Поэтический образ природы на занятии по развитию речи старшей группы.
Программное содержание
Задачи
Образовательные
Учить выражать свои мысли. Учить внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания из средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетание как средство передачи осенних явлений. Уметь слышать и отличать в музыкальном произведении характер, тональность. Обогащать и активизировать словарь детей, ввести в него эстетические термины, отражающие качество объектов. Умение самим выкладывать пейзаж картины из готовых форм.
Развевающие
Развивать умение связано и последовательно отвечать на вопросы педагога.
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины.
Воспитательные
Воспитывать активнее отношения к собственной деятельности. Уметь выделять в ней цель и способы достижения.
Подготовительная работа
Разучивание чтение стихов, пение песен об осени. Рассматривание иллюстрации на тему «Осенней природы», наблюдение природных явлений на прогулке.
Методическое обеспечение
Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», аудиозапись П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня.» из цикла «Времена года».
Раздаточный материал
Конверты с элементами вырезанных фигур для создания картины. По два листочка осенних на каждого ребёнка.
Ход занятия
Чтения стихотворения об осени (читает воспитатель, чтение сопровождается спокойной музыкой).
Воспитатель:
Как вы думаете о каком времени года говориться в стихотворении?
Какими словами поэт описал осень?
А вот так выгладит осень с картины известного художника Левитана (показ репродукции)?
Какой предстала перед нами осень?
Какими словами можно описать осень (золотой багряной, сказочной, прекрасной, весёлой, красивой, пёстрой)?
Какие краски выбрал художник для её изображения?
Какую изобразил погоду на картине? Ясный солнечный день или пасмурный?
Почему вы подумали что ясный? (небо голубое только кое где проплывают белые словно лебеди облака).
Но не только художники и поэты обращались к теме осени, осеннего настроения и пейзажа. Композитор Чайковский написал музыкальную пьесу про осень. Она так и называется «Октябрь. Осенняя песня.» музыка Чайковского рисует как по деревьям пробегает ветерок и роняет на землю опавшую листву. Послушайте музыку внимательно, и проверьте себя сами. Я прошу вас опустить голову, и когда вы услышите, как композитор «рисует» музыкой порывы ветра, поднимите головы и посмотрите на меня. (идёт прослушивание начального отрывка пьесы).
Молодцы вы услышали как музыка «рисует» ветер. А услышали вы как затем парят листья в воздухе? Во время листопада листья падают, образуя на земле красивый ковёр. Закройте на минуточку глаза ладонями и представьте себе осенний листопад (звучит музыка).
А теперь расскажите мне как падают листья во время листопада. (кружатся как в танце, кувыркаются, плавно опускаются на землю, играют в догонялки).
Об этой паре листопада прекрасно сказал поэт А.Толстой:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Хотите вы на несколько минут побыть листочками?
Физкультминутка
Дети берут в руки по два листочка. Музыкальное сопровождение.
Воспитатель:
Ветер подул и листочки покачались на ветках.
Дети поднимают руки вверх и качают из стороны в сторону.
Воспитатель:
Потом они долго кружились в воздухе.
Дети кружатся.
Воспитатель:
И упали на землю
Дети присели.
Воспитатель:
Подул сильный ветер и листочки покатились по земле подпрыгивая.
И остановились под деревьями.
Дети выполняют прыжки.
Мы слушали пьесу Чайковского об осени, рассматривали картину Левитана «Золотая осень». А сейчас мы с вами превратимся в маленьких художников. Вы учили много стихотворений об осени, в конвертах лежат элементы вашей будущей картины, разместите их так, чтобы у вас получилась картина об осени и соответствовала тому стихотворению, которое вам нравиться.
Работа за столами: дети выкладывают свою картину из готовых форм и рассказывают о ней стихотворения об осени.