Семинар 10.11.2017 г.
Почему тема «Исследовательский этап как часть творческого проекта» рассматривается в первом полугодии, а не в четвертой четверти, что соответствовало бы календарному тематическому планированию? Почему именно этот этап, а не учебное проектирование вообще?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к стандарту общего образования второго поколения (ФГОС), где отмечается, что приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса [5]. А в программах по технологии проекту отводится ведущая роль[1]. Именно на уроках технологии лучше всего и качественнее можно реализовать это требование. Научно-технический прогресс неизбежно влечет за собой изменения в различных сферах жизни общества, в частности, в образовании. Мы и наши дети должны быть готовы к жизни в быстро меняющихся условиях, уметь эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, проявлять творческий подход [4].
Именно исследовательская деятельность способствует формированию у обучающихся умения работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией); навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта, работы и делового общения в группе [3].
Таким образом, через исследовательский этап проекта в доступной форме мы увлекаем и вовлекаем школьников в познавательную деятельность, побуждаем их к самостоятельному изучению новой темы, новым приемам обработки материала и информации, а значит и умению адаптироваться к быстро изменяющимся условия жизни и научно-техническому прогрессу.
Рассматривая же исследовательскую деятельность в контексте творческого проекта учащегося, необходимо отметить, что на практике часто искажается сам смысл творческой деятельности, исключается самое важное звено проектной деятельности – исследовательское, и она сводится к обычной практической работе, пусть даже тщательно спланированной и достаточно самостоятельной. Мы придерживаемся точки зрения, которая рассматривает исследовательский этап как неотъемлемую часть учебного (творческого) проекта. Учебный проект - в понимании учителя, творческий проект - в понимании учащегося. Учебный проект содержит исследование, но почему необходимо на это акцентировать внимание и почему исследование является таким важным этапом?
Вначале определим, что входит в проектную деятельность и попробуем представить учебный проект для школьника в короткой формулировке, доступной в первую очередь для самого обучающегося:
1. Проектные работы (учебное проектирование)
- поисково-исследовательский этап [6,с.187] (Глозман Е.С.)
- выбор и обоснование темы проекта [7,с.111] (Казакевич В.М.)
2. Конструкторский этап
3. Технологический этап
4. Защита проекта.
Таким образом, можно увидеть, что несмотря на различия в интерпретации первого этапа, в них есть общая цель – поиск идеи творческого проекта. Именно этот этап и содержит главным образом исследовательский компонент проекта.
Нет сомнения, что каждый из вас отметил, что первый пункт «Проектные работы (учебное проектирование)» не раскрыт полностью. Если мы раскроем этот этап в соответствии с потребностью привлечения учеников к самостоятельной деятельностьи в соответствии со стандартами общего образования(ФГОС), тогда самостоятельная работа над разрешением проблемы и получением конкретного результата становится одним из видов деятельности, в которой присутствует исследование.
Теперь посмотрим на развернутый вариант первого этапа учебного проекта со стороны преподавателя:
1. Проектные работы (учебное проектирование):
а) погружение школьников в творческое проектирование;
б) поиск идеи творческого проекта;
в) выбор и обоснование идеи проекта.
В таком варианте определены виды деятельности - погружение, поиск, выбор и обоснование, которые превращают учебный проект в исследование. Почему исследование? В проектную деятельность входят: а) самостоятельная работа над разрешением проблемы б) получение конкретного результата и его публичное предъявление. Эти виды деятельности присущи исследованию [2].
Рассмотрим этапы самостоятельной работы обучающегося с позиции преподавателя.
Для этого необходимо вначале учителю самому «проложить тропинку», которая будет пошагово вести школьника к достижению своей пока еще не осознанной цели.
Расставим последовательно эти "шаги" или этапы:
1)формулирование проблемы
2)постановка задачи –
3)проведение исследования –
4)определение критериев –
5)выработка альтернативных идей –
6)анализ и выбор по критериям лучшей идеи –
7)разработка лучшей идеи –
8)планирование изготовления согласно лучшей идее –
9)изготовление объекта проектирования –
10)испытание и оценка –
11) Защита проекта и последующая его самооценка.
В итоге выстраивается схема, согласно которой ученик и учитель становятся участниками общего процесса и, проходя последовательно этапы с 1-го по 7-ой, учащиеся с неизбежностью освоят опыт исследования, испытают переживания, которые сопутствуют творчеству.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть следующее:
- во-первых, исследование является важнейшим звеном учебного проекта, без которого не будет собственно творческого проекта;
- во-вторых, при организации учебного проектирования особое внимание необходимо заострить на начальном этапе - этапе поиска идеи проекта, где и сосредоточена творческая, исследовательская деятельность;
- в-третьих, для вовлечения учащихся в поиск идеи проекта необходимо использовать специальные методические приемы, упражнения, стимулирующие творческую мысль, воображение, фантазию;
- в-четвертых, логично начинать работу над творческим проектом (исследовательский этап) не в первой четверти, а во втором полугодии, как создание фундамента, что позволит обучающимся в первой четверти следующего учебного года завершить проект, пройдя конструкторский и технологический этапы;
- в-пятых, целесообразно включать исследовательские задания в уроки при изучении различных тем на теоретических и практических занятиях с целью подготовки учащихся к исследовательской деятельности.
Литература
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студ. пед. вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Пахомова О.Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников. – СПб.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007, №45. – с. 407-409.
Екимова М.М. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры. – Актуальные задачи педагогики: материалы V международной научной конференции (Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Молодой ученый, 2014. – с. 111-113.
Глозман Е.С. Технология. Технический труд. 5 класс : учеб. для гор. общеобразоват. Учреждений / Е.С. Глозман. – 5-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2012. – 207 с с. : ил.
Технология. 6 кл. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 6 класс» / под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа. 2015. – 127, [1] с. : ил.
Приложения
План проведения открытого урока(ов) (Мастер-класс) по теме: «Исследовательский этап как часть творческого проекта»
№ п/п | № этапа | Содержание урока | Время | Примечание |
1 | 6кл | Организационный момент (приветствие, деление на группы по 3 чел.) | 1 мин. | |
2 | | Объяснение учителем темы занятия – «Исследование изделия с целью устранения недостатков и увеличения достоинств исследуемого изделия» | 1 мин. | |
3 | 1 | Объяснение задания *Цель - найти недостатки и достоинства в изделии *Выставить оценку предлагаемым изделиям (оценка изделия по 10-ой системе) *Выделить коэффициент - доминант при исследовании изделия *Выделить наиболее понравившееся изделие в итоге обсуждения *Ознакомление с раздаточным материалом (матрица) | 1 мин. | Включить слайд с примерами изделий и «матрицей» |
4 | 2 | Самостоятельная работа в группах (оценка изделия по 10-ой системе) – 1-й экземпляр | 3 мин. | |
5 | 3 | *Условие выступления – 1мин. *Объявление оценок и их краткое обоснование | 5 мин. | Внесение оценок в матрицу по группам на экране |
6 | 4 | Объяснение задания: * Цель - «Исследование изделия с целью устранения недостатков и увеличения достоинств исследуемого изделия» *Предложить свой вариант изделия, устранив выявленные недостатки и улучшить (добавить) достоинства *Поменять свою оценку в матрице, вписать результаты исследования в графу «Моя идея». | 1 мин. | |
7 | 5 | Самостоятельная работа в группах | 3 мин. | |
8 | 6 | Изложение итога работы группы: *Варианты изменения изделия для достижения поставленной цели - («Исследование изделия с целью устранения недостатков и увеличения достоинств исследуемого изделия») *После выступления каждой группы – вопрос к участникам семинара (учителя, ученики) – «Группа выполнила задание? Ответ: 1. Выполнено (Да) 2. Недоработано (Почти) 3. Не выполнено (Нет) *На уроке – обязательно выслушать мнение школьников | 5 мин. | |
9 | 8кл. | Организационный момент *смена классов *приветствие (лицом к учителям) *разделение на группы | 2 мин. | |
10 | | Объяснение учителем темы занятия – «Разработка оригинальной идеи для варианта темы творческого проекта» | 1 мин. | |
11 | 1 | Объяснение задания * Цель: 1. Исследование различных предлагаемых изделий, их достоинств и недостатков; 2.Итог работы - создание нового изделия, удовлетворяющего потребностям семьи и ребенка(школьника). * Рассмотреть предлагаемые изделия и внести наиболее понравившиеся в нижний ряд «Пирамиды идей» 3. Ознакомить с раздаточным материалом: * Бланк – «Пирамида идей» * Бланк – «Матрица» | 1 мин. | На экране проектора слайды: 7-10 изображений изделий, часто используемых семьей и школьниками в домашней обстановке, на отдыхе или в других ситуациях (на улице, на природе и т.п.) |
12 | 2 | Самостоятельная работа в группах | 1мин. | |
13 | 3 | Задание – агглютинация (объяснить понятие) по восхождению на пирамиду до вершины | 4 мин. | |
14 | 4 | *Вписать в «Матрицу», в №№ идей, выбранные изделия *Расставить оценки в соответствии изделия критериям *Расставить оценки своему изделию в графе «Моя идея» (система оценки – 10 б.) | 3 мин. | |
15 | 5 | *Выступление группы (1 мин.) **После выступления каждой группы – вопрос к участникам семинара (учителя, ученики) – Группа выполнила задание? Итог работы - создание нового изделия, удовлетворяющего потребностям семьи и ребенка(школьника). Ответ: 1. Выполнено (Да) 2. Недоработано (Почти) 3. Не выполнено (Нет) | 6 мин. | Слайды: *Варианты изделий *Матрица |
16 | | Выход учеников | 1 мин. | |






4