СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия периода "оттепели"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результат дистанционного обучения

Просмотр содержимого документа
«Поэзия периода "оттепели"»

Тема:

Появление «громких» и «тихих» лириков (Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов и др.).

Авторская песня 60-80-х годов: А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий

30.03. 2020 года Часть 1. ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ» (2 урока)



Повторение изученного:

Оттепель (1953—1964) — начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития.

 Периодизация:

  Первый отрезок (1953—1954) — теоретический: освобождение от предписаний нормативной (канонической) эстетики, «правил» подхода к действительности, отбора «правды» и «неправды», возникших в предвоенные и послевоенные годы под влиянием сталинизма.

1953 год — статья В. Померанцева «От искренности в литературе» (журнал «Новый мир»): указание на расхождение между личной и официальной правдой, особенно в изображении войны.
Второй отрезок (1955—1960) — утверждение нового типа взаимосвязей писателя и общества непосредственно в художественных произведениях, утверждение права писателя и человека  видеть мир не так, как положено, а так, как его видит конкретный человек.

       Третий отрезок (1961—1963) — развитие утвержденных ранее тенденций и начало реакции.

Первые годы “оттепели” стали настоящим “поэтическим бумом”. Открытие памятника В.В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы.

Материал по теме:

Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский.

Судьба искусства после второй мировой войны нередко оценивается в свете фразы, сказанной немецким философом Адорно: «Как сочинять музыку после Освенцима?»

Возможно ли после газовых печей и гибели миллионов в концентрационных лагерях писать стихи?

Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что живут в согласии с ними.

Кажется, никогда поэзия не была так популярна, ибо была настроена на сегодняшнюю речь и насущные запросы: она учила не приспосабливаться, а быть самим собой.

Смотрим видео:

Вопрос учителя: Назовите фамилии поэтов, которых запомнили (2 минуты!).

(ответы учащихся)

Учитель: Для закрепления смотрим и читаем: 7 минут!

Учитель: Сейчас познакомимся персонально с некоторыми поэтами и их стихами.

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА

Стилистические особенности поэзии Ахмадулиной: интимность, тонкая поэтическая наблюдательность.

Для Ахмадулиной дружба важнее, чем любовь. В её мире мужчину и женщину связывают в первую очередь простые дружеские чувства как самые таинственные и сильные, как самые высокие и бескорыстные из всех проявлений человеческого духа.

Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передает чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе».

Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении «По улице моей который год…»  (1959) Ахмадулина грустит о друзьях, которые покидают её.

Звучит романс М. Таривердиева на слова Б. Ахмадулиной.

Проанализируем это одно из пронзительных стихотворений поэтессы.

– Как относится автор к тем, кто забыл о былой дружбе?

Лирическая героиня искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Но нет ни  жалоб,  ни  осуждения.  Героиня  не  виновата  в  том,  что  так  происходит, она не противится уходу своих товарищей, пытается лишь понять его причины.

Сначала звучит восклицание: «О, одиночество, как твой характер крут!» Но мир одиночества приносит и духовные блага («тишь библиотек», «строгие мотивы» концертов). В затворничестве героиня постигает «тайный смысл» предметов, «детские секреты» природы… Познав «мудрость и печаль», лирическая героиня вновь – уже с более глубоким чувством – видит друзей своих «прекрасные черты»…

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

Евтушенко стал лидером молодой поэзии времен «оттепели». Что этому способствовало?

Особенности поэзии Евтушенко:

  1. страстность и высокая гражданственность лирики



«Бабий яр»

По просьбе Виктора Некрасова Анатолий Кузнецов привел молодого поэта Евгения Евтушенко в Бабий Яр. Это был уже август 1961 год. После окончания войны прошло 16 лет.

– Когда мы [с Анатолием Кузнецовым. МК] пришли на Бабий Яр, то я был совершенно потрясен тем, что увидел. Я знал, что никакого памятника там нет, но ожидал увидеть какой-то знак памятный или какое-то ухоженное место. И вдруг я увидел самую обыкновенную свалку, которая была превращена в такой сэндвич дурнопахнущего мусора. И это на том месте, где в земле лежали десятки тысяч ни в чем не повинных людей: детей, стариков, женщин. На наших глазах подъезжали грузовики и сваливали на то место, где лежали эти жертвы, все новые и новые кучи мусора:

Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.



«Хотят ли русские войны?»

У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно. Это подтверждается многими историческими фактами, ведь с момента основания Руси племена, ее населяющие, только и делали, что оборонялись от внешних врагов.

Задумка создать произведение, пронизанное духом пацифизма, родилась у поэта во время зарубежной командировки, когда Евтушенко смог на личном опыте убедиться, что русских людей за границей считают агрессорами и разжигателями вооруженных конфликтов. Поэтому автор предлагает за ответом на вопрос о том, хотят ли русские войны, обратиться к ним самим. «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат. И вам ответят их сыны, хотят ли русские войны», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что русские действительно умеют воевать и готовы защищать свою родину, но им не нужна чужая земля, которая по сей день является предметом дележа. «Не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою», — заявляет автор.



 2) большое внимание к человеческим судьбам, особенно женским

Обобщая, можно сказать, что в творчестве Евтушенко преобладает социальная и нравственно-психологическая проблематика.

РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ


Характерное свойство поэзии Рождественского — современность, актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика.


«Монолог женщины»

Вот ведь как... явилась первой! Надо было опоздать,

Где-нибудь в сторонке встать...

Что поделать - сдали нервы...

Шла, как будто на экзамен, с пятницы считала дни...

Как же: встреча под часами...

Под часами... вот они...

А его на месте нет! (Как некстати нервы сдали!)

Ну, еще бы, на свиданье, не была я столько лет!

Даже страшно подсчитать....

Что ж я: рада иль не рада? Там увидим...

Только надо, надо было опоздать....

Дура! Сделала прическу, влезла в новое пальто,

Торопилась, как девчонка! Прибежала! Дальше что?


Песня о летчиках: «Огромное небо»

 

Песню «Огромное небо», написанную Робертом Рождественским и Оскаром Фельцманом, знают во всем мире. На международном конкурсе в Софии в 1968 году она завоевала сразу три медали: две золотые - за стихи и исполнение, серебряную - за музыку. Но популярность эта песня завоевала не только тем, что текст ее прост и понятен, а мелодия с первого раза остается в памяти, но и тем, что говорится в ней о самом близком для каждого человека: о мире и дружбе, о героизме и человечности, о воинском долге и готовности к подвигу во имя спасения жизни других людей. Сюжет песни «Огромное небо» не выдуман поэтом. Это как бы короткий поэтический репортаж о последних 30 секундах жизни двух русских парней, военных летчиков, пожертвовавших собой ради спасения немецкого города. А жители Кубани, Смоленщины и города Ростова-на-Дону с гордостью могут сказать, что это еще и песня об их земляках - Борисе Владиславовиче Капустине и Юрии Николаевиче Янове. Песня с почти стенографической точностью рассказывает о подвиге, совершенном ими пасмурным днем 6 апреля 1966 года в небе над Берлином. Они служили в одной эскадрилье, оба были влюблены в небо и в свои серебристые крылатые машины. Оба много и с упоением летали, любили большие высоты и захватывающие дух скорости, от которых становилось вдруг необъяснимо радостно и хотелось подниматься все выше и выше, чтобы еще дальше заглянуть за горизонт. Оба были первоклассными военными специалистами. Парторг эскадрильи капитан Капустин слыл в части отменным летчиком. Это было отражено даже в его аттестаций: «Имеет ряд благодарностей командования за отличную технику пилотирования». А старшего лейтенанта Янова товарищи по службе считали «профессором» в штурманском деле. В его служебной характеристике говорилось: «В достижении цели смел и решителен. Серьезно готовится к каждому полету, независимо от его характера и важности. В воздухе спокоен, инициативен. Свой опыт выполнения полетных заданий активно передает товарищам». А еще они очень любили жизнь, а жить собирались долго и счастливо. Янов и Капустин жили рядом, и как-то уж заведено было, что перед тем, как идти на аэродром, Янов заходил к Капустину, а потом по узкой тропке через березовый лесок они шли на свою «работу». Так было и в этот день. Но с утра повисли над городом хмурые тучи, вылет несколько раз откладывался, и лишь после обеда позвонили наконец с аэродрома, предупредив, что часа через полтора надо быть готовыми к вылету. А минут десять спустя к Капустину зашел Янов. Борис Владиславович, что-то мастеривший своему сынишке-первокласснику Валерке, тут же все отложил в сторону, быстро собрался. Надев фуражку, он по привычке еще раз взглянул на себя в зеркало и увидел сзади сына. Валерка стоял, прижавшись щекой к дверной ручке, и грустно смотрел на отца: - Пап, не лети сегодня, а? Пошли в лес, я там цветочки видел. Маме нарвем. Борис Владиславович поднял сына на руки, заглянул ему в глаза: - Нет, сын. Не лететь я не могу. Служба такая, приказ. Вот когда вырастешь и будешь военным, поймешь. - Давай, сынок, договоримся так: ты сейчас делай уроки, а мы с дядей Юрой быстренько выполним наше важное боевое задание, а потом пойдем с тобой гулять. Честное слово. Согласен? - Согласен, - повеселел Валерка. - Только ты недолго, я буду ждать! Крылатая машина легко пробежала по бетонной ленте взлетной полосы и, мягко оторвавшись от земли, быстро набирая высоту, устремилась вверх. Следом за ней поднялся в воздух еще один самолет. Задача у летчиков в тот день была проста и обыденна - перегнать два самолета с одного аэродрома на другой. Проколов серую пелену тумана, стремительные машины вскоре поднялись над клубящейся пеной облаков, и сразу же в глаза летчикам ударило яркое весеннее солнце. Полет проходил нормально. Набрав высоту, самолеты выровнялись, взяли заданный курс. Лету до места посадки было не более получаса. Руки капитана Капустина расслабленно лежали на штурвале, а сам он изредка поглядывал на приборы, отмечая, сколько минут осталось до посадки. И вдруг резкий толчок бросил тела летчиков вперед, ремни парашюта врезались в плечи, отяжелела голова. Самолет ведущего пары внезапно клюнул вниз носом, и огромная скорость мгновенно разбила строй машин.

Летали, дружили
В небесной дали,
Рукою до звезд
Дотянуться могли.
Беда подступила,
Как слезы к глазам:
Однажды в полете


Мотор отказал. Летчики уже знали - произошло что-то с двигателями, но они летели над облаками и не могли пока видеть, что там внизу, под ними. Проваливаясь левым крылом, самолет все ниже и ниже спускался к рваным серым тучам, закрывшим землю. Но вот крылатая машина вынырнула наконец над густо населенной частью большого города. Это был Берлин. Капустин пристально смотрел вперед, туда, где ровные квадраты городских кварталов, прямые, как стрелы, улицы сливались с туманным горизонтом. Пилоту теперь было совершенно ясно, что долго продержать машину в воздухе не удастся, и капитан Капустин лихорадочно искал выход из опасной ситуации, стараясь определить, над какой частью города они летят и далеко ли отсюда до его окраин. Но город был огромен, он плыл под ними, красивый, многолюдный, с широкими площадями и улицами, высокими белокаменными зданиями, и даже с этой высоты, сколько ни вглядывался Капустин вдаль, не видел его конца. Летчик представил себе, что может произойти, если самолет рухнет на город. И сами собой в его сознании вдруг всплыли совсем другие картины...

И надо бы прыгать –
Не вышел полет,
Но рухнет на город
Пустой самолет,
Пройдет, не оставив
Живого следа,
И тысячи жизней
Прервутся тогда.

Самолет, огибая жилые кварталы города, уходил все дальше и дальше от домов, от людей. Но машина быстро теряла высоту и скорость и почти не слушалась рулей. Один западногерманский рабочий В. Шрадер позже вспоминал: «Я работал на 25-этажном здании, когда из мрачного неба вылетел самолет, я видел его на высоте примерно полторы тысячи метров. Машина начала падать, затем поднялась вновь, вновь падала и вновь поднималась. Так было трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолет».

Мелькают кварталы,
Но прыгать нельзя.
«Дотянем до леса, -
Решили друзья, -
Подальше от города
Смерть унесем.
Пускай мы погибнем,
Но город спасем».

Им все же удалось удержать машину в воздухе. С ревом пронесся терпящий бедствие самолет над берлинскими пригородами и скрылся за деревьями большого лесного массива. Капустин немного успокоился, главная опасность миновала, город остался позади. Но теперь надо было посадить машину. Куда? Как? Вдруг Борис Владиславович прямо по курсу увидел большое поле, а чуть в стороне, среди леса, озеро. «До озера навряд ли удастся дотянуть, - подумал он, - надо попытаться сесть на поле». Он уже приготовился к посадке, как всегда сосредоточился, поудобней ухватился за штурвал, но тут, к своему ужасу, заметил, что на этом поле движутся какие-то точки, много точек. «Люди, - осенила догадка, и капитан сразу вспомнил карту этого района Берлина. - Да это же кладбище, а на нем полно народа!» Капустин онемевшими от напряжения руками снова что есть силы потянул штурвал на себя. Теперь оставался единственный шанс - посадить самолет на озеро. Но до него еще надо долететь, на него еще надо вырулить. Капустин начал осторожно поворачивать штурвал, и машина стала медленно отклоняться в сторону стремительно приближающейся водной глади. Наконец, покачиваясь, она устремилась к озеру. Даже на этой небольшой высоте старший лейтенант Янов мог еще катапультироваться без риска для жизни. Остались на пленке самолетного магнитофона последние фразы летчиков. - Юра, прыгай, - спокойно приказал Капустин. - Я остаюсь, командир. Нет, не мог штурман выполнить этот приказ. Пожалуй, впервые он не подчинился воле командира, просто не мог оставить его одного в непослушной машине.

Стрела самолета
Рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва
Березовый лес...
Не скоро поляны
Травой зарастут...
А город подумал –
Ученья идут.

Водолазы, участвовавшие в поисковых работах, рассказывали представителям печати, что, когда сквозь толщу ила они добрались до пилотской кабины, увидели там и летчиков. Командир и штурман, как и во время полета, сидели на своих местах, в кислородных масках, с застывшими на рулях управления самолетом руками. Руками, спасшими тысячи человеческих жизней, спасшими город.

Звучит песня «Огромное небо» ( https://www.youtube.com/watch?v=TEAo1xclK0s)


Философский стих: «Человеку надо мало»

Зачем человек приходит в этот мир и чего он ждет от жизни? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, автор приходит к выводу, что, на самом деле, человеку нужно очень мало для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Речь идет не о признании, славе, материальном благополучии и удовлетворении собственных амбиций, а о простых человеческих ценностях, которые рано или поздно перевешивают чашу весов. Автор убежден, что для начала каждому из нас необходимо иметь одного настоящего друга и одного врага. Первый нужен для того, чтобы поддержать в трудную минуту и стать рядом, когда необходимо дать отпор недоброжелателям. Ну, а враг, по мнению поэта, заставляет человека развивать свои умственные и физические способности, двигаться вперед и достигать намеченных целей. Также для любого человека важно, чтобы у него была мать, которая будет любить своего ребенка, несмотря ни на что. И эта любовь является своеобразной путеводной звездой в жизни каждого из нас, она помогает не заблудиться в дебрях чувств и эмоций, указывая кратчайший путь к душевному равновесию.

Человек, по мнению поэта, настолько неприхотлив, что ему достаточно лишь услышать «после грома – тишину» и увидеть «голубой клочок тумана». Одна жизнь и одна смерть – это то, чем довольствуется каждый из нас и при этом все равно не теряет надежды стать счастливым.



АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ



В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии. Стихотворения Вознесенского наполнены звуковой энергией.



«Ты меня на рассвете разбудишь» (https://www.youtube.com/watch?v=XREAChoZw8o)



«Начни сначала»



«А ты меня помнишь?»



«Пообещайте мне любовь»



«Первый лед» («Плачет девушка в автомате») ( https://www.youtube.com/watch?v=BFfPKzoQlpo)



Стихотворение А.А. Вознесенского «Первый лед» — не­большая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения — «пер­вый лед». На протяжении развития сюжета этот образ пере­осмысливается. Сначала он воспринимается как обычное по­годное явление. Но затем метафора «первый лед телефонных фраз» подсказывает, что в стихотворении важен не холод приближающейся зимы, а лед, просочившийся в душу лири­ческой героини через ледяные нотки в голосе любимого, ко­торые девушка услышала по телефону. Финальные строки стихотворения завершают созданный автором образ на логи­ческой ноте: «Мерзлый след на щеках блестит — Первый лед от людских обид». Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и губная помада являются символами пробуждения в ней жен­ского начала, потребности любить и быть любимой.

Столкновение детской наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце авто­ра, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой — не может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против правды — суровой правды жизни. Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна ав­торская досада на то, что, столкнувшись с обидой, трогатель­ное и наивное существо очерствеет душой. Эпитет «первый» постоянно напоминает о том, что таких любовных разочаро­ваний может быть много на жизненном пути. Стихотворение заставляет вспомнить о ценности довери­тельных человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно восстановить.



К концу «оттепели» поэзия «шестидесятников» стала переживать кризис. Все лучшее осталось на рубеже 60-х. Но эффект, произведенный их явлением, был так силен, что инерция его еще долго сохранялась. Они небывало расширили состав поэтической, аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным явлением. Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляли приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям, дозволенным цензурой.

Отсюда сожаление о ненаписанном, несделанном, нерожденном («Плач по двум нерожденным поэмам» Вознесенского).

К середине 60-х годов, «громкая» поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады, заняв более скромное место в литературном процессе. Поэты-«шестидесятники» сейчас — признанные мэтры российской литературы.



Домашнее задание:

прочитать материал, который я сейчас сброшу, прочитать статью учебника - стр. 312-327