СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия Серебряного века русской литературы. Тематика и идейно-художественное своеобразие лирики.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлена методика проведения учебного занятия по дисциплине «Литература» с применением активных и интерактивных форм обучения и контроля. Занятие подготовлено для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 07.02.01 Архитектура.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия Серебряного века русской литературы. Тематика и идейно-художественное своеобразие лирики.»

Технологическая карта занятия

Дисциплина: ОДБ.02 Литература

Специальность: 07.02.01 Архитектура

Курс:1

Дата проведения: 17.01.2025

Тема: Поэзия Серебряного века русской литературы. Тематика и идейно-художественное своеобразие лирики.

Время проведения: 80 минут

Место проведения: учебная аудитория № 138

Цели: - составить общую характеристику поэзии Серебряного века в России;

- путём анализа стихотворений показать разницу в поэтике символизма, акмеизма, футуризма.

Задачи:

  1. Образовательные: расширить представление об основных течениях модернизма (символизм, акмеизм, футуризм); раскрыть суть теоретических положений данных течений Серебряного века, мировоззрение поэтов-представителей символизма, акмеизма, футуризма; выявить особенности поэтики основных течений модернизма; закрепить понятия «модернизм», «декадентство».

  2. Воспитательные: воспитывать у студентов интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, чувство эстетического отклика на произведения искусства, развивать интерес к поэзии Серебряного века, содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

  3. Развивающие: способствовать развитию у студентов навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения, навыков аргументированной связной монологической речи, воображения; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию умений эффективной работы в парах, малых группах, совершенствовать умения студентов выбирать главное, систематизировать, структурировать материал (создание таблицы).

Тип занятия: комбинированный.

Методика: слово преподавателя с элементами беседы, работа в парах, группах, изучающее чтение текста, заполнение таблицы, чтение стихотворений (преподавателем, подготовленным студентом), аналитическая беседа, работа с видеороликом, устное словесное рисование, выполнение практических заданий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портреты поэтов Серебряного века, выставка поэтических сборников поэтов Серебряного века.

Межпредметные связи: история, музыка, обществознание, русский язык.

Студент должен в соответствии с ФГОС СОО:

Предметные результаты: знать общую характеристику поэзии Серебряного века в России; уметь выделять основное в тексте.

Межпредметные: извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы; умение планировать собственную деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; применять полученные знания в практической деятельности, анализировать текст.

Личностные: формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Уровень освоения: продуктивный

Литература:

  1. Лебедева Ю. В. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1/ Ю.В. Лебедева. – 10-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 367 с.

Ход занятия

п/п

Этап занятия

Время (мин)

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационная часть

5

Ассоциативный круг

Отмечает отсутствующих, заполняет журнал, готовит к восприятию учебного материала.

Записывают в тетради тему занятия, составляют ассоциативный круг.

2

Актуализация опорных знаний

5

Эвристическая беседа

Подводит к теме и цели занятия

Отвечают на вопросы, делают выводы

3

Актулизация темы

5

Фронтальный опрос, лекция

Организует фронтальный опрос на определение уровня знаний по теме занятия, актуализирует материал

Отвечают на вопросы, записывают материал

4

Введение нового материала

10

Работа в парах, метод эксперимента

Организует и направляет, контролирует работу студентов

Работают в парах, выполняют задание

5

Изучение нового материала

10

Работа в группах, работа с термином. Объяснительно-иллюстративный.

Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией презентации, помогает заполнять таблицу.

Записывают материал лекции, анализируют предъявляемый материал, отвечают на вопросы преподавателя, делают выводы, заполняют таблицу.

6

Закрепление нового материала

25

Репродуктивный. Взаимообучение, творческий эксперимент

Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует её.

Выступают с материалом из таблицы, презентуют свою работу, записывают новый материал.

7

Рубежный контроль

10

Фронтальный опрос

Задает вопросы по новому материалу, проверяет усвоение основных понятий, проверяет выполнение заданий.

Отвечают на вопросы

8

Рефлексия

5

Проблемный, творческая работа

Предлагает студентам оценить степень достижения целей

Обобщают новый материал, оценивают индивидуальную степень достижения цели, причины возникших затруднений.

7

Итоги занятия

5


Оценивает работу группы, выставляет отметки.

Записывают задания на дом, участвуют в оценивании

Общее время занятия (мин.)

80

Задание на дом:

1)Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов Серебряного века.

На выбор: 2) На бумаге формата А-4 (А-3) проиллюстрировать (рисунок, коллаж и пр.) одно из стихотворений Серебряного века и выполнить анализ средств художественной выразительности в нем.

Или 2) Написать эссе «Хотел бы я жить в Серебряном веке?»

Дополнительно (по желанию) – создать страничку одного из поэтов Серебряного века в соц.сети (заполнить всю информацию на странице, опубликовать несколько постов от его имени).


Конспект занятия

  1. Организационная часть.

Преподаватель: Добрый день, уважаемые студенты! Все ли готовы к занятию, к путешествию за новыми знаниями? (Отмечает отсутствующих на данном занятии.) Предлагаю начать наше занятие с создания общего ассоциативного куста к слову «серебряный».

Студенты (предполагаемые ответы): Сверкание, сияние, звонкость, изысканность, хрупкость, прозрачность, мгновенность, отблески, блеск, мерцание, загадочность, шёпот, магия, дымка, голоса…

Преподаватель: Как думаете, какое отношение серебро имеет к литературе?

  1. Актуализация опорных знаний.

Преподаватель: В конце XIX века в экономической и политической сферах России наметился определённый застой. Но затем последовали социальные и экономические кризисы. Давайте вспомним хронику ключевых событий эпохи (на доске даты, а события называют студенты):

  • 1904-1905 – русско-японская война

  • 1905 – первая русская революция

  • 1914 – начало Первой мировой войны

  • 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.

Человек той сложной и напряжённой эпохи осознавал, что живёт в особенное время. Он предчувствовал надвигающуюся катастрофу и находился в состоянии растерянности и беспокойства. Роковое одиночество вызывало у него чувство безысходности. Именно это сложное и неоднозначное время подарило миру Серебряный век русской культуры.

В определении хронологических границ этого явления до сих пор возникают противоречия. Одни считают, что Серебряный век начался в 10-е годы 20 века и закончился «с революцией». Другие определяют этот период 90-ми годами 19 века и 17 годом 20-го. В этой эпохе, именуемой Серебряным веком, ведущее место заняла поэзия [5].

Итак, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня? Как сформулируем тему нашего занятия, цели? (слайд 1)

Студенты: (предполагаемые ответы): Серебряный век русской поэзии.

Студенты записывают тему.

  1. Актуализация темы.

Преподаватель: Сам термин «Серебряный век» является весьма условным. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века» (1962) вошло в литературный оборот окончательно [1]. (слайд 2)

Преподаватель: Какой смысл вкладывается в понятие «Серебряный век»? Почему появилось это образное название?

Студенты (предполагаемые ответы): Термин Серебряный век появился по аналогии с золотым веком. Эпитеты «золотой», «серебряный» имеют значение не степени качества, не определенного творческого уровня («Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой – люди друг друга стоят». Н. Оцуп [7]).

  1. Введение нового учебного материала

Преподаватель: Сравним два стихотворения «Золотого» и Серебряного века – «К***» («Я помню чудное мгновенье») А.С. Пушкина и «Смычок и струны» И.Ф. Анненского. (слайд 3)

  • Какой теме посвящены эти стихотворения? Одинаковое ли настроение создается у нас при их восприятии? (слайд 4)

Студенты (предполагаемые ответы): Главная идея стихотворения А.С. Пушкина – светлая память о любви и радость от неожиданной встречи с тем, что казалось утраченным навсегда. Автор передаёт эту мысль постепенно, с нарастающим движением. Сначала мы видим нежное и грустное воспоминание, затем – горестное осознание утраты, а в конце – взрыв радости и восторга.

В поэтическом мире И.Ф. Анненского человек стремится преодолеть своё одиночество, слиться с миром и с родственными душами. Но вновь и вновь он переживает трагические сомнения в возможности счастья. Это происходит, прежде всего, из-за того, что он не может избавиться от бремени собственного сознания. Мгновение гармонии – будто кратковременный мираж на фоне «темного бреда» повседневности.

Преподаватель: Посмотрите на раздаточный материал (приложение 1). Заполните пропуски. Работу выполните в парах.

«Золото» и «Серебро» русской поэзии (слайд5)

Солнце



Ночь

Гармония



Внутреннее смятение

Радость к жизни


Слова для подсказок: дисгармония, Луна, открытость, разочарование, день.

- Что у вас получилось? Какой вывод вы можете сделать?

Студенты (предполагаемые ответы): В конце 19 и начале 20 веков в обществе было много изменений. Люди искали ответы на разные вопросы. Художники и другие творческие люди старались понять, что происходит, и выразить это в своих работах.

Преподаватель: Итак, мы погружаемся в удивительный мир, полный новых возможностей и ярких красок – «Серебряный век». В это время появляется множество талантливых поэтов и литературных течений. Их часто называют модернистскими или декадентскими.

Понятие «серебряный век» связано прежде всего со этими терминами: (слайд 6)

ДЕКАДЕНТСТВО (упадок) – явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний [2].

МОДЕРНИЗМ – (новейший, современный) совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм [4].

В широком смысле модернизм — «другое искусство». Основная задача этого искусства – создание уникальных произведений, которые отражают внутреннюю свободу автора и его уникальное восприятие мира. Эти произведения обогащают язык искусства новыми выразительными средствами. Искусство становится инструментом, который меняет мир.

В тетради студенты фиксируют схему «Литературные направления» (прил.2)

  1. Изучение нового материала.

Преподаватель: В модернизме развиваются 3 основных течения – символизм, акмеизм, футуризм, представители которых пытаются по-своему, по-особому раскрыть мир и преподнести это видение читателю.

Наша задача – охарактеризовать новые литературные течения, возникшие на рубеже 19-20 веков в поэзии, и их художественные особенности.

Итак, Вы разделитесь на 3 группы, каждая из которых будет представлять определенное течение Серебряного века: символизм, акмеизм или футуризму.

Группа разделена на 3 команды: символизм, акмеизм, футуризм.

Группам раздаются таблицы для заполнения (приложение 3) и информационные карточки (приложение 4, 5, 6), в которых собраны основные положения символизма, акмеизма, футуризма и даны контрольные вопросы. Каждая группа работает с карточками: студенты читают текст с карандашом, отмечая важнейшие факты, оформляют свою графу в таблице. Ключевые вопросы, данные в карточках, нацеливают учащихся на поиск главной информации. Заполненная графа таблицы (приложение 3) – результат работы групп. Затем группы презентуют свою работу, слушатели параллельно заполняют пустые графы таблицы (прил.3).

  1. Закрепление нового материала

1 группа раскрывает принципы символистов (приложение 4), опираясь на ключевые вопросы. Студенты заполняют графу в таблице (прил 3.)

Чтение и анализ стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Я мечтою ловил ухоящие тени...» (на экране).

Преподаватель: Чтобы почувствовать особенности поэзии символизма, я предлагаю вам послушать стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта, которое считают гимном символизма.

Установка перед чтением (преподаватель): Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: «Это поэзия, в которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…» [6].

Вопросы на слайде 7:

Какие образы-символы вы увидели?

Какие ассоциации у вас возникли?

Какие звуки создают настроение стиха?

Стихотворение звучит в исполнении мастеров слова (запись).

Студенты (предполагаемые ответы): В стихотворении К.Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» можно заметить, что автор стремится не только к внешней красоте, но и к более глубокому пониманию мира. Он описывает своё стремление к свету и желание познать истину. Автор описывает свой путь к истине, который полон опасностей и испытаний. Он сравнивает свой путь с мостом, который может рухнуть в любой момент. Каждый шаг – это риск, но автор продолжает идти вперёд, не останавливаясь.

Чем ближе он приближается к своей цели, тем яснее видит то, к чему стремится. Он видит истину, которая освещает его путь. Несмотря на то, что вокруг него уже наступила ночь, он видит свет, который освещает его путь. Он узнал, как ловить уходящие тени, и продолжает идти вперёд.

В последней строфе автор говорит о том, что он достиг своей цели и познал истину. Он нашёл то, что искал.


2 группа раскрывает позицию акмеистов (приложение 5), опираясь на ключевые вопросы, фиксируют работу в таблице (приложение 3)

Чтение и анализ стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи». Стихотворение читается ранее подготовленным студентом.

Вопросы на слайде 8:

-Почему так называется стихотворение?

-Каковы внутренние переживания героини?

-Через какие детали передается тяжелое душевное состояние?

-Какие признаки акмеизма вы заметили в этом произведении?

Студенты (предполагаемые ответы): Лирический конфликт в стихотворении связан с разрывом отношений между героиней и ее возлюбленным.

Это стихотворение о любви, о несбывшихся надеждах, о трагедии прощания, расставания навеки. Лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Чувства героини, ее состояние передаются через детали внешнего мира. Смятение героини передано через жест – перчатка надета не на ту руку.

Душевное состояние героини передается через восприятие ею окружающего мира: она видит много ступеней, слышит в шелесте листьев прощание с жизнью, свеча в спальне горит «равнодушно-желтым огнем». Эмоциональность речи передается через эллипсис – пропуск слов, смысл которых восстанавливается из контекста.

Преподаватель: А сейчас нас ждет творческое задание. Перед вами текст стихотворения Николая Гумилева «Портрет» с пропущенными эпитетами (приложение 7). Что такое эпитет? Ваша задача – почувствовать себя поэтами и подобрать свои эпитеты, вписать их в текст. Работаем в парах 2-4 минуты.

Портрет

Лишь ____________бархат, на котором

Забыт ___________ алмаз,

Сумею я сравнить со взором

Ее почти ___________глаз.


Ее _______________ тело

Томит _____________белизной,

Как лепесток сирени ___________

Под _____________ луной.


Пусть руки _________________,

Но кровь в них так же горяча,

Как перед образом Марии

________________ свеча.


И вся она легка, как птица

______________ ясною порой,

Уже готовая проститься

С _ северной страной.


Преподаватель: Что у вас получилось? Кто хочет прочесть свой вариант? Молодцы! Легко ли быть поэтом, создавать литературные произведения?

Преподаватель читает стихотворение Николая Гумилева «Портрет».

Преподаватель: Итак, что же такое любовь у Гумилева-акмеиста? – это… прекрасное чувство, преклонение перед женщиной.

.

3 группа раскрывает позицию футуристов (приложение 6), опираясь на ключевые вопросы, заполняет таблицу (прил.3)

Преподаватель: Один из самых известных поэтов-футуристов – Владимир Маяковский. Я предлагаю вам охарактеризовать особенности поэтики футуризма на примере его стихотворения «А вы могли бы?»

Студенты слушают чтение стихотворения В.Маяковского (запись).

Студенты (предполагаемые ответы): Стихотворение проникнуто настроением подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё, он первооткрыватель. Он «смазал» одним движением всё рутинное, привычное, сонное и скучное. «Карта будня» - это метафора, которая воплощает в себе обыденность. Герой не хочет с ней мириться: «плеснувши краску из стакана», он преображает реальность. В этом и состоит его задача как художника. Он призван бороться со всем, что прочно вошло в быт и сознание человека, он должен открыть людям глаза, показать им прекрасное. В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня – океан, чешуя рыбы (вывеска) – зов губ, водосточная труба –  флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации. Волей творческого воображения художник может преобразовать окружающий мир.

Релаксация (слайд10).

Демонстрируется видеоклип песни на стихи М.Цветаевой «Я тебя отвоюю»

Исполнение И.Алегровой https://dzen.ru/video/watch/66e2b8dbeb6be12baed9b409?sid=-7019956384575986723

Или

Исполнение искусственным интеллектом https://dzen.ru/video/watch/674b7a82a2aaa0184f1ae65f?sid=-7019956384575986723

Студенты слушают песню, смотрят клип.

Преподаватель: Вы слушали песню на стихотворение поэта Серебряного века Марины Цветаевой «Я тебя отвоюю», написанного в 1916 году. Марина Цветаева жила и творила в Серебряном веке, но ни к одному из поэтических течений себя не относила.

  1. Рубежный контроль.

Проверка уровня восприятия услышанного: литературоведческий (кроссвордный) диктант.

Преподаватель: Сейчас мы с вами напишем небольшой литературоведческий диктант. Я зачитываю определение, а вам необходимо заменить его одним словом (по принципу кроссворда).


1. Это слово означает «современный», «новейший». Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. (Модернизм)

2. Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. («Серебряный век»)

3. Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. (Символизм)

4. Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Футуризм)

5. Это слово означает «упадок», «обречённость». (Декадентство)

6. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могла бы послужить следующяя цитаты из статьи поэта Серебряного века? 

«Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности» (акмеизм). Высказывание принадлежит М. Кузмину, статья «О прекрасной ясности», появившаяся в 1910 году в журнале «Аполлон».

  1. Рефлексия.

Преподаватель: Эпоха русского Серебряного века оказалась непродолжительной: ей было отведено около трёх десятилетий. Однако за это время появилось множество новых имён, было создано немало уникальных произведений, изобретены и опробованы поэтические приёмы, которых хватило бы на целое столетие.

Какие открытия сделали вы для себя на этом уроке?

Транслируется видеоролик «Портреты «Серебряного века» (слайд 11).

https://yandex.ru/video/preview/12814568911350095669

  1. Итоги занятия. Выставление оценок. Домашнее задание.

Преподаватель: Сегодня мы сделали попытку совместно составить мозаичное полотно, прикоснувшись к одному из уникальнейших моментов в жизни нашей страны – Серебряному веку.

(Если позволяет время) Давайте попробуем совместно составить небольшую творческую работу в форме даймонда (небольшое стихотворение из семи строк, соствавленное по определенной схеме), взяв за основу слова «классицизм» - «модернизм».

Выставление оценок с комментариями. Студенты принимают участие в подведении итогов занятия, в выставлении оценок.

Домашнее задание (слайд 12):

1)Выразительное чтение наизусть 1 стихотворения поэтов Серебряного века.

На выбор:2) На бумаге формата А-4 (А-3) проиллюстрировать одно из стихотворений поэтов Серебряного века и выполнить анализ средств художественной выразительности в нем.

Или 2) Написать эссе «Хотел бы я жить в Серебряном веке?»

Дополнительно (по желанию) – создать страничку одного из поэтов Серебряного века в соц.сети (заполнить всю информацию на странице, опубликовать несколько постов от его имени).

Звонок.