СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров."

Просмотр содержимого документа
«Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров»

Технологическая карта

ФИО учителя: Аксенова Татьяна Валерьевна

Предмет: география

Класс: 6 «а» 

Тема урока (по КТП) Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа "Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров"

Тип урока: общеметодологическая направленность Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Дата проведения урока: 26.01.2024 г.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание важности показателей погоды, их влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения количественных характеристик погоды.

Метапредметные: Коммуникативные: формирование умений работать в парах

Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Формирование ИКТ-компетентности -работать с информацией, представленной в разных видах (таблица, карта)

Работать с учебником, данными календаря наблюдений за погодой.

Предметные: давать определение терминов, понятий по тематике урока; называть характеристики погоды; свойства воздушных масс; объяснять причины изменения погоды; характеризовать свойства воздушных масс; объяснить причины изменения погоды; определять последовательность действий при наблюдении за погодой; проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников информации: картографических, статических; составлять описание погоды

Средства обучения: учебник, тетрадь, атлас, мультимедийная интерактивная панель, данные календаря погоды, синоптическая карта.













Характеристика этапов урока:



Название и цель этапа урока

Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Мотивация, самоопределение к деятельности

Цель: создать положительную мотивацию на урок



Организационный момент

(1 мин)

Приветствие учащихся.

Учитель проверяет готовность

учащихся к уроку, настраивает на работу, создает благоприятные

условия для учебной деятельности

на уроке.

Слайд 1

Ребята я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?

- Тогда начнем наш урок.

Приветствие учителем учащихся.









Построение класса, рапорт командира класса, приветствие учителя.

Ученики включаются в учебный

процесс.

Планирование учебного сотрудничества с

учителем и с одноклассниками.


2

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.



Проверка д.з. (9 мин)
















Вызов на побуждающий Диалог.

Вопросы учителя:

Ребята скажите какую оболочку Земли мы с вами изучаем на протяжении целого ряда уроков?

слайд 2

Давайте с вами вспомним, что это за оболочка, что мы уже знаем о ней?


Какие газы составляют атмосферу?

слайд 3

Что ещё помимо газов содержит атмосфера?






Из каких слоёв состоит атмосфера каковы её границы?









Слайд 4

Что мы уже с вами знаем о атмосфере и её показателях?


Что мы знаем о температуре воздуха в атмосфере?

Каким образом изменяется температура воздуха в атмосфере?



Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется?







Что такое ветер? Причины его возникновения?





Слайд 5

Что вы видите на экране? Что это за чертёж?


Какую информацию мы можем получить из розы ветров?



Ребята, а откуда на небе берутся облака?

Слайд 6






Какие виды облаков вы знаете?

Слайд 7


Фронтальный и письменный опрос по пройденному материалу. Учащимся раздаются карточки с дифференцированными заданиями, ведётся диалог с оставшейся группой учащихся. Опрос тоже происходит дифференцированно. Более лёгкие вопросы задаются учащимся с более низким уровнем знаний. Дополнить ответ или скорректировать его предлагается более сильным учащимся.
































Учащиеся выполняют задания на карточках письменно.















Примерные ответы учащихся:

Учащиеся называют оболочку: АТМОСФЕРА



Это газовая оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов.


Азот 78%

Кислород 21%

Другие газы 1%

Пыль, влагу, пыльце растений…


- тропосфера

- стратосфера

- мезосфера

- термосфера

- экзосфера

Нижняя граница поверхность суши и воды, верхняя не чёткая. Приблизительно на высоте 3000 км атмосфера постепенно переходит в космос.


Мы изучили температуру воздуха, атмосферное давление, ветер и влажность воздуха.


Воздух нагревается от поверхности Земли.

Температура воздуха изменяется с высотой. На 6 градусов с каждым километром.


Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела.

Давление понижается с высотой.



Перемещение воздуха вдоль поверхности Земли. Происходит из-за разницы в атмосферном давлении.



Это роза ветров.


Какой ветер и в каком направлении дул, был ли штиль.


При нагревании солнцем поверхности Земли с неё испаряется влага и вместе с тёплым воздухом поднимается вверх. Охлаждаясь, влага образует облака.


Кучевые, перистые, слоистые …


3

Освоение новых знаний и способов деятельности

Цель: формирование программных

знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование

мыслительных операций; Формирование

эмоционально личностного

отношения к явлениям

окружающего мира,

формирование интересов и

склонностей, переживание тех

или иных чувств, воспитанию

положительного отношения к

знаниям, к процессу учения;



Актуализация знаний, постановка цели урока (2 мин)



Ребята скажите, а собираясь в школу или погулять при выборе одежды и обуви вы интересуетесь тем, что происходит на улице?

На что вы обращаете внимание? На какие показатели вы обращаете внимание?

(обсуждая с детьми вопросы учитель записывает ключевые слова на доске)

Каким словом мы всё это объединяем?

Отлично! А всегда ли погода одинакова?

Давайте попробуем с вами определить тему урока и цели нашего сегодняшнего урока.





Слайд 8

Можете ли вы объяснить причины изменения погоды?






Усвоение новых знаний (15 мин)


Учитель вместе с учащимися обсуждает народные приметы о погоде.

Слайд 9






Учитель посредством наводящих вопросов подводит диалог с детьми к определению понятия погода и определению свойств погоды.

Слайд 10





Обсуждение с детьми метеорологических элементов. Что мы можем увидеть и зафиксировать дома, а для чего нужны специальные приборы.

Слайд 11


Обсуждение с детьми изменений погоды. К чему приводят те или иные изменения.

Слайд 12












Выявление, посредством диалога с детьми, главной причины изменения погоды.

Слайд 13






Учитель рассказывает о метеорологических явлениях и их причинах.

Слайд 14-16


Диалог с детьми о важности наблюдения за погодой.

Слайд 17






В процессе беседы с детьми выявляются показатели погоды и приборы для их определения.

Слайд 18


Рассказ учителя о том, как и с помощью чего ведут наблюдения за погодой.

Слайд 19, 20


Учитель обращает внимание на то, при помощи каких значков фиксируют показатели погоды.

Слайд 21





Учитель знакомит детей с синоптической картой, рассказывает, как она устроена и что на ней можно увидеть.

Слайд 22


Учитель рассказывает о прогнозе погоды и его видах.

Слайд 23, 24.


Учитель напоминает детям о важности наблюдения з погодой особенно за опасными природными явлениями.

Слайд 25














«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Определение темы урока и целей урока (4 мин)

























На температуру, осадки, ветер…



Погода.


Нет. Она постоянно меняется.



Тему урока и цель формулируют сами учащиеся, определив границы своего знания и незнания. При помощи учителя формулируют тему и цель к уроку, записывают в тетрадь.


(Дети, пользуясь своими знаниями и жизненным опытом пытаются объяснить причины изменения погоды. Возможно, испытывают некоторые затруднения)




Рассматривают слайд, вспоминают народные приметы.





Дети записывают в тетрадь определение погоды и её свойства.







Ведут диалог с учителем







Ведут диалог с учителем
















Ведут диалог с учителем




Дети слушают учителя



Ведут диалог с учителем. В процессе диалога высказывают своё мнение.







Называют известные им приборы, выясняют информацию о тех, которые не знают.







Работа с учебником. Изучение условных знаков используемых при фиксации показателей погоды.











Ведут диалог с учителем. В процессе диалога высказывают своё мнение

4

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель: создать содержательные и организационные условия для

самостоятельного применения знаний и способов деятельности, обеспечить

более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установления логической связи между новым и ранее изученным материалом. 




Закрепление материала( 8 мин)











Слайд 27-30

Учитель объясняет этапы выполнения работы.


Во время практической работы учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)


Учитель контролирует выполнение учащимися практической работы.

Слайд 26

Учитель объясняет, как работать с раздаточным материалом. Нацеливает детей на работу в парах. Озвучивает тему практической работы, помогает детям сформулировать цель работы.









Дети формулируют цель работы.









Дети приступают к выполнению работы.



На этапе выполнения работы учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)







5

Подведение итогов урока, рефлексия

Цель: дать качественную оценку

работы класса и отдельных

учащихся. Инициировать

рефлексию учащихся по поводу

своего психоэмоционального

состояния, мотивации своей

деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и

способов выполнения домашнего задания.



Подведение итогов (3 мин)

Рефлексия(2мин)








Слайд 31-33






















Домашнее задание (1 мин)


Слайд 34








Учитель раздаёт детям карточки рефлексии, «мишень успеха» и смайлики для оценки детьми урока. Объясняет детям, как с этим работать.



























Учитель даёт домашнее задание (задание дифференцированно), объясняет, что нужно сделать.





Заполняют карточки рефлексии, оценивают свою работу на уроке, оценивают урок.

























Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей