как и в варианте 1) - один и тот же. Игрок, которого задела верёвка, поднимает руку вверх: он приносит своей команде штрафное очко. После каждой ошибки громко объявляется счёт.

Победу в игре одерживает команда, после 2-4 мин игры получившая меньше штрафных очков.

Правила игры - те же, что и в варианте 1.



«Кто быстрее до флажка»

Подготовка.

Класс делится на команды, в каждой из них выбирают капитана. Команды располагаются за стартовыми линиями - одна напротив другой. Расстояние между командами 20-30 м. Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2-3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки.

Содержание игры.

По сигналу игроки быстро подбегают к флажкам и стараются собрать их как можно больше. Через установленное время по команде дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесённые их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры:

1. Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.

2. Запрещается отнимать флажки друг у друга.

3. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.

4. Капитаны команд играют на равных правах со всеми.


«С кочки на кочку»

Подготовка.

Мел или верёвочки для обозначения линии старта; флажки или другие предметы для обозначения места поворота; 4 «кочки», которые представляют собой небольшие коврики из плотной ткани округлой формы.

Содержание игры.

Все участники игры делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 «кочки». Задание, которое получают играющие: «Перед вами болото, его необходимо пройти. Но просто так по болоту не ходят, можно утонуть. У вас есть волшебные кочки, по которым вы и переберётесь на тот берег. Кладёте одну кочку, встаёте на неё, рядом кладёте вторую кочку, перепрыгиваете на неё, затем подбираете первую, перекладываете её вперёд, перепрыгиваете на неё и т.д. до поворота и в таком же порядке возвращаетесь к своей команде и передаёте кочки следующему игроку.

Выигрывает та команда, все игроки которой пройдут дистанцию».

Проигравшая команда получает «выкуп».









«Снайперы»

Подготовка.

Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).

Содержание игры.

По сигналу учителя команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают мячи в городки из положения тоя, с колена или лёжа, по условиям игры. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника - на шаг ближе.

Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.

Правила игры:

1. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд.

2. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды.

3. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя.

«Защита крепости»

Содержание игры.

Для этой игры необходимо подготовить «Крепость» - треногу, собранную из трех палок длинной около 1 метра. Установить ее в центре площадки, и очертить вокруг нее круг диаметром 10 – 12 метров.

Правила игры:

Участники игры встают за линию круга с внешней стороны. В центре, рядом с треногой находится водящий. Играющие перекидывают мяч друг другу. Любой из игроков, выбрав подходящий момент, может нанести удар мячом по крепости, стараясь уронить ее. Задача водящего отбивать мяч, и не допустить падения крепости. Тот, кому удается сбить крепость, становится водящим, а предыдущий водящий занимает его место. Если крепость сбита игроком, заступившим за линию круга, то этот удар не зачитывается.

Игра может продолжаться бесконечно долго.

Подвижные игры, подготовительные к баскетболу для учащихся 4-6 классов

«Не давай мяча водящему»

Подготовка.

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводят черту. Выбирают 2 - 4 водящих, которые становятся в середину круга. Если играют не более 15 человек, то выбирают одного водящего. Стоящие по кругу получают мяч.
        Описание игры.

Играющие перекидывают  мяч по воздуху или передают по земле так, чтобы  водящие не могли его коснуться. Водящие, бегая в круге, стремятся дотронуться до мяча. Если кому - либо это удаётся, то  на его место становится игрок, при броске которого мяч был осален водящим, или тот, у которого мяч был осален в руках. Водящий становится на его место.
        Играют установленное время. В заключение отмечаются игроки, которые ни разу не были водящими.

        Правила

1. Мяч можно перебрасывать по воздуху, перебрасывать с отскоком от земли и перекатывать по земле.

2. Если мяч  вылетел из круга, то играющие должны как можно быстрее поднять его и, вернувшись на свои места,  продолжать игру. 

3. Водящий имеет право осалить мяч, если он находится у кого - то в руках, на земле, в воздухе,  а также за кругом, если он туда вылетел.


«Мяч в кругу»

Участники делятся на 2—3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнит броски мяча.

«Мяч водящему»

В зале  чертят 2 противоположных круга и проводятся параллельно линии, образующие коридоры  около каждого угла - нейтральные зоны.  Посредине площадки чертится круг для начала игры.

        Играющие делятся на 2 команды, в каждой выбирают капитана и ловца - водящего. Одна команда от другой отличается повязками. Ловцы встают в углах зала. Игроки из разных команд размещаются парами  по всей площадке произвольно. У центрального круга встают капитаны, каждый лицом в сторону своего ловца.

        Описание игры.

Руководитель, выйдя на середину площадки, подбрасывает мяч вверх между капитанами. Каждый пытается отбить его в сторону своей команды. Каждый игрок, поймав мяч,  стремится путём передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу  так, чтобы он поймал его на лету. Противники мешают этому и стараются перехватить мяч и передать его своему ловцу. Играющие мешают ловцу поймать мяч. При этом ни играющие, ни ловец не имеют права заходить в нейтральную зону. Игроки каждой команды делятся на защитников и нападающих.  Те и другие перемещаются по полю, но защитники держатся поближе к своему ловцу, защищая его, а нападающие - ближе к ловцу противников.

        Когда ловец поймает мяч, игра начинается с центра площадки, а за ловлю мяча команда получает очко. Одна команда играет 10 - 15 мин., потом команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.


«Передал – садись»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2—3 волейбольных мяча. Играющие делятся на 2—3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в 6—8 метрах становится капитан с мячом в руках. По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его ваять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.







Подвижные игры на уроках в 7-9 классах.

Игры с элементами ОРУ и бегом.


«Тяни в круг»

Подготовка.

Очерчиваются два концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг и берутся за руки.

Содержание игры.

По указанию учителя участники игры идут вправо или влево. По второму сигналу (свистку) играющие останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадёт в пространство между большим и малым кругом одной или двумя ногами, выходит из игры. Затем играющие снова берутся за руки и по свистку продолжают игру.

Игроки, не втянутые в круг после нескольких повторений, считаются победителями.

Правила игры:

1. Игрокам не разрешается разъединять руки во время движения и борьбы.

2. Оба игрока, расцепившие руки, выбывают из игры.

3. Когда играющих останется мало, они становятся вокруг малого круга и продолжают соревнование, соблюдая те же правила.


«Выталкивание из круга»

На площадке обозначается пять-шесть кругов диаметром по 3 м. Класс делится на две команды. Капитаны команд посылают в каждый круг по одному игроку. Каждой паре игроков, находящихся в кругах, дается по гимнастической палке. Оба игрока держат крепко палку в руках, зажи­мая ее конец под локтем правой или левой руки (смотря по условию). У каждого круга находятся выделенные судьи. По сигналу игроки, на­жимая на палку, стараются вытолкнуть один другого из круга. Вытолк­нутому из круга предоставляется возможность вновь вернуться в круг, после чего игра продолжается до сигнала учителя. За каждое выталкива­ние из круга команде, игрок которой оказался победителем, засчитывается одно очко.

«Колесо»

Подготовка.

Из числа играющих выбирается один водящий. Остальные делятся на четыре - шесть групп, равных по количеству. Каждая группа становится в колонну лицом к центру, все колонны располагаются наподобие спиц колеса. Водящий находятся в стороне.

Содержание игры.

По команде учителя водящий бежит вокруг колеса, останавливается возле любой спицы и касается рукой плеча игрока, стоящего последним. Тот передаёт это касание стоящему впереди, он - дальше к центру и т.д. Стоящий в колонне первым, почувствовав прикосновение, громко говорит "Хоп!" и бежит вправо (или влево), обегая с наружной стороны все спицы колеса. Все игроки колонны, в том числе и водящий, бегут за ним, стараясь по пути обогнать друг друга. Важно не остаться последним, когда спица вернётся на прежнее место. Тот, кто окажется последним, когда спица вернётся на прежнее место. Тот, кто окажется последним, идёт водить. Он может вызвать на соревнование в беге игроков другой колонны.

Побеждают, те, кто ни разу не были водящими.

Правила игры:

1. Обегающим спицы запрещается пробегать сквозь стоящих игроков.

2. Последним нельзя мешать перебежке.

3. Направляющий не может изменять направление бега на ходу.

4. Команда "Хоп!" выполняется обязательно.


«Перемена места»

Подготовка.

Игроки двух команд, стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (за линиями своих «домов»), приседают и кладут руки на колени.

Содержание игры.

По сигналу все игроки, прыгая из глубокого приседа, продвигаются вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Затем следуют прыжки в обратную сто­рону, но в игре не участвует тот, кто пересек линию «дома» послед­ним. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останут­ся 2—3 самых выносливых прыгуна.

Побеждает команда, которая по окончании игры сохранила больше прыгунов.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Руки с колен убирать нельзя.

3. Прыгать разрешается только из положения глубокого приседа.


Эстафета по кругу.

Подготовка.

Все играющие делятся на три - пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым (или левым) боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч - шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч).

Содержание игры.

По сигналу учителя те игроки, у которых в руках эстафетная палочка (городок или теннисный мяч), бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных "спиц" к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету также обегает круг и передаёт её третьему номеру и т.д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой.

Побеждает команда, закончившая эстафету раньше.

Правила игры:

1. Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, а тем - мешать игрокам, совершающим перебежки.

2. За нарушения правил начисляются штрафные очки.

"Эстафету по кругу", как и «Встречная эстафета»

Подготовка.

На четырёх углах площадки ставятся флажки, а в центре - большой флаг. Класс делится на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды к линии старта вызываются по одному бегуну.





Большая эстафета по кругу.

Содержание игры.

По сигналу игроки, стоящие во главе колонны, обегают четыре флажка и, добежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам, занявшим исходное положение на старте.

Выигрывает команда, замыкающий игрок которой раньше закончит без вокруг флажков. Он должен первым подбежать к центральному флагу (стойке) и постучать по древку эстафетной палочкой. Прибежавший вторым приносит своей команде второе место.

Правила игры:

1. Малые флажки обегаются с наружной стороны.

2. Последний в команде игрок, прежде чем бежать к центральному флагу, должен обязательно обежать четвёртый угловой флажок.


Подвижные игры на уроках в 7-9 классах.

Игры с прыжками и метаниями

«Салки на одной ноге»

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у них за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному кладет в руки платочек.

На счет "Раз, два, три! Смотри!" дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: "Кто же салка?" Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: "Я салка!"

Участники игры, прыгая на одной ножке, стараются уйти от салки.

Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек,
поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка!"

Игра повторяется.

Правила:
1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на правой, то на левой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается встать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать, как и все играющие, на одной ноге.








«Прыжковая эстафета»

Команды в 6-8 человек становятся за общей чертой в колонны по одному. Головные игроки держат в руках по сложенной вдвое веревочке длиной 3 м. Впереди каждой команды, за 6-8 м, ставится по флажку. Между флажками и чертой начала бега обозначается полоса шириной 1,5 м. По сигналу головные игроки выбегают вперед, прыгают через по­лосу, обегают свой флажок. Возвращаясь к колонне и вторично пере­прыгнув полосу, вместе с очередным игроком они «проводят» сложен­ную вдвое веревочку под ногами играющих (на высоте 30-40 см). Сто­ящие в колонне прыгают через веревочку способом «согнув ноги». Затем головной игрок остается сзади колонны, а очередной, взяв веревочку, повторяет действия первого игрока. Возвращаясь к колонне, он вместе с третьим по порядку игроком проводит веревочку вдоль колонны и т. д. Когда веревочку вновь получит первый игрок, он поднимает ее кверху, показывая, что его команда закончила игру. Игра повторяется, но в сле­дующем варианте. Возвращающиеся к месту своих команд игроки не проводят веревочку под ногами стоящих в колонне, но держат ее с оче­редным игроком за концы, натянув во всю длину над линией начала бега. Игроки с разбега поочередно прыгают через веревку «перешагиванием».



«Прыжковая эстафета с палками»


Подготовка.

Играющие делятся на две-три равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в трёх-четырёх шагах друг от друга. Они стоят параллельно перед чертой, в руках у головного игрока гимнастическая палка.

Содержание игры.

По сигналу учителя первые номера бегут до установленной в 12-15 м булавы (набивного мяча), обегают её и, вернувшись к своим колоннам, передают палку одним из концов вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят её под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, толкаясь двумя ногами. Первый игрок остаётся в конце своей колонны, а второй бежит к стойке, огибает её и проносит палку под ногами играющих с третьим номером и т.д. Игра заканчивается, как только все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает её вверх.

Побеждает команда, игроки которой раньше выполнили задание, не допустив ошибок.

Правила игры:

1. Запрещается отпускать концы палки, когда её проносят под ногами.

2. Запрещается ронять палку.

3. Все игроки обязаны перепрыгнуть через палку.


«Подвижная цель»

Подготовка.

Ученики образуют большой круг (стоят в двух-трёх шагах друг от друга). Перед носками игроков можно провести линию. Выделяется водящий, который выходит в середину круга.

Содержание игры.

По сигналу руководителя дети стараются прямым попаданием попасть в водящего волейбольным мячом, от которого водящий, бегая внутри круга, увёртывается. Кому это удастся сделать, становится водящим. Игру можно проводить в двух-трёх кругах.

Побеждает игрок, который дольше всех пробыл в роли водящего.

Правила игры:

1. В ходе игры бросающим мяч не разрешается заступать ногой за черту. 2. Не засчитывается попадание в игрока после отскока мяча от земли. 3. Если водящему удалось поймать мяч, он не выбывает из игры. 4. Попадание в голову не засчитывается.


Эстафета с препятствиями.

На дистанции 50-60 м устанавливаются различные препятствия: брев­но для перелезания, щиты для метания мячей в цель, подвешенная к стой­кам веревочка для прыжков в высоту, «ров» для прыжков в длину шири­ной 2 м (обозначается на земле). По этой же полосе препятствий прово­дится эстафета. Преодолев полосу, на обратном пути игроки препятствий не преодолевают.

Подвижные игры на уроках в 7-9 классах.

Игры, подготовительные к спортивным играм (баскетболу, волейболу)

«Мяч в центре»

Площадка делится пополам. На каждой половину ближе к лицевым линиям, обозначаются круги диаметром 1 м. В них находятся капитаны. На каждой противоположной стороне произвольна размещаются по три «перехватчика», а остальные играющие стоят вокруг своего капитана в малых кружочках (диаметром 50 см) в трех метрах один от другого. Учи­тель дает мяч одному из перехватчиков. Тот по сигналy бросает его од­ному из своих подающих (стоящих в малых кружочках), а последние посылают мяч своему капитану. Перехватчики мешают этому, стараясь перехватить мяч и отдать его подающему. Если Капитан поймает мяч, команде засчитывается очко, а подающие меняются местами. Последний кружочек занимает один из перехватчиков, а капитан становится на его место. Роль капитана исполняет очередной подающий. Продолжитель­ность игры 15-20 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Борьба за мяч»

Две команды произвольно размещаются на обозначенной площадке (18x6 м). Одному из играющих дается мяч. По сигналу игроки стараются быстрее выполнить 5-10 передач между своими игроками. За это команда выигрывает очко. Счет передач ведет учитель. Игра продолжается до 10 мин. Команда, набравшая большее количество очков, выигрывает.



«Пасовка волейболистов»

Учащиеся делятся на несколько команд, и каждая строится в круг. По сигналу в командах начинается пасовка волейбольного мяча. За каж­дое падение мяча на землю команда получает штрафное очко. Побежда­ет команда, которая за 3-5 мин уронила мяч меньшее число раз.

Эстафета с элементами волейбола.

Две-три команды выстраиваются колоннами в 5 м от стены. Расстоя­ние между колоннами 3 л. У направляющих — по волейбольному мячу. По сигналам капитаны команд выполняют пять передач мяча ударом его о стенку (пальцами, как в волейболе). После пятого удара капитаны бе­гут в конец своей колонны, а мяч подхватывает и продолжает выполнять передачи очередной игрок команды. Выигрывает команда, которая рань­ше и правильно закончит передачи. Если мяч упадет на пол, игрок дол­жен его подобрать, стать на линию и продолжать передачи.





Эстафета с ведением и броском мяча в корзину

Подготовка.

Игра проводится на баскетбольной площадке. Для проведения игры требуются два баскетбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу. Стартовой чертой служит лицевая линия. Впередистоящие игроки, подходя к стартовой черте, получают по мячу. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией.

Содержание игры.

По команде руководителя "Внимание, марш!" первые игроки бегут вперёд, ведя мяч ударами о землю (пол), добегают до щитов, стоящих на противоположной стороне, ударяют мячом о щит или забрасывают мяч в корзину (по договорённости), возвращаются обратно, ведя мяч также ударами о землю до середины поля, откуда перебрасывают его очередному игроку. Следующие игроки в командах переходят на стартовую черту (у лицевой линии) и, поймав мяч, выполняют то же задание. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят установленного задания.

Выигрывает команда, быстрее закончившая игру, допустившая меньше ошибок или не имеющая их совсем. Если команда закончила игру позже, но допустила значительно меньше ошибок, то она считается победительницей.

Правила игры:

1. Первым игрокам не разрешается стартовать до сигнала, а последующим - до ловли мяча от предыдущего.

2. Бежать с мячом нельзя, его следует вести ударами о землю.

3. Если надо попасть мячом в корзину, то игрок не имеет права бежать обратно до тех пор, пока не выполнит это задание; может быть, ему придётся сделать несколько бросков.

4. Возвращаясь обратно, игрок может бросить мяч игроку своей команды только с установленного места. 5. За каждое нарушение правил команда получает штрафное очко.








Подвижные игры на уроках в 10-11 классах.

«Баскетбол с надувными шариками»

Подготовка.

Две команды (по 4-6 игроков) произвольно располагаются на баскетбольной площадке (как в баскетболе). Капитаны выходят на середину.

Содержание игры.

Руководитель подбрасывает между капитанами надувной мяч, после чего он попадает к одной из команд. Её игроки, подпрыгивая и подбивая мяч рукой, передают его друг другу.

Когда мяч коснётся баскетбольного щита, команда получает очко. После того как цель достигнута, мяч снова разыгрывается в центре площадки между капитанами или игроками, которых они выделяют. Игра длится 10 мин со сменой сторон площадки после первых 5 мин игры.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры:

1. Во время прыжков не разрешается отталкивать других игроков, а также бежать с мячом в руках.

2. За нарушение мяч передаётся другой команде, за вторичное нарушение игрок удаляется с площадки на 1 мин без права замены.

Примечание. Если играют надувным шариком, то два-три таких же шарика надо иметь в запасе. Ими можно заменить лопнувший шарик.


Эстафета с элементами баскетбола

Играющие, разделившись на четыре равные команды, располагают­ся шеренгами за очерченными сторонами квадрата. В середине квадрата обозначается круг диаметром 2—3 м. В каждой команде выделяется по одному игроку — водящему. Водящие получают по волейбольному (или баскетбольному) мячу и становятся в круг, напротив своих команд. По сигналу водящий бросает мяч игроку своей команды, находящемуся спра­ва в шеренге. Этот игрок ловит мяч и перебрасывает его обратно водя­щему. Последний бросает мяч следующему игроку и т. д. Когда мяч по­лучит игрок, стоящий в шеренге крайним слева, то он бежит с ним в круг на место прежнего водящего, заменяя его (одновременно с этим все игроки в шеренге переходят на одно место влево, прежний же водящий встает крайним справа в своей шеренге). Новый водящий перебрасыва­ет мяч таким же порядком. В круг входят последовательно все игроки, становясь по очереди водящими. Когда первый водящий окажется в кругу вторично, его команда заканчивает игру. Выигрывает команда, которая первой закончила игру.

Правила

1. Водящему выходить из круга можно только после того, как мяч будет брошен игроку,   стоящему крайним слева в шеренге.

2. Игрок, стоящий крайним слева в шеренге, выбегает из-за черты в круг только после того, как поймает мяч.

3. При перебрасывании и ловле мяча водящим запрещается выхо­дить из круга, а игрокам в шеренгах переступать черту.

4. Если мяч не будет пойман кем-нибудь из игроков, стоящих в ше­ренге, или водящим, то в этом случае мяч перебрасывается между ними повторно.

5. Бросание и ловлю мячей можно производить различными, спо­собами.  


«Вызов номеров» с элементами игры в волейбол.

Игроки (любое количество) размешаются по кругу, рассчитавшись по порядку. Первый номер ~ в центре, выпол­нив высокую передачу над собой громко называет любой номер (по числу игроков), а сам становится в окружность. Вызванный номер принимает мяч и тоже назвав номер, выходит из центра кру­га и т.д. Правила: игрок, потерявший мяч или не успевший принять его, выбывает из игры. Игра проводится до тех пор, пока не останутся два человека, затем игра возобновляется. Вариант: игроки не выбывают из игры, а выполняют штрафное задание. – Отработка передачи над собой.