СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэты о Великой Отечественной войне. 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поэты о Великой Отечественной войне. 5 класс (новый ФГОС)»

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,  И только не могу себе простить:  Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,  А как зовут, забыл его спросить. Лет десяти-двенадцати. Бедовый,  Из тех, что главарями у детей,  Из тех, что в городишках прифронтовых  Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках,  Таскать им воду вёдрами — не труд,  Приносят мыло с полотенцем к танку  И сливы недозрелые суют…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…

Перечитайте первые 3 строфы и ответьте на вопросы: О чём сожалеет главный герой? (Он забыл спросить имя мальчика) Сколько лет было мальчику? (10-12) Что значит бедовый? (Тот, кто попадает в беду, значит, он был озорной, любознательный, подвижный) Как такие мальчики помогают солдатам? (Приносят воду и мыло к танку, срывают сливы для солдат)

Перечитайте первые 3 строфы и ответьте на вопросы:

  • О чём сожалеет главный герой? (Он забыл спросить имя мальчика)
  • Сколько лет было мальчику? (10-12)
  • Что значит бедовый? (Тот, кто попадает в беду, значит, он был озорной, любознательный, подвижный)
  • Как такие мальчики помогают солдатам? (Приносят воду и мыло к танку, срывают сливы для солдат)
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,  Мы прорывались к площади вперёд.  А он гвоздит — не выглянуть из башен, —  И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой  Он примостился, — столько всяких дыр,  И вдруг к машине подбежал парнишка:  — Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал…  Я подползал, они вон там, в саду…  — Да где же, где?.. — А дайте я поеду  На танке с вами. Прямо приведу.

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Перечитайте 4-6 строфы и ответьте на вопросы: За что шёл бой? (За улицу) Как автор показывает преимущество врага? (Огонь врага был страшен, не выглянуть из башен) В чём была трудность? (Враг стрелял так сильно, и было непонятно, откуда идёт огонь) Что узнал мальчишка? (Где находится враг) Что предложил ребёнок? (Решил поехать на танке с солдатами и показать, где находится враг)

Перечитайте 4-6 строфы и ответьте на вопросы:

  • За что шёл бой? (За улицу)
  • Как автор показывает преимущество врага? (Огонь врага был страшен, не выглянуть из башен)
  • В чём была трудность? (Враг стрелял так сильно, и было непонятно, откуда идёт огонь)
  • Что узнал мальчишка? (Где находится враг)
  • Что предложил ребёнок? (Решил поехать на танке с солдатами и показать, где находится враг)
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —  И вот мы катим к месту вчетвером.  Стоит парнишка — мины, пули свищут,  И только рубашонка пузырём. Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота  Заходим в тыл и полный газ даём.  И эту пушку, заодно с расчётом,  Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть:  От дома к дому шёл большой пожар.  И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —  И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,  И только не могу себе простить:  Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,  Но как зовут, забыл его спросить.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

Перечитайте последние 4 строфы и ответьте на вопросы: Как автор показывает храбрость мальчика? (Стоит парнишка, мимо пули свищут) Удалось ли победить врага? (Да) Как солдат отблагодарил мальчика? (Пожал ему руку и поблагодарил) Почему прошло много лет, а герой не может себе простить того, что не узнал имя мальчика? (Он чувствует ответственность за этого ребенка, совесть мучает его) Как вы оцениваете поступок мальчика? (Он совершил героический поступок, который помог танкистам уничтожить вражескую пушку)

Перечитайте последние 4 строфы и ответьте на вопросы:

  • Как автор показывает храбрость мальчика? (Стоит парнишка, мимо пули свищут)
  • Удалось ли победить врага? (Да)
  • Как солдат отблагодарил мальчика? (Пожал ему руку и поблагодарил)
  • Почему прошло много лет, а герой не может себе простить того, что не узнал имя мальчика? (Он чувствует ответственность за этого ребенка, совесть мучает его)
  • Как вы оцениваете поступок мальчика? (Он совершил героический поступок, который помог танкистам уничтожить вражескую пушку)
Майор привез мальчишку на лафете.  Погибла мать. Сын не простился с ней.  За десять лет на том и этом свете  Ему зачтутся эти десять дней.

Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней.

Перечитайте 1 строфу и ответьте на вопросы: Какая трагедия произошла в жизни мальчика? (У него погибла мать) Почему эти десять дней должны были зачесться мальчику на том свете? (Видимо, это были самые ужасные 10 дней в его жизни: он остался без матери, на город напали фашисты)

Перечитайте 1 строфу и ответьте на вопросы:

  • Какая трагедия произошла в жизни мальчика? (У него погибла мать)
  • Почему эти десять дней должны были зачесться мальчику на том свете? (Видимо, это были самые ужасные 10 дней в его жизни: он остался без матери, на город напали фашисты)
Его везли из крепости, из Бреста.  Был исцарапан пулями лафет.  Отцу казалось, что надежней места  Отныне в мире для ребенка нет.

Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет.

Перечитайте 2 строфу и ответьте на вопросы: Откуда везли мальчика? (Из Бреста) Почему лафет был самым надёжным местом? (Потому что это танк его сослуживцев, его сложно уничтожить)

Перечитайте 2 строфу и ответьте на вопросы:

  • Откуда везли мальчика? (Из Бреста)
  • Почему лафет был самым надёжным местом? (Потому что это танк его сослуживцев, его сложно уничтожить)
Отец был ранен, и разбита пушка.  Привязанный к щиту, чтоб не упал,  Прижав к груди заснувшую игрушку,  Седой мальчишка на лафете спал.

Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал.

Перечитайте 3 строфу и ответьте на вопросы: Что нам известно об отце мальчика? (Он ранен, поэтому отдал сына сослуживцам. Он знал, что его товарищи не бросят ребенка) Почему мальчик был седой? (Он познал много горя, так много, что поседел ещё в детстве. Ребёнок спит на лафете, обняв игрушку, он, наверное, даже ещё не осознал, что стал сиротой)

Перечитайте 3 строфу и ответьте на вопросы:

  • Что нам известно об отце мальчика? (Он ранен, поэтому отдал сына сослуживцам. Он знал, что его товарищи не бросят ребенка)
  • Почему мальчик был седой? (Он познал много горя, так много, что поседел ещё в детстве. Ребёнок спит на лафете, обняв игрушку, он, наверное, даже ещё не осознал, что стал сиротой)
Мы шли ему навстречу из России.  Проснувшись, он махал войскам рукой…  Ты говоришь, что есть еще другие,  Что я там был и мне пора домой… Ты это горе знаешь понаслышке,  А нам оно оборвало сердца.  Кто раз увидел этого мальчишку,  Домой прийти не сможет до конца.

Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой… Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.

Перечитайте первые 4-5 строфы и ответьте на вопросы: Почему вид этого мальчика так поражал солдат? (Потому что дети не должны страдать, а этот ребёнок был весь перепуган, видел смерть матери) Что значит «домой прийти не сможет до конца»? (Каждый из очевидцев до конца жизни будет вспоминать этого мальчика и думать о том, что пришлось ему пережить)

Перечитайте первые 4-5 строфы и ответьте на вопросы:

  • Почему вид этого мальчика так поражал солдат? (Потому что дети не должны страдать, а этот ребёнок был весь перепуган, видел смерть матери)
  • Что значит «домой прийти не сможет до конца»? (Каждый из очевидцев до конца жизни будет вспоминать этого мальчика и думать о том, что пришлось ему пережить)
Я должен видеть теми же глазами,  Которыми я плакал там, в пыли,  Как тот мальчишка возвратится с нами  И поцелует горсть своей земли. За все, чем мы с тобою дорожили,  Призвал нас к бою воинский закон.  Теперь мой дом не там, где прежде жили,  А там, где отнят у мальчишки он.

Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он.

Перечитайте первые 6-7 строфы и ответьте на вопросы: Почему герою так важно, чтобы мальчик вернулся домой? (Он хочет, чтобы справедливость восторжествовала, чувствует, что у него есть обязательства перед этим мальчиком. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока этот ребёнок снова не окажется в Бресте) Где теперь дом главного героя? (Поле боя стало для него новым домом)

Перечитайте первые 6-7 строфы и ответьте на вопросы:

  • Почему герою так важно, чтобы мальчик вернулся домой? (Он хочет, чтобы справедливость восторжествовала, чувствует, что у него есть обязательства перед этим мальчиком. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока этот ребёнок снова не окажется в Бресте)
  • Где теперь дом главного героя? (Поле боя стало для него новым домом)
О чём просит главный герой читателя? (Не забывать тех, кто погиб на войне, помянуть его) Что главный герой считает своим долгом? Что мешает ему вернуться домой? (Он не может вернуться домой, не освободив родные земли от захватчиков. Он знает, что только так можно защитить детей от печальной военной судьбы)
  • О чём просит главный герой читателя? (Не забывать тех, кто погиб на войне, помянуть его)
  • Что главный герой считает своим долгом? Что мешает ему вернуться домой? (Он не может вернуться домой, не освободив родные земли от захватчиков. Он знает, что только так можно защитить детей от печальной военной судьбы)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Наизусть стихотворение Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете….»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Наизусть стихотворение Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете….»