СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Поэт в России больше, чем поэт…» (Литературная критика 2-ой половины 19 века)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку в 10 классе по теме "Русская литературная критика второй половины 19-го века".

Просмотр содержимого документа
««Поэт в России больше, чем поэт…» (Литературная критика 2-ой половины 19 века)»

«Поэт в России больше, чем поэт…»


Литературная критика 2-ой половины 19 века



Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

А. Пушкин. «Поэт и толпа» (1827)


…другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь…

Н. Гоголь. «Мёртвые души» (гл. 7)



 

«Эстетическая критика»

(«пушкинское направление», «артистическое направление», теория «чистого искусства»)

«Реальная критика»

(«гоголевское направление», «дидактическое направление», «социологическая критика»)

Представители

П. В. Анненков, А.В. Дружинин, В.П. Боткин и др.

Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, М.А. Антонович и др.

Общественная позиция

Либеральные западники

Революционеры-демократы

Социальные группы

Дворяне (преимущественно)

Разночинцы (преимущественно)

Журналы

«Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник»

«Современник», «Отечественные записки» (с конца 1860-х)

Программные статьи

«О мысли в произведениях изящной словесности», «Старая и новая критика» (Анненков)

«Критика гоголевского периода русской литературы и наше к ней отношение» (Дружинин)

«Очерки гоголевского периода русской литературы», «Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский)

«Что такое обломовщина?» (Добролюбов)

Роль искусства

Литература и искусство – сфера эстетического

Литература и искусство - «учебник жизни»

Задачи литературы и искусства

Служение идеям «вечной красоты, добра и правды»

«Воспроизводить жизнь, объяснять её, выносить приговор»

Ценностные приоритеты

«Вечные ценности»

(красота, добро, истина)

«Злободневность» (общественная проблематика)

Оценка значимости творчества

С точки зрения абсолютных законов художественности, главное - талант

С точки зрения значимости проблематики, главное – служение обществу

Достоинства

Внимание к специфике творчества, к языку, к вечным ценностям

Внимание к общественным проблемам, активная роль в обществе

Недостатки

Недоверие к злободневной проблематике («чистое искусство»)

Пренебрежение спецификой творчества, тенденциозность




Сравнительный анализ



А.А. Фет


Музе


Пришла и села. Счастлив и тревожен,

Ласкательный твой повторяю стих;

И если дар мой пред тобой ничтожен,

То ревностью не ниже я других.


Заботливо храня твою свободу,

Непосвящённых я к тебе не звал,

И рабскому их буйству я в угоду

Твоих речей не осквернял.


Всё та же ты, заветная святыня,

На облаке, незримая земле,

В венце из звёзд, нетленная богиня,

С задумчивой улыбкой на челе.


(1882)




Н.А. Некрасов


Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.


Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»


(1848)


  1. Сравните, как изображают свою Музу два поэта.

  2. Какие литературно-критические позиции представлены в этих стихотворениях?

  3. Чьи эстетические воззрения лично вам ближе? Почему?



Литературная критика 2-ой половины 19 века

(продолжение)



Нигилисты

Представители

Д.И. Писарев, В.А. Зайцев

Общественная позиция

Западники-демократы, разрушители устоев

Пропагандисты естественно-научных знаний

Журнал

«Русское слово»

Программные статьи

«Базаров», «Мотивы русской драмы», «Реалисты» (Писарев)

Роль искусства

Искусство само по себе бесполезно (и даже вредно)

Задачи литературы и искусства

Участие в пропаганде естественно-научных знаний и общественных идей

Ценностные приоритеты

Передовые научные знания и общественные идеи («порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»)

Оценка значимости творчества

С точки зрения пользы для популяризации научных знаний и общественных идей

Достоинства

Популяризация научных знаний, полемичность

Недостатки

Отрицание самостоятельности искусства, утилитаризм




Славянофилы

Представители

А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский и др.

Общественная позиция

Славянофилы

Журнал

«Русская беседа»

Программные статьи

«О возможности русской художественной школы» (Хомяков)

«Обозрение современной литературы» (Аксаков)

Роль искусства

Литература и искусство – голос народа

Задачи литературы и искусства

Поэтическое воссоздание лучшего из народной жизни

Ценностные приоритеты

Христианско-православные ценности, «соборное сознание»

Оценка значимости творчества

С точки зрения выражения народных чаяний: «духовная сила народа творит в художнике»

Достоинства

Народность, поиски самобытных жанровых форм

Недостатки

Отрицание социально-аналитических начал и психологизма, морализаторство




Почвенники ("органическая критика")

Представители

Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов

Общественная позиция

Компромисс между западниками и славянофилами: просвещенное общество «должно соединиться с народной почвой»

Журналы

«Время», «Эпоха»

Программные статьи

«Пушкин», «Дневник писателя» (Достоевский)

«После “Грозы” Островского» (Григорьев)

«Критический разбор “Войны и мира”» (Страхов)

Роль искусства

«Искусство есть потребность для человека»

Задачи литературы и искусства

Воодушевить человека своими идеалами, выразить сущность стремлений и идеалов народа

Ценностные приоритеты

Христианско-православные ценности, «всечеловечность», нравственная красота личности

Оценка значимости творчества

С точки зрения выражения «народной сущности в её многообразных проявлениях»

Достоинства

«Принцип понимания» оппонентов

Недостатки

Эклектизм, утопичность



Вместо вывода


Я.П. Полонский


В альбом К. Ш…


Писатель, если только он

Волна, а океан – Россия,

Не может быть не возмущён,

Когда возмущена стихия.


Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражён,

Когда поражена свобода.


(1865)