СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поэт, художник, композитор"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит сценарий урока в заметках к слайдам. Аудио и видео файлы встроены

Просмотр содержимого документа
«"Поэт, художник, композитор"»

«Поэт, художник, композитор» Ребята, сегодня Муза привела к нам на урок гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

«Поэт, художник, композитор»

Ребята, сегодня Муза привела к нам на урок гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

художник поэт Посмотрите и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?  Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор). композитор

художник

поэт

Посмотрите и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими пользуются средствами для передачи их содержания?

Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор).

композитор

ЗВУКИ Посмотрите внимательно на экран и ответьте на мои вопросы, а подсказки вы увидите на слайдах. (слайд 3) Что же понадобится художникам, для изображения картин природы (пейзажа)? Что же понадобится поэтам, для того чтобы описать картины природы (пейзажа)? Что же понадобится композиторам, чтобы изобразить картины природы (пейзажа)? Давайте проверим, правильно ли вы ответили на мои вопросы. (Слайд 3+ 3 щелчка) СЛОВА КРАСКИ

ЗВУКИ

Посмотрите внимательно на экран и ответьте на мои вопросы, а подсказки вы увидите на слайдах. (слайд 3)

Что же понадобится художникам, для изображения картин природы (пейзажа)?

Что же понадобится поэтам, для того чтобы описать картины природы (пейзажа)?

Что же понадобится композиторам, чтобы изобразить картины природы (пейзажа)?

Давайте проверим, правильно ли вы ответили на мои вопросы. (Слайд 3+ 3 щелчка)

СЛОВА

КРАСКИ

Звучит «Пастораль» Шнитке - слушание. Какое настроение вы почувствовали? (Безмятежное, спокойное настроение, размеренность движения). Какими красками написано произведение? (Вся пьеса написана светлыми красками (мажор), пронизана песенностью).

Звучит «Пастораль» Шнитке - слушание. Какое настроение вы почувствовали?

(Безмятежное, спокойное настроение, размеренность движения).

Какими красками написано произведение?

(Вся пьеса написана светлыми красками (мажор), пронизана песенностью).

Подбери слова к музыке:  шнитке «Пастораль» Злая Безмятежная Возбужденная Мажорная Минорная Нежная Грубая Спокойная Бурная Ласковая  Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки. ( слайд 4 )  Какие инструменты исполняют это произведение? (Фортепиано и скрипка). Какой из инструментов играет главную мелодию? (Скрипка). Какой из инструментов играет сопровождение? (Фортепиано).

Подбери слова к музыке: шнитке «Пастораль»

Злая

Безмятежная

Возбужденная

Мажорная

Минорная

Нежная

Грубая

Спокойная

Бурная

Ласковая

Давайте дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки. ( слайд 4 )

Какие инструменты исполняют это произведение? (Фортепиано и скрипка).

Какой из инструментов играет главную мелодию? (Скрипка).

Какой из инструментов играет сопровождение? (Фортепиано).

Дуэт – два инструмента Разговор двух инструментов, голосов называется дуэтом. Первоклассники могут исполнить эту пьесу под фонограмму на воображаемых инструментах - фортепиано и скрипке. Показать певу­честь мелодии скрипки помогут плавные движения руки со смычком, равномерность нижнего голоса фортепиано - плавные движения рук (сверху вниз) на клавиатуре фортепиано.

Дуэт – два инструмента

Разговор двух инструментов, голосов называется дуэтом. Первоклассники могут исполнить эту пьесу под фонограмму на воображаемых инструментах - фортепиано и скрипке. Показать певу­честь мелодии скрипки помогут плавные движения руки со смычком, равномерность нижнего голоса фортепиано - плавные движения рук (сверху вниз) на клавиатуре фортепиано.

Какое время суток нарисовал художник? Утро Беседа по картине «Утро» В. Васильева. (слайд 6) Что изображено на картине? Какое время суток нарисовал художник?

Какое время суток нарисовал художник?

Утро

Беседа по картине «Утро» В. Васильева. (слайд 6)

Что изображено на картине?

Какое время суток нарисовал художник?

Какими красками он изобразил этот пейзаж? Какими линиями на картине передано впечатление широкого простора? Темными Яркими Нежными Мягкими Спокойными Мягкими Плавными Резкими Угловатыми Какими красками он изобразил этот пейзаж? (слайд 7+щелчок) Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину? Какими линиями на этой картине передано впечатление широ­кого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми? (слайд 7+щелчок) Какие линии составляют основу композиции картины - гори­зонтальные (показать рукой) или вертикальные?

Какими красками он изобразил этот пейзаж?

Какими линиями на картине передано впечатление широкого простора?

  • Темными
  • Яркими
  • Нежными
  • Мягкими
  • Спокойными
  • Мягкими
  • Плавными
  • Резкими
  • Угловатыми

Какими красками он изобразил этот пейзаж? (слайд 7+щелчок)

Какое настроение возникает у вас, когда вы рассматриваете эту картину?

Какими линиями на этой картине передано впечатление широ­кого простора: мягкими, плавными или резкими, угловатыми? (слайд 7+щелчок)

Какие линии составляют основу композиции картины - гори­зонтальные (показать рукой) или вертикальные?

И. никитин «Утро»

Вот и солнце встает,

Из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло.

На поля, на луга,

На макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Вот и солнце встает,

Из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло.

На поля , на луга,

На макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

. Работа над стихотворением И. Никитина «Утро». (слайд 8)

Выразительное чтение отрывка:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Какой темп чтения этого стихотворения быстрый или медленный?

Звучность голоса при чтении нарастает или затихает?

Нужно ли выделение каких-либо главных, важных слов? (слайд 8 + щелчок)

Чтение стихотворение с пластическими движениями.

Чтение стихотворения можно соединить с пластическим этюдом: руки стоящих детей медленно поднимаются вверх (изображение восхода солнца). Это движение заканчивается выразительным жестом «распах­нутых» вверху рук на строчке «Золотыми потоками хлынуло».

5. Сравнение стихотворения И. Никитина «Утро», картины В. Васильева «Утро» и музыкальной пьесы А. Шнитке «Пастораль».

Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, которое охватывает читателя, зрителя, слушателя при вос­приятии этих произведений искусства; светлые краски, «плавность» линий, мелодий, напевность произношения слов.

Свиридов «Пастораль» Прослушивание «Пасторали» Г. Свиридова. Какую музыку напоминает это произведение? (Русскую народ­ную песню). Чем она отличается от «Пасторали» Шнитке? (В ней нет такой безмятежности и света, как в музыке «Пас­торали» Шнитке). Постоянная смена красок - ярких на более приглушенные, - мягкие чередование мажора и минора вносят в настроение произведе­ния оттенок грусти, светлой печали, раздумья.

Свиридов «Пастораль»

Прослушивание «Пасторали» Г. Свиридова.

Какую музыку напоминает это произведение? (Русскую народ­ную песню).

Чем она отличается от «Пасторали» Шнитке?

(В ней нет такой безмятежности и света, как в музыке «Пас­торали» Шнитке).

Постоянная смена красок - ярких на более приглушенные, - мягкие чередование мажора и минора вносят в настроение произведе­ния оттенок грусти, светлой печали, раздумья.