1.Мотивация. Дети входят в класс под музыку Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в кабинете тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница-Музыка! 2. Муза приглашает нас сегодня на новый урок …Слайд 1 -3 Исполнение песни: « веселый музыкант». Слова учителя. -и ещё она пригласила поэта, художника, композитора и спросила: Слайд 2 «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них. Слайд 3. 1.Чем рисуют художники? (красками) 2.Чем рисуют композиторы? (звуками) 3.Чем рисуют поэты? (словами) А сейчас давайте поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня». . (слайд 4) - Как нужно слушать музыку, чтобы ее услышать?( внимательно, не отвлекаясь и т. д.) - А можно увидеть музыку? - Давайте послушаем и увидим, как и откуда появляется музыка на свет (слайд 3) - Вот и вошли мы в этот таинственный мир звуков. Откуда же появилась музыка? (Из шелеста, шепота, птичьи трели, капели, дождя,грозы….) - Да музыка живет везде - и в шелесте листвы, капели, шуме ветра и т.д. Композиторы тоже слышат эту музыку и передают ее нам с вами, чтобы мы переживали, сочувствовали, удивлялись и радовались. --(слайд 5 ) Первым за работу взялся художник Так чем рисуют художники? Напомните мне!? (красками) Давайте посмотрим, как он рисует свои картины Он очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня». красками. Посмотрите на картину 1.Что вы видите на картине? 2.Вслушайтесь в картину. Что вы слышите? (ответы детей) ---(слайд 6 ) Потом за работу взялся поэт И. Никитин . Вот как он изображает «пробуждение нового дня» в своём отрывке из стихотворения «Утро". Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. 1.Какие картины нарисовал поэт в своем стихотворении? 2. Какие слова помогли поэту нарисовать «пробуждение нового дня» ? Давайте посмотрим текст. (ответы детей) 3.Что общего в изображении зимы поэтом и художником? (ответы) 4.В чем отличия? -Поэт сочинил стихотворение - мы его услышали, а у художника мы увидели картину. ----(слайд 7 ) А композитор может рассказать о «пробуждении нового дня»? Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка-это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки. 3. Слушание: П.И. Чайковский « Зимнее утро» . 1. Что вы увидели в своем воображении? Какую картину? (ответы) -Когда мы просыпаемся и смотрим в окно, мы можем увидеть то, яркое солнце, то хмурое небо. 2. А что вы сегодня увидели в своем окне солнце или тучи? 3.А каким увидел утро композитор? (ответы) -Да, когда мы слушали пьесу, мы увидели картину ненастного зимнего утра темного, метельного, неприветливого. 4.Какими музыкальными красками нарисовал «пробуждение нового дня» М.Мусоргский ? Темп? (плавный, умеренный) Для чего? Лад (минорный) Для чего? Мелодия двигалась то вверх, то вниз. (Чтобы изобразить, как вьюга собирает льдинки, хрустинки и вихрем движется вверх, затем все успокаивается и затихает) Вновь все стремится вверх и т.д. 6.Удалось композитору нарисовать «пробуждение нового дня» ? Разминка: Итак , настало утро нового дня . А что мы делаем по утрам ?- Зарядку. Каждый по – своему увидел и изобразил картину «пробуждение нового дня» , используя свои средства выразительности. Давайте объединим все три вида искусства картину, стихотворение и музыку. Музыка может рисовать не только пейзажи я. Но и портреты. Используем игровую проблемную ситуацию: предлагаем представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты нарисует музыка. Кто они – обычные люди, наши современники, или персонажи сказок? Звучит пьеса «Баба-Яга». - В каком характере звучит музыка? О ком она рассказывает? Какой характер у этого незнакомца? Обращаем внимание на то, что мелодия состоит из коротких фраз, окончание которых подчеркнуто резкими акцентами (громкое, грозное звучание). Предлагаем выбрать определения характера музыки (с.50 № 1) и дать название пьесы. Наиболее удачные учитель записывает на доске, а затем раскрывает тайну замысла композитора, и объявляет название. Наверняка, композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет. Предлагаем нарисовать портрет Бабы-яги в зеркале (с.51). Что подсказывает, чей портрет должен быть в зеркале? – Рука Бабы-Яги. Она страшная, мохнатая. Итак, первой в класс вошла известная по русским народным сказкам Баба-Яга, которую мы узнали по зловещим, таинственным интонациям музыки. А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их – один? Два? Что они будут делать – петь, танцевать, маршировать? Слушайте, об этом нам расскажет музыка (Звучит «Марш деревянных солдатиков» Чайковского.). Кого изобразила эта музыка – мужчину или женщину? – Это игрушки . . «Марш деревянных солдатиков». - Что удобно делать по эту музыку? - Кто марширует? Поем мелодию на слог «та». Пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях. На воображаемых барабанах можно исполнить ритмическую пульсацию пьесы, можно организовать увлекательную игру – игрушечный парад: девочки движением согнутых в ладонях «рук игрушечных кукол» «исполняют» пульсацию марша, мальчики – играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. В марше следует подчеркнуть поступь, интонации и ритмы шага игрушек, оживленное движение. Предлагаем встать около своих столов (стульев) и изобразить при помощи танцевальных движений «музыкальные портреты Разучивание песни « Я умею рисовать». Итог урока: Слова учителя: Вот какая история произошла у нас сегодня на уроке. Используя музыкальные краски, композиторы создают свои картины, поэты словами рисуют свои образы «пробуждения нового дня», а художники рисуют свои. Всё творчество, произведения искусства – это творение рук человека. Поэтому мы находим в произведениях искусства сходства и различия. Д/З: Найдите стихотворения об утре. Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из Вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения. Но лучше всех на уроке работали… ………………………………… До свидания, до встречи с музыкой! Выход под музыку |