Здравствуйте, ребята! Садитесь. На предыдущих уроках вы познакомились с личностью и творчеством А.А. Блока, узнали некоторые биографические факты жизни поэта, получили информацию о темах, которым посвящены его лирические размышления. Вспомните, какую тему в своем творчестве Блок считал главной? Ответ: тему Родины. Верно. Россия, ее историческая судьба, прошлое, настоящее и будущее – эти вопросы волновали поэта на протяжении всей жизни. Тема России для Блока была стержневой, глубинной, темой его судьбы как художника и человека. Ведь здесь, говорил он, «жизнь или смерть, счастье или погибель». В начале XX века поэт остро чувствовал, что его родина подходит к событиям исторической важности, и понял, что просто не может оставаться в стороне. Мы продолжим знакомство с творчеством Блока, и сегодня будем работать с одним из самых неоднозначных его произведений — поэмой «Двенадцать». Б Сл 2 (фотография «Авроры» современ-ный вид) ыл январь 1918 года. С того часа, как прозвучал выстрел «Авроры» (25 октября 1917-го), когда Октябрь взвил свой победный стяг, минуло всего несколько недель. (Комментарии к фотографиям на слайде: Аврора — крейсер, один из символов Октябрьской революции. В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации). Р Сл3-7 (видеозапи-си хроник и фотогра-фии забастовок, митингов тех лет) еакция на октябрьские события была неоднородной: были те, кто приняли правду нового правительства, поверили в возможность преобразования жизни к лучшему (пролетариат и крестьяне), однако были и другие, кто полностью отрицал необходимость изменений (буржуазия и интеллигенция), бушевали, проклинали революцию. Тем не менее, волны революции расходились по всей стране, докатывались до самых глухих окраин. ВИДЕО 1 и 2. Слайды 3, 4, 5(плакаты). Комментарий к видеозаписи и к фотографиям: Январь 1918 года. Тревожные дни переживал тогда Петроград. Тревога чувствовалась во всем. Город был на осадном положении. Контрреволюционеры провоцировали погромы, по ночам шли разбои и грабежи, красногвардейские отряды и патрули несли сторожевую службу, в городе действовал комендантский час. Обыватели прятались по домам, саботажники создавали угрозу голода, и у пекарен еще до рассвета выстраивались длиннейшие очереди. В Сл.6 (учредительное собрание) то же время битком были набиты кабаки и нелегальные питейные заведения, спекулянты бойко вершили свои дела. Без конца шли митинги и заседания. В первые дни января тревога достигла крайнего напряжения. По городу висели плакаты «Вся власть Учредительному собранию!», суть которых сводилась к насильственному свержению власти. Учредительное собрание — это представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 года и созванный в январе 1918 года для принятия конституции. Собрание провозгласило Россию демократической республикой, тем самым ликвидировав монархию). Все эти дни не прекращалась метель. На темных и безлюдных улицах намело глубокие сугробы. Ударил мороз. Резкий ветер раздувал пламя костров, возле которых грелись сторожевые патрули. В Сл.7 (портрет А.Блока работы С.П. Викто-рова) те дни на заметенных улицах Петрограда можно было встретить фигуру человека, который ходил и наблюдал, прислушивался к происходящему. Это был поэт Александр Блок. На слайде вы видите портрет Блока работы Сергея Павловича Викторова — советского художника, живописца, мастера портретов, исторических композиций и пейзажа). – Как очистительную грозу встретил Блок Октябрьскую революцию. Друзья поэта вспоминали, что ходил он веселый, бодрый, с сияющими глазами. Все свершившееся, говорил он, нужно «принять без страхов и сомнений». А Сл.9 (фотографии А. Блока на службе) Сл. 8 (фотографии Смольного института тогда и сейчас) . Блок был одним из немногих, кто согласился сотрудничать с новым правительством. В смутное, страшное, голодное время поэт читает лекции в Смольном институте (даже когда на них приходило два человека), сотрудничает в правительственной комиссии по изданию классиков литературы, в издательстве «Всемирная литература» и даже избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов. Когда одна буржуазная газета обратилась к литераторам с вопросом: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?», Блок ответил уверенно: «Может и обязана». В Сл12 (А. Блок и обложка статьи «Интелли-генция и революция») печати появляются его вдохновенные публицистические статьи «Интеллигенция и революция», «Искусство и Революция», «О назначении поэта», фельетоны «Сограждане» и «Русские дэнди», направленные против мещанства и декаденства. Но самой знаковой публицистической работой стала статья «Интеллигенция и революция», которая появилась 19 января 1918 года. У вас на партах есть распечатанные фрагменты статьи. Давайте их прочитаем их и попытаемся ответить на вопросы: Чем удивительна статья А.Блока? В чем он видит суть происходящих событий, назначение революции? Его место в ней? – Читаем, попутно подчеркивая ключевые слова: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой». «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух». Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». – Поэт напрямую обращается к русской интеллигенции, призывает услышать музыку революции: «Русской интеллигенции – точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью каких-нибудь объявлений или писем, которые писаны доброй, но неуклюжей рукой? Не стыдно ли гордо отмалчиваться на «дурацкие» вопросы? Не стыдно ли прекрасное слово «товарищ» произносить в кавычках?» «"Мир и братство народов" – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». (Статья впервые опубликована в газете "Знамя труда" 19 января 1918 года). – Итак, подведем итог вышесказанному. В данной статье Блок утверждает, что революция ставит своей задачей переделать всё: «устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». П Сл11 (появление темы и эпиграфа урока) ризывая интеллигенцию «всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушать революцию», Блок сам как бы весь превратился в слух «в этот грозный и крылатый час истории». Его вдохновенный творческий порыв был настолько велик, что в январе 1918 года он создал лучшее своё произведение – поэму «Двенадцать». Запишите в тетрадь со слайда тему нашего сегодняшнего урока «Поэма А. Блока «Двенадцать», а также эпиграф: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Сл12-13 (иллюстра-ции обложек первых изданий поэмы) – Сегодня мы постараемся выяснить как А.Блок понимал цели и задачи революции, что значит «переделать все». Известно, что поэма «12» была написана Блоком практически за два дня, хотя задумывалась недели за три до этого, была опубликована 29 января 1918 года. Поэма стала новой и высшей ступенью творческого пути поэта. «Если рассматривать мое творчество как спираль, то «Двенадцать» будет на верхнем витке» – признавался сам поэт. Нам будет полезно вернуться к этому вопросу после прочтения поэмы. Поэма стала живым откликом на события того времени. Буквально на следующий день после публикации в газете «Знамя труда» начались яростные споры: П Сл14(портреты и наиболее полярные высказыва-ния писателей о поэме А. Блока) исатель Владимир Короленко считал, что «Христос в поэме говорит о большевистских симпатиях автора»; Максим Горький сказал, что поэма «самая злая сатира на все, что происходило в те дни». В известном дневнике «Окаянные дни» Бунин вопрошает: «Ведь вот и до сих пор спорим, например, о Блоке: впрямь его ярыги, убившие уличную девку, суть апостолы или всё-таки не совсем?». *Ярыги – это низшие служители полиции, для рассылки и исполнения приказаний. М Сл15(фрагмент стихотворения З.Гиппиус «Веселые»). Возвращение к Сл15. ногие из тех, кто еще вчера считал Блока своим поэтом, от него отвернулись как от врага. Прежде всего Зинаида Гиппиус. 31 мая Гиппиус пересылает Блоку свою книжку «Последние стихи», полную ненависти к революции: Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой, Смеются пушки, разевая рты… И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь! – Мы рассмотрели несколько живых откликов на поэму «12». Как вы считаете, в чем причина столь яростных споров? В связи с чем они возникли, вокруг чего ведутся? Ответ: Споры идут вокруг отношения к Революции и революционным событиям Блока-поэта, отношения его к тому, что он изображает. Блок-публицист абсолютно без возражений принимает эти события, Блок-художник, писатель – занимает неоднозначную позицию. Поэт Андрей Белый говорил, что поэма была бы восторженно принята «в одном или другом из тех двух станов, на которые теперь раскололась Россия», «если бы поэт ограничился только одной темой, нарисовал бы только одну «черную оболочку» революции, или только ее «белую» сущность. Такого не произошло, поэтому однозначной реакции быть не могло. – Мы прочитаем поэму и постараемся решить, как поэт относится к тем событиям, которые происходили в стране, как его позиция отражается в произведении. Сам А.Блок прокомментировал работу так: «Двенадцать» – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». Обратимся к «Записке о «Двенадцати», в которой поэт пытался осмыслить свою поэму в связи с весьма неоднозначными и противоречивыми реакциями современников. Слайд №17 с высказыванием: В ней поэт пишет: «… в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней физически, слухом ощущал большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)». – Ребята, какое слово в этой цитате повторяется несколько раз? Ответ: стихия. – Ребята, как вы думаете, что такое стихия для поэта-символиста? Ответ: стихия, как образ-символ многозначна. Это и сила губительная, неподвластная человеку, и в тоже время очистительная, призванная к преображению старой, грубой, жестокой действительности. П Сл18 (слайд с ключевым проблемным вопросом занятия) оэма действительно принадлежит к числу самых спорных произведений А.Блока и русской литературы. Споры среди критиков и исследователей творчества поэта продолжаются до сих пор. Сложились две противоположные точки зрения: Блок пропел осанну (т.е. восторженное славословие) революции или же проклял ее, противопоставив в финале идущим «без имени святого» красногвардейцам образ Иисуса Христа. Поэтому в течение нескольких уроков, посвященных изучению поэмы, мы постараемся ответить на вопрос: «Что же такое поэма «Двенадцать» – прославление революции или анафема ( проклятие) ей?» Слайд № 20 с темой урока Анализ поэмы (комментированное чтение). «Двенадцать» – это поэма. Но поэма эпическая (даже точнее народно-эпическая), как будто составленная из определенных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. – В основе какого вида искусства лежит принцип быстрой смены кадров? Ответ: Кино. Кинематографическое искусство становится популярным в начале XX века, по воспоминаниям современников, А. Блок усиленно интересовался немым кино в те годы. – Итак, мы переходим к анализу поэмы. Открываем первую галву поэмы и читаем её. Глава I. (Чтение первой главы учителем) Первые 2 строфы: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком — ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка! – Какими строчками начинается глава? Ответ: Черный вечер/белый снег. – Какой прием использует поэт? Ответ: прием контраста. – Что противопоставляет поэт? Ответ: Резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового. – Верно. Но граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет. Русский литературовед, социолог, писатель Иванов-Разумник, выступавший в защиту поэмы, отмечал: через все произведение проходят, переплетаясь, два внутренних мотива: черный вечер – кровь, грязь, преступление; белый снег – новая правда, которая через этих людей идет в мир. Нужно заметить, что в первоначальном варианте начало поэмы было иным: «Темный вечер, И снег, И Сл20 (иллюстра-ция к первой главе поэмы работы Э.Булатова) пронзительный ветер». Но поэт отказался от этих строк не потому, что они менее поэтичны, а потому, что ему было важным показать этот контраст, противопоставление. В зачине поэмы сталкиваются две главные философские категории: время – «черный вечер» и пространство – «белый снег». В этом космическом хронотопе, наполненном стихией-ветром, существует человек. Это макромир. «Ветер, ветер на всем божьем свете» – всемирно-исторический размах происходящего и такое видение революции не случайно. З Сл22 (автопортрет К.С. Петрова-Водкина) десь напрашивается параллель с работами знаменитого художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939). Он так же как Блок остро чувствовал, что с наступлением XX века началась эпоха глобальных социальных процессов, эпоха стремительного овладения земным и околоземным пространством. Художник-мыслитель, один из творцов эстетики нового мира, Петров-Водкин стремился постичь и воплотить новый характер взаимоотношений человечества и вселенной, проникнуть в законы космического всеединства. С Сл23 (репродук-ции картин художника) вое понимание революции как всемирно-исторического явления, открывающего человечеству путь к совершенству, художник воплотил в ставших классикой советского искусства картинах «1918 год в Петрограде» (1920) и «Смерть комиссара» (1928). На этих полотнах возникает сочетание аллегорического или обусловленного временем смыслового плана. На полотне «1918 год в Петрограде» он сумел органично соединить мышление "планетарными" категориями и верность вечным началам, высшим ценностям духовной культуры, национальным традициям. В людских силуэтах на улицах можно различить привычную для того времени тревожность. Однако выражение лица матери с ребенком спокойно. Эта женщина не поддается всеобщей суете и со спокойной уверенностью смотрит в лицо грядущему. Исходя из данного смыслового плана, центральный образ женщины-матери с ребенком на руках можно трактовать как аллегорию обновления и рождения новой жизни, нового мира. Библейский мотив картины художника (образ Девы Марии) перекликается с библейским образом, возникающим в финале поэмы. Картина «Смерть комиссара». В центре реальное событие – смерть комиссара, но происходит это на фоне сферической перспективы (т.е. художником намеренно создается эффект присутствия), что говорит о всеохватности, глобальности происходящих событий. Живописец постепенно переходит к новым перспективным построениям, которые позволили передать ему ощущение всеобщности мирового движения и «качки мирового корабля». – Как эти работы связаны с поэмой «Двенадцать»? Ответ: В центре революционное событие, которое призвано изменить мир. Все силы, все стремления человека направлены на выполнения задач революции. – Мы выяснили, что же Что происходит в микромире? В локальном пространстве? Ответ: В микромире не снег, а снежок, не человек, а просто ходок, которому «скользко, тяжко». Все пространство охвачено стихией, метель накрывает город, сбивает всех с ног, путает дороги и следы. – Каков смысл образов-символов ветра, метели, разбушевавшейся стихии? О Сл24 (строки из поэмы с образами метели, гиперссылки на тексты А.С. Пуш-кина со сходным мотивом) твет: С одной стороны, мы видим реальный пейзаж Петербурга, стихию, которая захватывает человека и несет его в водоворот истории. Человек не может управлять этой силой, она ему неподвластна. С другой стороны, реальный пейзаж превращается во вселенский. – Вспомните, в каких произведениях классиков русской литературы встречались образы ветра, метели, стихии, символизирующие роковые перемены в судьбе человека? Ответ: А.С. Пушкин – «Метель», «Капитанская дочка», «Бесы». – Верно. Так в «Бесах» кружила и неслась куда-то вьюга, занося дороги, сбивая с пути. Каждый проезжающий, путник, знал это чувство тревоги и тоски, когда вьюга плачет и злится, а снег уже не просто снег – он кажется чем-то неведомым и злым, толкающим в овраг коня. Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы». В «Капитанской дочке» метель определила судьбу главных героев вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги, свела Гринева с Пугачевым, Марью Ивановну – с Бурминым. Таким образом, метель – символ промысла божьего, судьбы рока. Эта же метель кружит героев по черному городу между сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии революции, уничтожающей все старое. !!!! Для А. Блока метель символизирует стихийность всего происходящего, саму революцию. Очевидно, что образы ветра, метели романтичны и имеют символический смысл. Символична и вся система образов поэмы. – Ребята, скажите, а от чьего лица ведется повествование? Ответ: здесь нет конкретного лица, ведущего повествование (здесь выкрики, услышанные кем-то слова, разносимые ветром обрывки фраз, «постановление» сомнительного собрания). Возникает многоголосие. – Верно. Читаем далее: От здания к зданию Протянут канат. На канате — плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается — плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий — раздет, разут... Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб. — Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб! – Какие приметы времени мы можем выделить? Приведите примеры. Ответ: плакаты, лозунги, «Вся власть Учредительному собранию» и т.д. На улицах скользко, темно… В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен. –Какой образ-символ здесь появляется? Что он символизирует и как изображен? О Сл 25 (иллюстра-ция к первой главе поэмы Ю.Анненко-ва) твет: Образ старушки. Она является представительницей старого мира. Предстает в виде сатирической зарисовки на него. Действительно, каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события. Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. – А в данной строфе какой образ символ и что он собой представляет? Ответ: Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию, буржуазный класс. –Хорошо. Ищем образы-символы далее: А это кто?— Длинные волосы И говорит в полголоса: — Предатели! — Погибла Россия! Должно быть, писатель — Вития... *Вития – это оратор, красноречивый человек. – Как вы думаете, кто скрывается под образом писателя? Ответ: Скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. Действительно, "Погибла Россия!" - говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель страны. А вон и долгополый — Стороночкой и за сугроб... Что нынче не веселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ? – Какой показана церковь и ее представитель – поп? Ответ: Церковь также показана символически. Она лишилась былой власти. Автор предоставляет нам образ попа, идущего воровато, "стороной - за сугроб", который в прежние времена "брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ". Теперь "товарищ поп" не имеет ни креста, ни былого высокомерия. – Хорошо. Верно. Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: — Уж мы плакали, плакали... Поскользнулась И — бац — растянулась! Ай, ай! Тяни, подымай! – Какой образ в данной строфе? Каково его значение? Ответ: Барыня в каракуле - символ светского дворянского общества. Она говорит другой, что они "плакали, плакали", поскользнулась и упала. – В дополнение, можно предположить, что этот эпизод выразил мнение Блока о слабохарактерности и неприспособленности изнеженной аристократии к новой жизни. Подводя итог, мы смело можем сделать вывод о том, что все вышеперечисленные образы-символы показывают, поверженность старого мира. От былого величия остались лишь жалкие тени. Этим людям со стихией не совладать. Сочетание черного с белым в создает траурную ноту: революция хоронит старый мир. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба! – Чем заканчивается главка? Что символизируют данные строки? Ответ: Черная злоба/Святая злоба. Черный вечер «рифмуется» в конце 1-й главки с черной злобой как состоянием души двенадцати. Она оправдывается эпитетом «святая». – Почему поэт ставит рядом эти слова как синонимы? Как они могут сочетаться? Ответ: Черная злоба для поэта – это выражение святой злобы. Завершается первая главка мыслью о том, что революционным вихрем охвачено все. Возникает вопрос: что же будет с человеком? Устоит ли он на ветрах времени? – Молодец. Какие музыкальные жанры можно угадать здесь? Приведите конкретные примеры из текста. Ответ: Марш, частушка, лозунг (примеры из текста). Плакатные лозунги («Вся власть Учредительному собранию»), призывы («Товарищ! Гляди / В оба!»). Четверостишие, обращенное к «товарищу попу», написано в ритме марша: Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ?.. Частушка: Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: — Уж мы плакали, плакали... Поскользнулась И — бац — растянулась! Ай, ай! Тяни, подымай! –Ребята, известно, что в период написания поэмы Блок особенно интересовался городским фольклором, записывал услышанные голоса на городских улицах. Здесь и обороты современного просторечья (даже брань), и традиционно-песенная лексика – это определяет социальный колорит языка героев. Строки из «Двенадцати» возвращались в народный речевой обиход: так глубоко проник поэт в его специфику. Многие формулы поэмы зазвучали как пословицы и поговорки: «ветер — на всем божьем свете!», или «От чего тебя упас золотой иконостас?». Л Сл26-27 (плакаты с цитатами из поэмы тех времен) озунги поэмы можно было видеть на красноармейских знамёнах, на плакатах. Отталкиваясь от фольклора, Блок стремился передать «музыку уличных слов и выражений». Звуки этой музыки он слышал во всем: «в страсти и в творчестве, в народном мятеже и в научном труде, в революции». ВЫВОД: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с самым спорным произведением Блока поэмой «Двенадцать», историей его создания, отзывом критиков на этот текст. Вспомнили о событиях периода создания произведения, поработали с текстом статьи поэта. А вот ответы на такие вопросы: Как поэт передает диахронизм времени? В чем загадка финала произведения? Как Блок относился к нему через некоторое время? Ответы на эти вопросы мы попытаемся дать на следующем уроке. Спасибо за внимание, урок окончен! |