Управление образования администрации Тогучинского района Новосибирской области
Районная научно-практическая конференция школьников
Секция литературы
Келлер Данил, 9 класс
Поэтический дар Ники Турбиной
Руководитель: Калитвинцева Ирина Владимировна
Квалификационная категория высшая
Стаж работы 25 лет
Место работы
МКОУ Тогучинского района «Тогучинская средняя школа № 4
Должность учитель русского языка и литературы
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………..5
Странные стихи……………………………………………………………….5
Таинственный звук……………………………………………………………6
Триумф…………….…………………………………………………………...9
Одиночество………...……………………………………………………… ..10
«Однажды в снег…»………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………………...12
Приложение…………………………………………………………………..13
Цель: исследование природы поэтического вдохновения и творчества Ники Турбиной.
Задачи:
Поиск, отбор и изучение литературы по данной теме;
Составление биографии поэтессы;
Анализ стихотворений;
Сопоставление и выделение особенностей их формы, выяснение поэтических принципов;
Издание мини-сборника стихов;
Объект исследования: судьба и творчество Ники Турбиной.
Предмет исследования: справочная, специальная литература и Интернет-ресурсы.
Этапы работы:
сбор материала и информации из разных источников;
анализ, сопоставление информации;
структурирование материала;
создание сборника;
подготовка презентации;
выступление перед учащимися школы, на научной конференции.
Методы, используемые при работе над проектом-исследованием:
анализ лирического текста;
сравнительный анализ;
сопоставительный анализ;
творческая работа.
Данная работа является актуальной, поскольку изучение поэтического наследия поэта Н. Турбиной поможет школьникам понять природу вдохновения, осознать, что поэтический труд - напряжённая работа, накопление жизненного опыта, будет способствовать совершенствованию умений анализировать стихотворения, попробовать свои силы в написании стихов, раскрыть в себе творческие способности.
Гипотеза: поэтический дар – большая ответственность человека, он может стать наказанием, если им неправильно распорядиться.
Основные тезисы работы:
Пушкинское понятие поэтического вдохновения;
Странные стихи маленькой девочки;
«Это гениально!»;
Таинственный звук;
Триумф;
Первые проблемы;
Звук покинул её;
Одиночество;
Дар – наказание?
Человек смертен, поэзия вечна!
Новизна: Творчество Н.Турбиной не изучается в школе, учащиеся не знают её стихов. Однако знакомство с ее лирическими произведениями, исследование ее жизненного пути позволит школьникам осмыслить природу вдохновения, творчества, послужит материалом для аналитической работы с поэтическим текстом, заставит размышлять над важнейшими вопросами бытия и ценностью жизни.
Вывод: Судьба и стихи Ники Турбиной представляют большой интерес для современного читателя и современного поэта. Некоторые стихотворения просты и незатейливы, однако есть и такие, которые открывают свой смысл далеко не сразу. После прочтения стихов Турбиной возникает целый спектр разнообразных эмоций, читатель начинает разбираться в тонкостях поэтического труда, размышлять о природе вдохновения, что способствует развитию творческого начала в человеке, совершенствует личность.
Введение
В.Ф Ходасевич в своей статье «О чтении Пушкина» размышляет о природе ВДОХНОВЕНИЯ, пытается выяснить, как понимал А.С.Пушкин это состояние творческого человека. Автор пишет: «Принято считать, что когда на человека находит это состояние, он… «творит», …не владея своим сознанием, … вдохновение является силой, выбрасывающей наружу готовые изделия поэтического духа, вырабатываемые из ничего или неизвестно из чего». Но далее проясняет, что пушкинское понятие вдохновения, как ни странно, прямо противоположно общепринятому поверью. Вдохновение по Пушкину – это «способность к накоплению и осознанию жизненного опыта». Оказывается, поэтически одаренному человеку необходима живая действительность, жизненный опыт. Только накопив впечатления, поэт способен творить в мастерской «сладких звуков». Все, кто знаком с творчеством поэта, знают, с какой силой и правдивостью пушкинская лирика воспроизводит «впечатления» и переживания автора. Это важнейшее условия творческого долголетия.
А что происходит, когда таких жизненных впечатлений не хватает?
II.1. Странные стихи
Благослови меня, строка,
Благослови мечом и раной,
Я упаду, но тут же встану,
Благослови меня, строка.
Н. Турбина
Поэтический дар обнаружился у жительницы Ялты Ники Турбиной в возрасте трех лет. Она с детства страдала бронхиальной астмой в тяжелой форме. Первыми слушателями юной поэтессы были ее плюшевые игрушки, вместо микрофона в руках Ника держала ингалятор с лекарством. Из-за боязни удушья во сне (распространенного страха среди астматиков) Ника почти не спала. Астма, с точки зрения психологии, - очень высокий уровень тревожности, страха перед жизнью и крик о помощи одновременно.
Ника сидела в кроватке, обложенная подушками, хрипло дышала и нашептывала что-то на своем птичьем языке. В этом детском лепете мама и бабушка, дежурившие у кроватки, начали разбирать ритмичные пронзительные заклинания. По просьбе Ники они записывали вслед за ней странные по своей трагичности строчки:
Дождь. Ночь. Разбитое окно.
И осколки стекла застряли в воздухе.
Как листья, не подхваченные ветром.
Вдруг звон. Точно так
Обрывается жизнь человека.
«Дождь. Ночь. Разбитое окно…»
Такие стихи насторожили родных. Измученную бессонницей девочку бабушка, Людмила Владимировна, повезла в Киев, в институт психологии. На все ее вопросы, как заставить ребенка не писать такие странные стихи, врачи отвечали: «Ну, что мы можем сделать? Пишет, ну и пусть пишет! Астму лечить надо!»
Бабушка мечтала, чтобы внучка не писала эти пугающие стихи, потому что понимала, что это такое: это страдание! Печатать стихи никто не хотел. Все думали, что они принадлежат не маленькой поэтессе, а кому-то из взрослых. Дедушка Ники – Анатолий Никаноркин, военный писатель и автор нескольких поэтических книг. Мать, Майя Никаноркина, - художница. Без сомнения, девочка унаследовала способности матери и деда и росла в творческой атмосфере.
Не я пишу свои стихи?
Ну хорошо, не я.
Не я кричу, что нет строки?
Не я. Не я боюсь дремучих снов?
Не я. Не я кидаюсь в бездну снов?
Ну хорошо, не я…
«Не я пишу свои стихи?»
Все изменилось благодаря случаю. В конце зимы 1983 года в гостинице «Ялта» остановился известный советский писатель-детективщик Юлиан Семёнов. Бабушка, Людмила Владимировна, работала в гостинице и отвечала за обслуживание VIP-гостей. Она попросила Семёнова прочесть несколько стихов Ники. «Я ему подсунула эту папку, - вспоминает она, - и он стал ее перелистывать. Там было стихотворений 50 или 70. Он все прочел, закрыл папку и говорит: «Это гениально!»
Через месяц из газеты «Комсомольская правда» приехал корреспондент. Так читатели смогли прочесть подборку стихов Ники Турбиной с вступительным словом Юлиана Семёнова. Девочка стала знаменитой. В статье говорилось, что Россия, наконец-то, дождалась великого поэта - восьмилетнюю девочку из Ялты.
Глазами чьими я смотрю на мир?
Друзей? Родных? Зверей? Деревьев? Птиц?
Губами чьими я ловлю росу,
С упавшего листа на мостовую?
Руками чьими обнимаю мир,
Который так беспомощен, непрочен?
Я голос свой теряю в голосах
Лесов, полей, дождей, метели, ночи…
Так кто же я?
В чём мне искать себя?
Ответить КАК всем голосам природы?
«Глазами чьими я смотрю на мир…»
II.2. Таинственный звук
Творческая интеллигенция была взбудоражена. Стихи поражали драматизмом, психологической глубиной, завершенностью. Альберт Бурыкин, в те годы подающий надежды московский поэт, вспоминает: «В моих глазах померк собственный талант, когда я прочитал стихи девочки. Ника в моей жизни была большим явлением. Было огромное чувство, страшное чувство, что такой дивный поэтический мир будет уничтожен, и было желание защитить…» Он приехал в Ялту, встретился с юной поэтессой.
В Крым потянулись журналисты из разных изданий, всем хотелось воочию увидеть ялтинского вундеркинда. Репортеры поджидали Нику после школьных уроков, но застать ее в школе удавалось нечасто. Ночами девочка ждала, когда к ней придет «особый звук». Бабушка вспоминала: «В двенадцать часов ночи, как колдовство какое-то, Ника кричала: «Звук пришёл! Звук пришёл! Давайте садитесь все!» Мы все садимся, она берет ингалятор и… начинает читать стихи, те, которые приходили ей в эту минуту, всё новые…»:
Четырнадцать слезинок на моей щеке.
Четырнадцать дождинок на моем стекле.
Уедешь – не уедешь, гадай – не гадай,
Отвернёшься к двери – прощай, прощай…
Прощайте, ожиданье – не разомкнуть нам рук,
Я не люблю прощаний – тревоги круг.
И будет боль от встречи, которой не бывать –
Четырнадцать слезинок… Прошу не забывать.
«Четырнадцать слезинок на моей щеке…»
Откуда шёл этот звук?
Вообще это естественно для поэта? Аполлон Майков писал:
Вдохновенье –дуновенье
Духа Божья!.. Пронеслось –
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.
«Вдохновенье –дуновенье…»
А вот у Марины Цветаевой:
В черном небе слова начертаны –
И ослепли глаза прекрасные…
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страстное.
В поте – пишущий, в поте пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,
Дуновение – вдохновения!
«В черном небе слова начертаны…»
Александр Блок, когда перестал писать, говорил: «Я музыку не слышу…» Поэт всегда что-то ощущает: шум или музыку, или какую-то ритмику, из воздуха словно что-то идет… Одно-два слова… Еще стихотворения нет, но уже понятно: оно существует и сейчас воплотится…
Если же звук не приходил, Ника невероятно нервничала, не спала до утра и уставала настолько, что пропускала учебные занятия. А ещё она часто стала бывать в Москве вместе с Евгением Евтушенко, где она подготовила к выпуску поэтический сборник «Черновик». В предисловии мэтр советской поэзии объяснял, что ребенок в каком-то смысле черновик взрослого:
Жизнь моя - черновик,
На котором все буквы – созвездия…
Сочтены наперед все ненастные дни.
Жизнь моя – черновик.
Все удачи мои, невезения
Остаются на нем
Как надорванный выстрелом крик.
«Черновик»
II.3. Триумф
Книжку смели с прилавков в два счёта. «Черновик» стал национальным бестселлером. Триста тысяч экземпляров были раскуплены за один только декабрь 1984 года.
Пресса не скупилась на похвалы. Нику называли «пришельцем из Космоса», «ребенком Пушкина», «поэтическим Моцартом»… И наступил День Триумфа: присуждение Гран-при на Международном Венецианском биенале в 1985 году!
Бабушка вспоминает: «Это был форум. Приехали знаменитые поэты и писатели из многих стран, пятьсот человек. Вызвали её, чтобы она взошла на трибуну. Золотого льва, награду Венецианского фестиваля, русскому поэту вручали лишь однажды, и этим поэтом была Анна Ахматова, в тот момент ей было уже 60 лет. А тут двенадцатилетняя девчонка – настоящая сенсация! Когда Ника вышла, скандировал весь зал: «Ни-ка! Ни-ка!»
Это был несомненный триумф! Мир лежал у её ног, и, казалось, что так будет всегда…
Перевели стихи на языки чужие,
Так переходят улицу слепые…
Им кажется, что, ощупью идя,
Они спасают от беды себя.
Чужие языки, слепые строки…
Им нужен проводник. Иначе нет дороги.
«Перевели стихи на языки чужие…»
По какому принципу распределяются таланты между людьми? Дар это или проклятье? Ответить на эти вопросы пытались многие… Поищем ответ там, откуда он впервые пришел, из вечности!
Человек – венец творенья. Только он может ощущать свои способности и возможности. Адам, изгнанный из Рая, потерял связь с Богом и стал смертным. Чем дольше живут его потомки, тем сильнее утрачивают эту связь. Отголоском Божественной связи является талант. Но за свой талант человек должен заплатить, чем-то пожертвовать. Если не прилагать усилия, то талант пропадает. Таким образом, реализация дара – это проверка от Бога, как этот талант будет использоваться. Для добрых дел по воле Божьей или для привлечения славы, известности, денег… Человеку приходится проходить через большие испытания. Часто это физические недуги, нравственные терзания… Бог учит: все телесное, что мы здесь, на Земле, имеем – временное. И мы все рано или поздно лишимся всего. Чем выше талант, тем больше требует от человека Бог. И самая сложная вещь, которую человек может и не решить из-за утраты Божественных связей, - как и куда употребить талант. Если им неправильно распорядиться, он становится злым даром, наказанием.
Господь дает дар, если что-то идет неверно, он его отнимает, потому что человек может не справиться с этим даром и направить его во вред себе и людям.
Я хочу с тобой одной
Посидеть у дома старого.
Дом стоит тот над рекой,
Что зовут Воспоминанием.
След ноги твоей босой
По траве ещё не скошенной…
Голубели небеса,
Исчезая за околицей,
И звенели голоса…
Вот и все, что нам запомнилось…
И отсчет всех дней
Подошёл к концу,
Стаи птиц – все дни –
Собрались у ног…
Покормить их чем?
Не осталось строк.
«Воспоминание»
II.4. Одиночество
Девочка Ника Турбина в двенадцать лет потеряла свой дар и так и не смогла найти себя: чтобы остаться легендой, она расплатилась собственной жизнью, в 27 лет она покончила с собой.
Психологи утверждают: с творческими людьми нужно очень осторожно общаться. Пока поэт жив, трудно во всей полноте оценить степень его таланта. Страшные подробности крушения мифа о советском вундеркинде до сих пор будоражит прежних и вновь обретённых поклонников. За недолгое обладание своим гениальным даром, Ника заплатила очень несчастливой и короткой жизнью.
Популярность прошла внезапно. После возвращения из гастрольного тура по Америке в 1987 году на родине феноменального ребёнка никто не ждал. «В Москве даже никто не вспомнил о ней, никто не позвонил, не поддержал, хотя бы на какое-то мгновение, - вспоминает Людмила Владимировна. – Этот маленький ребёнок страдал, переживал, вся ее последующая жизнь прошла в слезах, она плакала 24 часа в сутки!»
О том, что Нике нужна психологическая поддержка, заговорили ещё в Америке: устроитель поэтических чтений были поражены, когда заметили, как перед выходом на сцену двенадцатилетний подросток сосёт соску-пустышку. Девочка была подобна воздушному шару, который надули взрослые. Надули и отпустили, он летит, но, если наткнется на что-то острое, лопнет. Так и произошло: главной трагедией одаренного ребенка была потеря интереса к её способностям, за несколько лет она привыкла быть центром внимания. Осознание того, что ты просто человек и себя можно уважать за это, – Турбиной было не под силу.
Не побеждайте победителей,
Судьба им выпала на круги.
И выстрела на старте сила
Вас отделяет друг от друга…
А побежденным камнем в спину,
Терновником трава устелена…
Непобедимы победители!
Но это – до поры до времени…
«Не побеждайте победителей…»
Жить в обществе – это значит, считаться с другими... Привыкнуть, что иногда у тебя не все получается, не все тебя любят, понимание, что Боги на Земле не живут!
Её искусство больше не трогало соотечественников, всех волновала политика, в самом разгаре была ПЕРЕСТРОЙКА. Куда-то исчез и поэтический наставник Евгений Евтушенко. Она тяжело переживала это предательство и не находила объяснений ледяному молчанию мэтра. «Когда Евтушенко перестал с ней общаться, - вспоминает бабушка, - она осталась совершенно одинокой. Она ждала, говорила, что будет ждать Евгения Александровича всю жизнь». Но когда заветный звонок раздался, Ника уже не смогла на него ответить. Оказывается, поэт обиделся на маленькую девочку за то, что она что-то сказала в интервью, что ему не понравилось… А как же «мы в ответе за тех, кого приручили»?
Вы – поводырь, а я – слепой старик.
Вы – проводник. Я еду без билета!
Иной вопрос остался без ответа,
И втоптан в землю прах друзей моих.
Вы – глас людской. Я – позабытый стих.
«Евгению Евтушенко»
Ко всему прибавились и обычные подростковые проблемы – ревность к младшей сестре, конфликты с матерью (Нике показалось, что мать любит не её саму, а некий образ одарённой девочки, которая писала удивительные стихи):
Не надо спрашивать меня,
Зачем живут стихи больные.
Я понимаю: лучше было
Иметь запас здоровых слов…
Нельзя спросить – зачем приходят,
Зачем ночные палачи
Из ножен вынули мечи
И на меня идут гурьбою.
Зачем столпились у дверей
Недетской памяти моей
Слепые загнанные люди…
Огонь сжирал десятки судеб,
Но разве появился тот,
Кто на себя всё зло возьмет?
«Не надо спрашивать меня…»
Со школой обстояло еще хуже: отчим устроил Нику в «Московскую экспериментальную школу № 170». Одаренных детей собирали сюда со всей страны. Но Ника не отличалась успехами ни в математике, ни в гуманитарных науках. Даже стихи она писала с ошибками, днями зубрила исторические даты… Она была явлением другого рода. С одноклассниками она почти не общалась – не научилась дружить с детьми своего возраста. Она была взрослее их на целую жизнь. Ника находилась во взрослом мире, где детей уже не было. Подросшая Ника неожиданно открыла, что ребёнком она всем нравилась больше. И правда: она была невероятным ребёнком, но не была невероятным подростком. В её дневниковых записях есть горькие слова: «Я всё сказала о себе ещё ребёнком, тело женщины мне не нужно было».
Какая засуха в стихах!
А хочется воды напиться…
И расплескать её в строках…
Какая засуха в душе!
Что стало миражом живое
Лицо твое,
И даже море
Похоже на сухой песок…
Такая засуха во всем,
Что окружало нас с тобою!
И вырваться нельзя на волю,
Не оживив умерших слов.
«Засуха»
От нее ждали новых гениальных взлетов, но их не последовало. Поэтический дар покинул её, и это было самое ужасное. Её второй сборник стихов «Ступеньки вверх, ступеньки вниз» был признан посредственным. Бабушка размышляла: «Она возвращается из-за границы в двенадцать лет, и на этом закончилась её жизнь как поэта. Как родник иссякает. Вот закончились её стихи, и выяснилось, что она вообще больше ничего не может. Она сидела и часами ждала, когда придет тот самый звук, который сделал её знаменитой. Но он никак не приходил».
Стихи исчезли вместе с болезнью. В подростковом возрасте симптомы бронхиальной астмы обычно проходят. Для Ники это была потеря полноценной связи Богом.
Её странный брак в шестнадцать лет с психиатром 76 лет из Лозанны усугубил депрессию. Из Швейцарии она вернулась через год со стойкой привычкой к алкоголю и шрамами на запястьях – первой попыткой суицида.
Всё пространство её жизни стала заполнять опасная игра со смертью, в нее вовлекались немногочисленные друзья и случайные знакомые. Затем вторая попытка суицида (выпила пригоршню таблеток).
Средств существования не было. Знакомые из жалости устраивали Нику на работу. Но долго она там не задерживалась: была совсем не социализирована, не желала идти на компромисс с волей других людей. Девушка была не в состоянии ходить на работу пять дней в неделю с 9-00 до 17-00.
Переписать набело жизнь Ника Турбина никогда не пыталась. В конце своей короткой жизни она сняла авторскую программу на телевидении «Жизнь взаймы». В творческой заявке было написано, что передача предостерегает от самоубийства. Но режиссер фильма и соавтор программы Сергей Миров уверен, что, наоборот, Ника хотела найти свое оправдание суициду.
Со своей жизнью она окончательно рассталась 11 мая 2002 года, выпрыгнув из окна пятиэтажки. Ей было 27 лет…
II. 5. Анализ стихотворения Ники Турбиной «Однажды в снег…»
Данное стихотворение было напечатано в сборнике «Ступеньки вверх, ступеньки вниз…» в 1995г.
Однажды в снег
К нам пришел человек,
Он был похож на стихи.
Нас было четверо,
Нам было весело.
Был жареный гусь
И не пришедшая
Еще ко мне елка.
А он был одинок,
Потому что был
Похож на стихи.
Стихотворение зимнее, предновогоднее, на это указывают ключевые слова: «в снег», «елка», «жареный гусь» - праздничное угощение. В разгар веселья приходит человек, его одиночество ассоциируется у лирической героини с одиночеством стиха… Лирическая героиня имеет размытый образ: используется местоимение «МЫ» и собирательное числительное «ЧЕТВЕРО», которые дают понять, что это компания молодых друзей, которая обычно собирается в праздник.
Идея, на наш взгляд заключается в мысли, что стихи приходят, когда им вздумается, внезапно, нежданно, как незваный гость! Откуда? Неизвестно! Зачем? Непонятно! Но мы их принимаем…
Стихотворение состоит из одиннадцати строк, которые имеют довольно неравномерный ритм стиха, свободный от жёсткой ритмометрической композиции, что позволяет сделать вывод: это верлибр.
Основная мысль раскрывается с использованием следующих художественных средств выразительности:
Синтаксических: инверсии (Однажды в снег//к нам пришёл человек.
Был жареный гусь // и не пришедшая ещё ко мне елка);
Зевгмы (Нас было четверо// нам было весело.//Был жареный гусь… и ёлка);
Использования разнообразных по структуре предложений:
Первое предложение - БСП;
Второе – ПП;
Третье – БСП;
Четвертое – ПП, осложненное необособленным ПО;
Пятое – СПП с придаточным причины.
Лексических: повтор («был похож на стихи»); автором использована бытовая лексика («Нас было четверо, нам было весело»);
Фонетических: аллитерации («однажды», «в снег», «пришел», «человек» - звуки Ж, Г, Ш передают хруст снега, скрип шагов, «не пришедшая ещё …ёлка» - Ш, Щ, К – шорох еловых ветвей); ассонанса (гласные звуки, передающиеся с помощью букв Е, Ё, О передают чувства удивления: «однажды…», «он… похож», «…было четверо», «…ещё ко мне ёлка»);
Тропов: олицетворения («Не пришедшая ещё ко мне ёлка…»);
Сравнения («человек был похож на стихи»);
Метафоры («Однажды в снег… пришёл человек»)…
Таким образом, видим, что применяя разнообразные художественные приемы, автор придала стихам особый смысл, появился поэтический образ, который отразил особую авторскую манеру Н. Турбиной. Эта динамика, глубина и загадочность ее стихотворения особенно привлекательны и интересны!
Заключение
Без сомнения, поэзия Турбиной – явление в русской литературе, окрашенное особенным трагизмом. На наш взгляд, стихи Турбиной по искренности, ощущению жизни близки стихам Марины Цветаевой. В них - то же глубочайшее погружение в собственные ощущения, те же или очень близкие трагические нотки одиночества, та же музыка…
Не один ли источник питал их души?
Новый год я встретила одна.
Я, богатая, была бедна,
Я, крылатая, была проклятой.
Где-то было много-много сжатых
Рук – и много старого вина.
А крылатая была – проклятой!
А единая была – одна!
Как луна, - одна, в глазу окна.
(М. Цветаева)
Золотая рыбка
Золотую рыбку обманули –
Все дары назад вернули,
Даже те слова, что о любви сказала,
Мы назад отдали – горькое начало…
Отчего же снова с берега крутого
Мы с мольбою смотрим, ожидая слова?
(Н. Турбина)
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Крик разлук и встреч –
Ты, окно, в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи…
Нет и нет уму
Моему – покоя,
И в моём дому
Завелось такое
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнём!
(М. Цветаева)
Чужие окна, немое кино,
Темно на улице, в кадре светло…
Молча кричит ребёнок – не я его качаю,
Бьётся посуда к счастью – не я его получаю.
И в зале полно безбилетных,
На этом сеансе молчанье…
Моё окно – звуковое.
Подёрнулись окна печалью.
( Н. Турбина)
Стихи Ники Турбиной представляют большой интерес для современного читателя и современного поэта, поскольку в ее стихах, особенно ранних, наблюдаются такие чувства, которые свойственны только взрослым – это, любовь, вдохновение, страсть, смерть… Некоторые стихи просты и незатейливы, однако есть и такие, которые открывают свой смысл далеко не сразу. Это объясняется тем, что стихи действительно талантливы, самобытны. После прочтения стихов Турбиной возникает целый спектр разнообразных эмоций, читатель начинает разбираться, что вызвало такие чувства.
В первую очередь, это выбор лексики. Стихи короткие, емкие, чувственные и, можно сказать, уникальные, воспринимаются читателем глубоко и ярко.
Большое впечатление производит рифма, она у Турбиной сложная, изломанная (А.С. Пушкин стремился познать тайны рифмы и создать стихотворение, которое долгое время сохранится в сердцах людей; М.Ю.Лермонтов был убежден, что с помощью оригинального подхода можно создать шедевр лирического произведения).
Художественные приемы умелые и впечатляющие. Это, в первую очередь, метафора. Фразы предельно эмоциональны, подчинены интонационному строю, выразительному и глубокому.
Можно сказать, что лирика Н. Турбиной – это мысль и чувства, подхваченные ритмом. Отсюда нервность, разорванность стиха.
Таким образом, становится ясно, что форма стихотворения поэтессы оригинальна, самобытна, сложна, индивидуальна, ясно прослеживается авторский стиль. Читатель ощущает настроение произведения, идейный посыл, может представить себе образ лирического героя. А вот смысл стихотворения будет у каждого свой, поскольку из поэтических строк человек выносит те уроки, которые только он способен увидеть.
Размышляя над событиями судьбы и творческого пути Ники, понимаешь, что поэзия требует не только огромного трудолюбия, самоотверженности, но и «вочеловечивания», погружения в жизнь, а не отречения от нее. Живые впечатления жизни – это та почва, которая питает настоящий талант. Поэты рождаются и уходят, но великая сила поэзии остается. Это нечто большее, чем человеческая жизнь.
Нам, может быть, так никогда и не узнать, откуда берётся талант и куда он уходит, как им управлять… И почему часто, обладая им, человек обрекает себя на муки…
Но все же, разве трагическая история странной и талантливой девочки Ники Турбиной так ничему и не научила?
Я – полынь-трава,
Горечь на губах,
Горечь на словах,
Я – полынь-трава…
И над степью стон.
Ветром окружён
Тонок стебелёк,
Переломлен он…
Болью рождена
Горькая слеза.
В землю упадет –
Я – полынь-трава…
«Я – полынь-трава…»
Список литературы:
«Собеседник», № 25, июнь 1885г.
Ника Турбина. Сборник стихов.1996г.
nturbina.ru
moyhram.org^articles
https://m.vk.com^nikaturbinagroup
Марина Цветаева. Стихотворения. Ашхабад «Туркменистан»1986г.
Ходасевич В.Ф., О чтении Пушкина (К 125-летию со дня рождения) Собрание сочинений в 4-х томах, Том 2, Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922-1939гг., М., «Согласие», 1996г., с. 114-116.
Приложение:
В самую полночь
Дверь отворится.
И прилетит вдруг ко мне
Странный волшебник,
Синяя птица
В образе детства,
На легком коне.
Он прилетает с рифмой скользящей,
Ну-ка попробуй, поймай.
И, ускользая, голос манящий,
Слышу, зовёт меня вдаль.
В даль одиночества,
В даль расставаний,
В слезы, прощанье
И радость потерь.
Всадник, летящий
С рифмой скользящей,
Ты в наговоры не верь.
А попроси у меня на прощанье
В час недомолвок,
В час звёздной зари
Маленький дар –
За крылатую рифму –
сердце моё забери.