СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подводные лодки, увековеченные на мемориале «Защитникам Отечества»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Подводные лодки, увековеченные на мемориале «Защитникам Отечества»

Просмотр содержимого документа
««Подводные лодки, увековеченные на мемориале «Защитникам Отечества»»

Подводные лодки, увековеченные на мемориале «Защитникам Отечества»

Подводные лодки, увековеченные

на мемориале «Защитникам Отечества»

"Надежды на возвращение так мало, что об этом лучше не думать."

Из записей в дневнике штурмана одной из подводных лодок, погибшей во время войны...

К 30-летию Победы на мемориале были установлены плиты со списками экипажей двенадцати подводных лодок, погибших в разное время в водах Балтики во время Великой Отечественной войны.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА  Л-2 ПОДВОДНАЯ ЛОДКА  М-98 командир капитан/лейтенант БЕЗЗУБИКОВ И.И. Командир капитан/лейтенант ЧЕБАНОВ А.П.  Список погибших подводных лодок на Мемориале открывают и замыкают подводные лодки Л-2 и М-98, погибшие в районе острова Кэри в один день, 14 ноября 1941года. В это время в самом разгаре была проводимая флотом чрезвычайно трудная операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Опасность состояла еще и в том, что оба берега находились в руках противника. Обе лодки погибли на недавно выставленном минном заграждении.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Л-2

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-98

командир

капитан/лейтенант

БЕЗЗУБИКОВ И.И.

Командир

капитан/лейтенант

ЧЕБАНОВ А.П.

Список погибших подводных лодок на Мемориале открывают и замыкают подводные лодки Л-2 и М-98, погибшие в районе острова Кэри в один день, 14 ноября 1941года. В это время в самом разгаре была проводимая флотом чрезвычайно трудная операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Опасность состояла еще и в том, что оба берега находились в руках противника. Обе лодки погибли на недавно выставленном минном заграждении.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА Л (Ленинец)- минный заградитель Водоизмещение- 1025 т. Вооружение- 6 носовых торпедных аппарата, 12 торпед запаса, 20 мин на корме, 1-45 мм. пушка, 1-100 мм. пушка. Скорость: надводная-14,4 узлов, подводная-8 узлов. Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 53 человека

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА Л

(Ленинец)- минный заградитель

Водоизмещение- 1025 т.

Вооружение- 6 носовых торпедных аппарата, 12 торпед запаса, 20 мин на корме, 1-45 мм. пушка, 1-100 мм. пушка.

Скорость: надводная-14,4 узлов, подводная-8 узлов.

Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 53 человека

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С - 9   Командир капитан 3 ранга МЫЛЬНИКОВ А.И.  Подводная лодка С-9 была построена в г. Горьком на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 31 октября 1940г. За время войны совершила пять боевых походов и повредила торпедами и арт-огнем два вражеских судна.  В роковой поход С-9 вышла 30 июля 1943г. с заданием разыскать проход в сетевом заграждении Нарген-Порккауладдской противолодочной позиции. С-9 достигла заграждения, предприняла несколько попыток его преодолеть, была обнаружена и атакована противником. Благополучно оторвалась от преследования, и 12 августа из района острова Вайндло командир лодки капитан 3-го ранга А. И. Мыльников запросил у базы координаты встречи с эскортом. После этого радиосеанса С-9 на связь не выходила и в базу не возвратилась.Предположительно лодка подорвалась на минном заграждении «Зееигель»(Морской Еж).

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С - 9

Командир

капитан 3 ранга

МЫЛЬНИКОВ А.И.

Подводная лодка С-9 была построена в г. Горьком на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 31 октября 1940г. За время войны совершила пять боевых походов и повредила торпедами и арт-огнем два вражеских судна.

В роковой поход С-9 вышла 30 июля 1943г. с заданием разыскать проход в сетевом заграждении Нарген-Порккауладдской противолодочной позиции. С-9 достигла заграждения, предприняла несколько попыток его преодолеть, была обнаружена и атакована противником. Благополучно оторвалась от преследования, и 12 августа из района острова Вайндло командир лодки капитан 3-го ранга А. И. Мыльников запросил у базы координаты встречи с эскортом. После этого радиосеанса С-9 на связь не выходила и в базу не возвратилась.Предположительно лодка подорвалась на минном заграждении «Зееигель»(Морской Еж).

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-12   командир капитан 3 ранга БАЩЕНКО А.А.  Подводная лодка С-12 была построена на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 24 июля 1941г. Лодкой командовал капитан 3 ранга В.А. Тураев. Под его руководством лодка совершила в 1942 году два боевых похода и повредила торпедами немецкие транспортные суда «Мальгаш» и «Сабина Ховальд». В конце июля командир лодки был откомандирован на Северный флот, а на его место назначен капитан 3 ранга Александр Аркадьевич Бащенко. 26 июля лодка вышла из Кронштадта на Лавенсари. За время перехода к противолодочному рубежу Бащенко четыре раза выходил на связь (последний – 1 августа). Предположительно С-12 подорвалась на минном заграждении «Насхорн» (Носорог) северо-восточнее острова Нарген.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-12

командир

капитан 3 ранга

БАЩЕНКО А.А.

Подводная лодка С-12 была построена на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 24 июля 1941г. Лодкой командовал капитан 3 ранга В.А. Тураев. Под его руководством лодка совершила в 1942 году два боевых похода и повредила торпедами немецкие транспортные суда «Мальгаш» и «Сабина Ховальд». В конце июля командир лодки был откомандирован на Северный флот, а на его место назначен капитан 3 ранга Александр Аркадьевич Бащенко. 26 июля лодка вышла из Кронштадта на Лавенсари. За время перехода к противолодочному рубежу Бащенко четыре раза выходил на связь (последний – 1 августа). Предположительно С-12 подорвалась на минном заграждении «Насхорн» (Носорог) северо-восточнее острова Нарген.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА С ( Средняя)  Водоизмещение-840 т. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата,12 торпед на борту, 1- 100 мм. и 1 - 45 мм. пушки Скорость: надводная- 19 узлов, подводная-8 узлов. Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 45 человек

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА С

( Средняя)

Водоизмещение-840 т.

Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата,12 торпед на борту, 1- 100 мм. и 1 - 45 мм. пушки

Скорость: надводная- 19 узлов, подводная-8 узлов.

Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 45 человек

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-304   Командир капитан 3 ранга АФАНАСЬЕВ Я.П.  Подводная лодка Щ-304 («Комсомолец») была построена на заводе «Красное Сормово» на деньги, заработанные и собранные комсомольцами. Лодка вступила в состав флота 15 августа 1934 года. Летом 1942г. она совершила первый боевой поход, а из второго, осеннего, не вернулась: пропала без вести в Финском заливе в начале ноября.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-304

Командир

капитан 3 ранга

АФАНАСЬЕВ Я.П.

Подводная лодка Щ-304 («Комсомолец») была построена на заводе «Красное Сормово» на деньги, заработанные и собранные комсомольцами. Лодка вступила в состав флота 15 августа 1934 года. Летом 1942г. она совершила первый боевой поход, а из второго, осеннего, не вернулась: пропала без вести в Финском заливе в начале ноября.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ - 317   командир  капитан/лейтенант МОХОВ Н.К.  Подводная лодка Щ-317 была построена в Ленинграде на заводе им. Марти и вступила в строй 29 сентября 1936 года. Лодкой командовал капитан-лейтенант Николай Константинович Мохов.  Действуя у юго-восточного побережья Швеции за пределами ее территориальных вод, лодка потопила пять грузовых судов, о чем сообщила в базу 10 июля 1942 года. Больше Мохов на связь не выходил, и лодка в базу не возвратилась. 12 июля лодка была атакована шведским эсминцем «Стокгольм». Явных признаков гибели лодки не было, но по не вполне достоверным сведениям, 317-я была обнаружена на дне в районе атаки.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ - 317

командир

капитан/лейтенант

МОХОВ Н.К.

Подводная лодка Щ-317 была построена в Ленинграде на заводе им. Марти и вступила в строй 29 сентября 1936 года. Лодкой командовал капитан-лейтенант Николай Константинович Мохов.

Действуя у юго-восточного побережья Швеции за пределами ее территориальных вод, лодка потопила пять грузовых судов, о чем сообщила в базу 10 июля 1942 года. Больше Мохов на связь не выходил, и лодка в базу не возвратилась. 12 июля лодка была атакована шведским эсминцем «Стокгольм». Явных признаков гибели лодки не было, но по не вполне достоверным сведениям, 317-я была обнаружена на дне в районе атаки.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-320   Командир капитан 3 ранга ВИШНЕВСКИЙ И.М.  Подводная лодка Щ-320 была построена в Ленинграде на заводе им. Марти и вступила в строй 11 декабря 1936 года. Командовал лодкой капитан 3 ранга Иван Макарович Вишневский. Лодка совершила три боевых похода. 5 июля1942 года ею был потоплен немецкий транспорт «Анна Катрин Фритцен». Выйдя 2 октября 1942 года в очередной боевой поход в район к западу от Борнхольма, лодка на связь с базой не выходила и из похода не возвратилась. Считается пропавшей без вести в Финском заливе. Предположительно подорвалась на мине 3 октября южнее Гогланда.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-320

Командир

капитан 3 ранга

ВИШНЕВСКИЙ И.М.

Подводная лодка Щ-320 была построена в Ленинграде на заводе им. Марти и вступила в строй 11 декабря 1936 года. Командовал лодкой капитан 3 ранга Иван Макарович Вишневский. Лодка совершила три боевых похода. 5 июля1942 года ею был потоплен немецкий транспорт «Анна Катрин Фритцен». Выйдя 2 октября 1942 года в очередной боевой поход в район к западу от Борнхольма, лодка на связь с базой не выходила и из похода не возвратилась. Считается пропавшей без вести в Финском заливе. Предположительно подорвалась на мине 3 октября южнее Гогланда.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-406   Командир капитан 2 ранга Герой Советского Союза ОСИПОВ Е.Я.  Краснознаменная подводная лодка Щ-406 Героя Советского Союза капитана 2 ранга Евгения Яковлевича Осипова (принял лодку 23 сентября 1941 года) была построена на заводе «Судомех» и вступила в строй 7 июня 1941 года, за две недели до начала войны. Лодка совершила четыре боевых похода. В 1942г. потопила финский транспорт «Агнес» и шведский «Бенг Стуре» и повредила финский лесовоз «Фидес». Ночью 29 мая 1943г. корабли и катера эскорта вывели Щ-406 в точку погружения, откуда Осипов должен был вести свою лодку в Данцигскую бухту. 1 июня финские корабли ПЛО обнаружили и атаковали подводную лодку. После взрывов глубинных бомб наблюдались всплывавшие воздушные пузыри, куски дерева и пробковой изоляции, следы топлива.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-406

Командир

капитан 2 ранга

Герой Советского Союза

ОСИПОВ Е.Я.

Краснознаменная подводная лодка Щ-406 Героя Советского Союза капитана 2 ранга Евгения Яковлевича Осипова (принял лодку 23 сентября 1941 года) была построена на заводе «Судомех» и вступила в строй 7 июня 1941 года, за две недели до начала войны. Лодка совершила четыре боевых похода. В 1942г. потопила финский транспорт «Агнес» и шведский «Бенг Стуре» и повредила финский лесовоз «Фидес». Ночью 29 мая 1943г. корабли и катера эскорта вывели Щ-406 в точку погружения, откуда Осипов должен был вести свою лодку в Данцигскую бухту. 1 июня финские корабли ПЛО обнаружили и атаковали подводную лодку. После взрывов глубинных бомб наблюдались всплывавшие воздушные пузыри, куски дерева и пробковой изоляции, следы топлива.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-408   Командир  капитан/лейтенант КУЗЬМИН П. С.  Подводная лодка Щ-408 однотипная со Щ-406, была построена на ленинградском заводе им. Марти и вступила в строй 10 сентября 1941г. 24 октября ее командиром был назначен капитан-лейтенант Павел Семенович Кузьмин. 18 мая 1943 года командование посылает Кузьмина в район Наргшен-Порккалауддского противолодочного рубежа с задачей прорваться через этот рубеж и выйти в открытую Балтику и далее к берегам Швеции, в район Норчёпинской бухты.  В 0 ч. 55 мин. 22 мая от Кузьмина поступило радиодонесение: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место – «Вайндло».  В память о погибшей подводной лодке Щ-408 одна из улиц Ленинграда была названа – улица подводника Кузьмина.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-408

Командир

капитан/лейтенант

КУЗЬМИН П. С.

Подводная лодка Щ-408 однотипная со Щ-406, была построена на ленинградском заводе им. Марти и вступила в строй 10 сентября 1941г. 24 октября ее командиром был назначен капитан-лейтенант Павел Семенович Кузьмин. 18 мая 1943 года командование посылает Кузьмина в район Наргшен-Порккалауддского противолодочного рубежа с задачей прорваться через этот рубеж и выйти в открытую Балтику и далее к берегам Швеции, в район Норчёпинской бухты.

В 0 ч. 55 мин. 22 мая от Кузьмина поступило радиодонесение: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место – «Вайндло».

В память о погибшей подводной лодке Щ-408 одна из улиц Ленинграда была названа – улица подводника Кузьмина.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА Щ (Щука)  Водоизмещение- 600т. Вооружение- 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 10 торпед на борту, 2-45 мм. пушки. Скорость: надводная- 14 узлов, подводная-8 узлов. Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 40 человек.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА Щ

(Щука)

Водоизмещение- 600т.

Вооружение- 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 10 торпед на борту, 2-45 мм. пушки.

Скорость: надводная- 14 узлов, подводная-8 узлов.

Глубина погружения- 90 м. Экипаж- 40 человек.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-95   командир капитан/лейтенант ФЁДОРОВ Л.П.  Подводная лодка М-95 была построена на ленинградском заводе «Судомех». В состав флота она была принята 12 декабря 1939 года. В первую военную кампанию она совершила два боевых похода, во время которых несла дозорную службу, а 28-29 августа приняла участие в прорыве кораблей флота из Таллинна в Кронштадт.  14 июня 1942 года от Лавенсари лодка вышла в разведывательный поход к острову Гогланд. На следующий день, 15 июня, по маршруту движения лодки наблюдателями был замечен большой взрыв, который, видимо, и был причиной гибели лодки.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-95

командир

капитан/лейтенант

ФЁДОРОВ Л.П.

Подводная лодка М-95 была построена на ленинградском заводе «Судомех». В состав флота она была принята 12 декабря 1939 года. В первую военную кампанию она совершила два боевых похода, во время которых несла дозорную службу, а 28-29 августа приняла участие в прорыве кораблей флота из Таллинна в Кронштадт.

14 июня 1942 года от Лавенсари лодка вышла в разведывательный поход к острову Гогланд. На следующий день, 15 июня, по маршруту движения лодки наблюдателями был замечен большой взрыв, который, видимо, и был причиной гибели лодки.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М- 96   командир капитан/лейтенант КАРТАШОВ Н.И.  Подводная лодка М-96 была построена на заводе «Красное Сормово» и 9 ноября 1939 года вошла в состав КБФ. Командовал этой «малюткой» ставший впоследствии знаменитым на весь мир капитан-лейтенант Александр Иванович Маринеско. В 1941г. он совершил на этой лодке один боевой поход, в 1942г. – два. В марте 1943г., когда Маринеско принял подводную лодку С-13, командиром М-96 был назначен капитан-лейтенант Николай Иванович Карташов. В 1943 году лодка совершила два разведывательных похода к занятым противником островам Финского залива (с высадкой и снятием разведгрупп).  7 сентября 1944 года лодка вышла с острова Лавенсари в очередной боевой поход и на следующий день, 8 сентября погибла в результате подрыва на мине в Нарвском заливе.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М- 96

командир

капитан/лейтенант

КАРТАШОВ Н.И.

Подводная лодка М-96 была построена на заводе «Красное Сормово» и 9 ноября 1939 года вошла в состав КБФ. Командовал этой «малюткой» ставший впоследствии знаменитым на весь мир капитан-лейтенант Александр Иванович Маринеско. В 1941г. он совершил на этой лодке один боевой поход, в 1942г. – два. В марте 1943г., когда Маринеско принял подводную лодку С-13, командиром М-96 был назначен капитан-лейтенант Николай Иванович Карташов. В 1943 году лодка совершила два разведывательных похода к занятым противником островам Финского залива (с высадкой и снятием разведгрупп).

7 сентября 1944 года лодка вышла с острова Лавенсари в очередной боевой поход и на следующий день, 8 сентября погибла в результате подрыва на мине в Нарвском заливе.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М - 97   командир капитан /лейтенант ДЬЯКОВ Н.В.  Подводная лодка М-97 была построена на заводе «Красное Сормово» и 12 ноября 1939 года вошла в состав КБФ. Командовал лодкой до 1942г. Александр Иванович Мыльников. 21 января 1942г. командиром М-97 был назначен капитан-лейтенант Николай Васильевич Дьяков. 1 сентября эскорт вывел «малютку» в точку погружения, откуда она должна была следовать на позицию в район Таллин-Хельсинки. В течение похода М-97 на связь не выходила, в базу не возвратилась и, по истечении срока автономности, была объявлена погибшей. Финские наблюдатели отмечали присутствие советской подводной лодки сначала у острова Родшер, а позже – в районе маяка Порккалан-Каллбода. В 2000-м году она была обнаружена на дне залива южнее Хельсинки. Причиной ее гибели вероятнее всего был подрыв на мине.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М - 97

командир

капитан /лейтенант

ДЬЯКОВ Н.В.

Подводная лодка М-97 была построена на заводе «Красное Сормово» и 12 ноября 1939 года вошла в состав КБФ. Командовал лодкой до 1942г. Александр Иванович Мыльников. 21 января 1942г. командиром М-97 был назначен капитан-лейтенант Николай Васильевич Дьяков. 1 сентября эскорт вывел «малютку» в точку погружения, откуда она должна была следовать на позицию в район Таллин-Хельсинки. В течение похода М-97 на связь не выходила, в базу не возвратилась и, по истечении срока автономности, была объявлена погибшей. Финские наблюдатели отмечали присутствие советской подводной лодки сначала у острова Родшер, а позже – в районе маяка Порккалан-Каллбода. В 2000-м году она была обнаружена на дне залива южнее Хельсинки. Причиной ее гибели вероятнее всего был подрыв на мине.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА М ( МАЛЮТКА )  Водоизмещение -203 тонны. Вооружение- 2 торпедных аппарата, 1- 45 мм. пушка. Скорость: надводная- 14 узлов, подводная-7,8 узлов. Глубина погружения- 60 м. Экипаж- 22 человека.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА М

( МАЛЮТКА )

Водоизмещение -203 тонны.

Вооружение- 2 торпедных аппарата, 1- 45 мм. пушка.

Скорость: надводная- 14 узлов, подводная-7,8 узлов.

Глубина погружения- 60 м. Экипаж- 22 человека.