Тема: Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука»
Цель: ознакомить учащихся с новыми стихотворениями А.Л. Барто; научить читать их выразительно, продолжить формировать навык работы с книгой, умение ориентироваться в группе книг; формировать доброе отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
День сегодня расчудесный
И урок наш интересный.
Потому что на уроке собрались ученики.
Эти дети не простые
А учёные большие.
Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.
В мир чудеснейших познаний
В мир открытий, испытаний
Всех нас манит, как магнит.
Я желаю вам успеха и удачи на пути,
Знания новые найти!
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания
(чтение стихотворений С.В. Михалкова)
2. Речевая разминка.
Жук жужжит в железной банке, слайд 2
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
3. Беседа
-Какой раздел мы сейчас изучаем?
- С какими произведениями мы знакомились на прошлом уроке?
- Откройте страницу 38 и прочитайте фамилию и имя писательницы, с которой мы будет сегодня знакомиться.
- Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.
1. Узнаем: …
2. Научимся: …
3. Будем учиться: …
III. Работа по теме урока.
1. Биография писательницы слайд 3
Агния Львовна Барто родилась в 1906 год в Москве в семье
врача-ветеринара. Учась в школе, она одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг.
Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году.
В годы Великой Отечественной войны Агния Львовна Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье Агнии Барто – в мае 1945 года погиб её сын.
Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня». Та передача была такой но, только по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей.
Стихи А.Л. Барто переведены на многие языки и печатаются в разных странах. Но больше всего они издаются в нашей стране, где Барто знают и любят все – «от двух до восьмидесяти».
2. Беседа о творчестве писательницы
-Какие стихи А.Л. Барто вы знаете?
-Постарайтесь вспомнить. Из каких стихов Агнии Барто эти слова.
«Уронили Мишку на пол, слайд 4
Оторвали мишке лапу
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший».
«Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
«Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.»
Чтение С. В. Михалкова (стр. 38)
3. Работа над произведением «Верёвочка» слайд 7-8
-Что происходит в природе с наступлением весны? Чем занимаются люди с приходом весны?
- В какие игры вы играете весной?
-У поэтессы Агнии Львовны Барто есть стихотворение, которое даже так и называется «Веревочка».
Чтение стихотворения учителем и детьми
-Какое настроение вызывает это стихотворение?
-О чем оно? Перечислите все приметы весны, о которых пишет Барто.
-Нравится ли ей весна?
-Перечитай начало стихотворения, где автор описывает приход весны. Какие
слова создают весёлое настроение? Выдели их голосом при чтении.
-Какие приметы весны подметила А.Л. Барто на улицах Москвы?
-Почему А. Барто озаглавила стихотворение «Верёвочка», а не «Весна», «Весенние деньки» или «Девочки»?
-С чем сравнивает трамвайные звонки? Почему дается такое сравнение?
-Чем занимаются девочки? Где они скачут?
-Прочитайте, кто во дворе может добиться звания чемпиона или мастера?
-Можно ли Лиду назвать чемпионом двора? Почему? Кто из вас наблюдал такую картину? Какие соревнования были в вашем дворе? Есть ли у вас во дворе чемпионы и мастера?
Чтобы открыть тайну поэтической речи, попробуй выполнить следующее задания.
Найдите строки, где автор описывает, как скачет Лида через верёвочку.
-Прочитай их вслух, при этом прохлопай в ладоши ритм.
-Как вы думаете, детям нравится весна? Почему так решили? Прочитайте.
Это хорошо, что все дети так радуются. Какое у вас было настроение, когда вы читали это стихотворение? Какова тема этого произведения? А главная мысль?
Физминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
Работа над произведением «Мы не заметили жука» слайд 9-10
Ребята , смотрите, что вы видите на экране? (жука).
Да, это жук. К какому классу относится жук? К животным, рыбам, насекомым, птицы. (насекомое)
Да, верно, это жесткокрылое насекомое. А знаете почему его называют жесткокрылым насекомым? ,(у него жесткие плотные крылья).
Ребята ,к нам в гости не просто так прилетел этот жук. Интересно, а как он относится к нашему уроку, зачем он здесь? (о нем будем читать стихотворение).
-Кто герой этого стихотворения: мальчик или девочка?
( Героем может быть и мальчик, но так как есть посвящение, то решаем, что это девочка.)
Можете ли вы сказать, какой характер у этой девочки?
Какая главная мысль в этом стихотворении?
Прочитайте выразительно стихотворение А. Барто, передавая интонацией чувства девочки.
Повторное выразительное чтение.
V. Рефлексия. Оценка работы.
Какие стихи мы читали на уроке?
О чем они?
Чему они нас учат?
Кто написал их?
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я попробую…
Меня удивило…
VI. Домашнее задание:
выразительное чтение стихотворений (стр. 40-44)