Подводные лодки, увековеченные
на мемориале «Защитникам Отечества»
"Надежды на возвращение так мало, что об этом лучше не думать."
Из записей в дневнике штурмана одной из подводных лодок, погибшей во время войны...
К 30-летию Победы на мемориале были установлены плиты со списками экипажей двенадцати подводных лодок, погибших в разное время в водах Балтики во время Великой Отечественной войны.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Л-2
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-98
командир
капитан/лейтенант
БЕЗЗУБИКОВ И.И.
Командир
капитан/лейтенант
ЧЕБАНОВ А.П.
Список погибших подводных лодок на Мемориале открывают и замыкают подводные лодки Л-2 и М-98, погибшие в районе острова Кэри в один день, 14 ноября 1941года. В это время в самом разгаре была проводимая флотом чрезвычайно трудная операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Опасность состояла еще и в том, что оба берега находились в руках противника. Обе лодки погибли на недавно выставленном минном заграждении.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА Л
(Ленинец)- минный заградитель
Водоизмещение- 1025 т.
Вооружение- 6 носовых торпедных аппарата, 12 торпед запаса, 20 мин на корме, 1-45 мм. пушка, 1-100 мм. пушка.
Скорость: надводная-14,4 узлов, подводная-8 узлов.
Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 53 человека
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С - 9
Командир
капитан 3 ранга
МЫЛЬНИКОВ А.И.
Подводная лодка С-9 была построена в г. Горьком на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 31 октября 1940г. За время войны совершила пять боевых походов и повредила торпедами и арт-огнем два вражеских судна.
В роковой поход С-9 вышла 30 июля 1943г. с заданием разыскать проход в сетевом заграждении Нарген-Порккауладдской противолодочной позиции. С-9 достигла заграждения, предприняла несколько попыток его преодолеть, была обнаружена и атакована противником. Благополучно оторвалась от преследования, и 12 августа из района острова Вайндло командир лодки капитан 3-го ранга А. И. Мыльников запросил у базы координаты встречи с эскортом. После этого радиосеанса С-9 на связь не выходила и в базу не возвратилась.Предположительно лодка подорвалась на минном заграждении «Зееигель»(Морской Еж).
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-12
командир
капитан 3 ранга
БАЩЕНКО А.А.
Подводная лодка С-12 была построена на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 24 июля 1941г. Лодкой командовал капитан 3 ранга В.А. Тураев. Под его руководством лодка совершила в 1942 году два боевых похода и повредила торпедами немецкие транспортные суда «Мальгаш» и «Сабина Ховальд». В конце июля командир лодки был откомандирован на Северный флот, а на его место назначен капитан 3 ранга Александр Аркадьевич Бащенко. 26 июля лодка вышла из Кронштадта на Лавенсари. За время перехода к противолодочному рубежу Бащенко четыре раза выходил на связь (последний – 1 августа). Предположительно С-12 подорвалась на минном заграждении «Насхорн» (Носорог) северо-восточнее острова Нарген.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА С
( Средняя)
Водоизмещение-840 т.
Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата,12 торпед на борту, 1- 100 мм. и 1 - 45 мм. пушки
Скорость: надводная- 19 узлов, подводная-8 узлов.
Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 45 человек
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-304
Командир
капитан 3 ранга
АФАНАСЬЕВ Я.П.
Подводная лодка Щ-304 («Комсомолец») была построена на заводе «Красное Сормово» на деньги, заработанные и собранные комсомольцами. Лодка вступила в состав флота 15 августа 1934 года. Летом 1942г. она совершила первый боевой поход, а из второго, осеннего, не вернулась: пропала без вести в Финском заливе в начале ноября.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ - 317
командир
капитан/лейтенант
МОХОВ Н.К.
Подводная лодка Щ-317 была построена в Ленинграде на заводе им. Марти и вступила в строй 29 сентября 1936 года. Лодкой командовал капитан-лейтенант Николай Константинович Мохов.
Действуя у юго-восточного побережья Швеции за пределами ее территориальных вод, лодка потопила пять грузовых судов, о чем сообщила в базу 10 июля 1942 года. Больше Мохов на связь не выходил, и лодка в базу не возвратилась. 12 июля лодка была атакована шведским эсминцем «Стокгольм». Явных признаков гибели лодки не было, но по не вполне достоверным сведениям, 317-я была обнаружена на дне в районе атаки.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-320
Командир
капитан 3 ранга
ВИШНЕВСКИЙ И.М.
Подводная лодка Щ-320 была построена в Ленинграде на заводе им. Марти и вступила в строй 11 декабря 1936 года. Командовал лодкой капитан 3 ранга Иван Макарович Вишневский. Лодка совершила три боевых похода. 5 июля1942 года ею был потоплен немецкий транспорт «Анна Катрин Фритцен». Выйдя 2 октября 1942 года в очередной боевой поход в район к западу от Борнхольма, лодка на связь с базой не выходила и из похода не возвратилась. Считается пропавшей без вести в Финском заливе. Предположительно подорвалась на мине 3 октября южнее Гогланда.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-406
Командир
капитан 2 ранга
Герой Советского Союза
ОСИПОВ Е.Я.
Краснознаменная подводная лодка Щ-406 Героя Советского Союза капитана 2 ранга Евгения Яковлевича Осипова (принял лодку 23 сентября 1941 года) была построена на заводе «Судомех» и вступила в строй 7 июня 1941 года, за две недели до начала войны. Лодка совершила четыре боевых похода. В 1942г. потопила финский транспорт «Агнес» и шведский «Бенг Стуре» и повредила финский лесовоз «Фидес». Ночью 29 мая 1943г. корабли и катера эскорта вывели Щ-406 в точку погружения, откуда Осипов должен был вести свою лодку в Данцигскую бухту. 1 июня финские корабли ПЛО обнаружили и атаковали подводную лодку. После взрывов глубинных бомб наблюдались всплывавшие воздушные пузыри, куски дерева и пробковой изоляции, следы топлива.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-408
Командир
капитан/лейтенант
КУЗЬМИН П. С.
Подводная лодка Щ-408 однотипная со Щ-406, была построена на ленинградском заводе им. Марти и вступила в строй 10 сентября 1941г. 24 октября ее командиром был назначен капитан-лейтенант Павел Семенович Кузьмин. 18 мая 1943 года командование посылает Кузьмина в район Наргшен-Порккалауддского противолодочного рубежа с задачей прорваться через этот рубеж и выйти в открытую Балтику и далее к берегам Швеции, в район Норчёпинской бухты.
В 0 ч. 55 мин. 22 мая от Кузьмина поступило радиодонесение: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место – «Вайндло».
В память о погибшей подводной лодке Щ-408 одна из улиц Ленинграда была названа – улица подводника Кузьмина.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА Щ
(Щука)
Водоизмещение- 600т.
Вооружение- 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 10 торпед на борту, 2-45 мм. пушки.
Скорость: надводная- 14 узлов, подводная-8 узлов.
Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 40 человек.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-95
командир
капитан/лейтенант
ФЁДОРОВ Л.П.
Подводная лодка М-95 была построена на ленинградском заводе «Судомех». В состав флота она была принята 12 декабря 1939 года. В первую военную кампанию она совершила два боевых похода, во время которых несла дозорную службу, а 28-29 августа приняла участие в прорыве кораблей флота из Таллинна в Кронштадт.
14 июня 1942 года от Лавенсари лодка вышла в разведывательный поход к острову Гогланд. На следующий день, 15 июня, по маршруту движения лодки наблюдателями был замечен большой взрыв, который, видимо, и был причиной гибели лодки.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М- 96
командир
капитан/лейтенант
КАРТАШОВ Н.И.
Подводная лодка М-96 была построена на заводе «Красное Сормово» и 9 ноября 1939 года вошла в состав КБФ. Командовал этой «малюткой» ставший впоследствии знаменитым на весь мир капитан-лейтенант Александр Иванович Маринеско. В 1941г. он совершил на этой лодке один боевой поход, в 1942г. – два. В марте 1943г., когда Маринеско принял подводную лодку С-13, командиром М-96 был назначен капитан-лейтенант Николай Иванович Карташов. В 1943 году лодка совершила два разведывательных похода к занятым противником островам Финского залива (с высадкой и снятием разведгрупп).
7 сентября 1944 года лодка вышла с острова Лавенсари в очередной боевой поход и на следующий день, 8 сентября погибла в результате подрыва на мине в Нарвском заливе.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М - 97
командир
капитан /лейтенант
ДЬЯКОВ Н.В.
Подводная лодка М-97 была построена на заводе «Красное Сормово» и 12 ноября 1939 года вошла в состав КБФ. Командовал лодкой до 1942г. Александр Иванович Мыльников. 21 января 1942г. командиром М-97 был назначен капитан-лейтенант Николай Васильевич Дьяков. 1 сентября эскорт вывел «малютку» в точку погружения, откуда она должна была следовать на позицию в район Таллин-Хельсинки. В течение похода М-97 на связь не выходила, в базу не возвратилась и, по истечении срока автономности, была объявлена погибшей. Финские наблюдатели отмечали присутствие советской подводной лодки сначала у острова Родшер, а позже – в районе маяка Порккалан-Каллбода. В 2000-м году она была обнаружена на дне залива южнее Хельсинки. Причиной ее гибели вероятнее всего был подрыв на мине.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА М
( МАЛЮТКА )
Водоизмещение -203 тонны.
Вооружение- 2 торпедных аппарата, 1- 45 мм. пушка.
Скорость: надводная- 14 узлов, подводная-7,8 узлов.
Глубина погружения- 60 м. Экипаж- 22 человека.