1 | Мотивация, самоопределение к деятельности Цель: создать положительную мотивацию на урок | Организационный момент (1 мин) Приветствие учащихся. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу, создает благоприятные условия для учебной деятельности на уроке. Слайд 1 Ребята я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей друзья за дело. - Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? - Тогда начнем наш урок. | Приветствие учителем учащихся. | Построение класса, рапорт командира класса, приветствие учителя. Ученики включаются в учебный процесс. Планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками. |
2 | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. | Проверка д.з. (9 мин) Вызов на побуждающий Диалог. Вопросы учителя: Ребята скажите какую оболочку Земли мы с вами изучаем на протяжении целого ряда уроков? слайд 2 Давайте с вами вспомним, что это за оболочка, что мы уже знаем о ней? Какие газы составляют атмосферу? слайд 3 Что ещё помимо газов содержит атмосфера? Из каких слоёв состоит атмосфера каковы её границы? Слайд 4 Что мы уже с вами знаем о атмосфере и её показателях? Что мы знаем о температуре воздуха в атмосфере? Каким образом изменяется температура воздуха в атмосфере? Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется? Что такое ветер? Причины его возникновения? Слайд 5 Что вы видите на экране? Что это за чертёж? Какую информацию мы можем получить из розы ветров? Ребята, а откуда на небе берутся облака? Слайд 6 Какие виды облаков вы знаете? Слайд 7 | Фронтальный и письменный опрос по пройденному материалу. Учащимся раздаются карточки с дифференцированными заданиями, ведётся диалог с оставшейся группой учащихся. Опрос тоже происходит дифференцированно. Более лёгкие вопросы задаются учащимся с более низким уровнем знаний. Дополнить ответ или скорректировать его предлагается более сильным учащимся. | Учащиеся выполняют задания на карточках письменно. Примерные ответы учащихся: Учащиеся называют оболочку: АТМОСФЕРА Это газовая оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов. Азот 78% Кислород 21% Другие газы 1% Пыль, влагу, пыльце растений… - тропосфера - стратосфера - мезосфера - термосфера - экзосфера Нижняя граница поверхность суши и воды, верхняя не чёткая. Приблизительно на высоте 3000 км атмосфера постепенно переходит в космос. Мы изучили температуру воздуха, атмосферное давление, ветер и влажность воздуха. Воздух нагревается от поверхности Земли. Температура воздуха изменяется с высотой. На 6 градусов с каждым километром. Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела. Давление понижается с высотой. Перемещение воздуха вдоль поверхности Земли. Происходит из-за разницы в атмосферном давлении. Это роза ветров. Какой ветер и в каком направлении дул, был ли штиль. При нагревании солнцем поверхности Земли с неё испаряется влага и вместе с тёплым воздухом поднимается вверх. Охлаждаясь, влага образует облака. Кучевые, перистые, слоистые … |
3 | Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; Формирование эмоционально личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; | Актуализация знаний, постановка цели урока (2 мин) Ребята скажите, а собираясь в школу или погулять при выборе одежды и обуви вы интересуетесь тем, что происходит на улице? На что вы обращаете внимание? На какие показатели вы обращаете внимание? (обсуждая с детьми вопросы учитель записывает ключевые слова на доске) Каким словом мы всё это объединяем? Отлично! А всегда ли погода одинакова? Давайте попробуем с вами определить тему урока и цели нашего сегодняшнего урока. Слайд 8 Можете ли вы объяснить причины изменения погоды? Усвоение новых знаний (15 мин) Учитель вместе с учащимися обсуждает народные приметы о погоде. Слайд 9 Учитель посредством наводящих вопросов подводит диалог с детьми к определению понятия погода и определению свойств погоды. Слайд 10 Обсуждение с детьми метеорологических элементов. Что мы можем увидеть и зафиксировать дома, а для чего нужны специальные приборы. Слайд 11 Обсуждение с детьми изменений погоды. К чему приводят те или иные изменения. Слайд 12 Выявление, посредством диалога с детьми, главной причины изменения погоды. Слайд 13 Учитель рассказывает о метеорологических явлениях и их причинах. Слайд 14-16 Диалог с детьми о важности наблюдения за погодой. Слайд 17 В процессе беседы с детьми выявляются показатели погоды и приборы для их определения. Слайд 18 Рассказ учителя о том, как и с помощью чего ведут наблюдения за погодой. Слайд 19, 20 Учитель обращает внимание на то, при помощи каких значков фиксируют показатели погоды. Слайд 21 Учитель знакомит детей с синоптической картой, рассказывает, как она устроена и что на ней можно увидеть. Слайд 22 Учитель рассказывает о прогнозе погоды и его видах. Слайд 23, 24. Учитель напоминает детям о важности наблюдения з погодой особенно за опасными природными явлениями. Слайд 25 | «ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ» На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. Определение темы урока и целей урока (4 мин) | На температуру, осадки, ветер… Погода. Нет. Она постоянно меняется. Тему урока и цель формулируют сами учащиеся, определив границы своего знания и незнания. При помощи учителя формулируют тему и цель к уроку, записывают в тетрадь. (Дети, пользуясь своими знаниями и жизненным опытом пытаются объяснить причины изменения погоды. Возможно, испытывают некоторые затруднения) Рассматривают слайд, вспоминают народные приметы. Дети записывают в тетрадь определение погоды и её свойства. Ведут диалог с учителем Ведут диалог с учителем Ведут диалог с учителем Дети слушают учителя Ведут диалог с учителем. В процессе диалога высказывают своё мнение. Называют известные им приборы, выясняют информацию о тех, которые не знают. Работа с учебником. Изучение условных знаков используемых при фиксации показателей погоды. Ведут диалог с учителем. В процессе диалога высказывают своё мнение |
4 | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения знаний и способов деятельности, обеспечить более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установления логической связи между новым и ранее изученным материалом. | Закрепление материала( 8 мин) Слайд 27-30 Учитель объясняет этапы выполнения работы. Во время практической работы учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Учитель контролирует выполнение учащимися практической работы. | Слайд 26 Учитель объясняет, как работать с раздаточным материалом. Нацеливает детей на работу в парах. Озвучивает тему практической работы, помогает детям сформулировать цель работы. | Дети формулируют цель работы. Дети приступают к выполнению работы. На этапе выполнения работы учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
5 | Подведение итогов урока, рефлексия Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Подведение итогов (3 мин) Рефлексия(2мин) Слайд 31-33 Домашнее задание (1 мин) Слайд 34 | Учитель раздаёт детям карточки рефлексии, «мишень успеха» и смайлики для оценки детьми урока. Объясняет детям, как с этим работать. Учитель даёт домашнее задание (задание дифференцированно), объясняет, что нужно сделать. | Заполняют карточки рефлексии, оценивают свою работу на уроке, оценивают урок. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей |