Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.
Урок 29. Тема: Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки.
Класс: 5
Тип урока: урок комбинированный.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антония Погорельского, временем создания его повести-сказки «Черная курица, или Подземные жители», совершить «виртуальное» путешествие в Санкт-Петербург, читая начало произведения.
Задачи: Образовательная: продолжить знакомить учащихся с писателями 19 века и их творчеством, углублять знания о литературной сказке, уметь отличить сказочную повесть от повести.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской классической литературе.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выразительно читать и слушать учителя и одноклассников, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: пронимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.
Познавательные: понимать информацию, использовать знаково-символические средства для конспектирования учебного материала в рабочей тетради.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, садитесь. | Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку. |
2.Повторение изученного материала. | 1.Повторение. Пересказ статей учебника «Рифма. Способы рифмовки» и «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» на с. 114-116. 2. Самостоятельная работа по определению рифм (перекрестная, парная и опоясывающая) на карточке по вариантам (см. приложение) | Слушает пересказы учащихся, задает вопросы, проводит самостоятельную работу. | Пересказывают статьи учебника, выполняют самостоятельную работу. |
2. Целеполагание. | Вступительное слово учителя. Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный. Сегодня мы будем говорить о повести-сказке «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. - Посчитайте, сколько лет тому назад? Слайд 1 Запишите тему урока, имя писателя, годы жизни, название и дату написания произведения. Цели: определите цели и задачи на урок. | Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок. |
3. Актуализация знаний. | Работа с портретом писателя. - А теперь, ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным) - Посмотрите на этот добрый, целеустремленный глубокий, пронзительный взгляд. Вообразите себе, что этот красивый, синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы бы ему задали? Запишите их в тетрадь. Возможные варианты: - Какие сказки Вы любили в детстве? Кто их рассказывал? - Когда Вы научились читать? - А в детстве Вы сочиняли сказки? - Как Вы придумали сказку о черной курице? Дома, готовясь к следующему уроку, опираясь на рассказ учителя, работая с учебником, анализируя сказку, они записывают ответы на каждый вопрос. | Организует беседу с учащимися по слайдам презентации, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал. Слушают учителя. Делают записив тетради. |
4. Изучение нового материала. | Слайды 2-5. Рассказ учителя о писателе. Слайды 6-15. Рассказ учителя о городе Санкт-Петербург с элементами обращения к тексту произведения и цитирования отдельных строк. Слайды 16-17. Беседа: - Кто главный герой сказки? (Мальчик Алеша) - Сколько Алеше лет? - Почему Алеше одиноко? - Что помогает Алеше справиться со скукой? - Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество? Почему? и другие | Рассказывает о писателе, о жанре изучаемого произведения, готовит учащихся к восприятию и анализу сказочной повести. Беседует с учащимися. | Учащиеся слушают учителя, размышляют, отвечают на вопросы, цитируют произведение. |
5.Физкультминутка | | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют физкультминутку. |
6. Аналитическая работа с таблицей. | Слайды 18-19 Работа с таблицей «Характер Алеши». Заполнение 1 графы. До получения семечка… | Имея семечко… | | | | Совместно с учащимся работает по заполнению таблицы. | Заполняют таблицу. |
7.Подведение итогов урока. | - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Все ли поставленные цели реализованы? - В чем отличие сказочной повести от повести, от сказки? | Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы. | Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний. |
8.Рефлексия Продолжите фразу… | Слайд 20. Сегодня на уроке я… - научился…; - узнал…; - заинтересовался… | Организует и выполняет контроль рефлексии. | Выполняют рефлексию. |
9. Домашняя работа: | Приготовить пересказ эпизодов: 1 ряд: задание № 4 на с. 149; 2 ряд: расскажите о первой ночи от лица Алеши; 3 ряд: расскажите о второй ночи от лица Алеши. Задание в рабочей тетради - заполнить 2 графу таблицы «Характер Алеши» - Имея семечко… | Организует инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1
Антоний Погорельский: страницы биографии
В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...
— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
— Что такое псевдоним?
Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.
Проверочные вопросы
Зададим несколько вопросов, чтобы выяснить, как дети поняли наш рассказ.
— Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?
— Как вы понимаете, что такое пансион!
— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?
— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?
— Что такое псевдоним!
— Какой псевдоним взял себе Перовский?
— Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?
Приложение 2
Сказка «Черная курица, или Подземные жители» Комментированное чтение
Стилистика и синтаксис этой сказки, особенно в начале чтения, сложны для детей. Лучше, если читать начнет учитель, гибко интонируя текст и внимательно следя за реакцией детей, комментируя непонятные для них слова и выражения. Учитель читает по учебнику до слов: «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 123).
Комментарии
В Первой линии — на Васильевском острове улицы, пересекающие остров в длину, называются проспектами, в ширину — линиями.
Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою — канавами в Петербурге тогда часто называли каналы.
Поговорю с вами пространнее — поговорю подробнее.
Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье — сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом; верхнее жилье — комнаты на втором этаже.
И все его любили и ласкали. Ласкали — ласково, по-доброму разговаривали (стоит пояснить потому, что сейчас даже среди детей часто встречается иное понимание этого слова).
Особливо — особенно.
И библиотека, которою пользовался Алеша, большею частию состояла из книг сего рода — т. е. из рыцарских романов и волшебных повестей.
Деяния славнейших рыцарей. Деяния — подвиги, знаменитые поступки.
В вакантное время — в дни каникул; вакации — каникулы.
Из барочных досок — из досок, которыми когда-то были обшиты барки (деревянные баржи). Доски прибивали к корпусу, т. е. обшивали днище барки с помощью деревянных гвоздей (железные в воде начали бы ржаветь).
Ворота и калитка, кои вели в переулок. Кои — которые.
Талисман — по суеверным представлениям, предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.
Экспозиция закончена. Далее текст сказки продолжают поочередно читать ученики. Большие абзацы стоит разбить на более маленькие отрывки. Важен не темп чтения, а правильное интонирование, верное понимание смысловых отрезков, которое свидетельствует об усвоении текста. Учитель по мере необходимости комментирует.
Комментарии
Читаем до слов: «Но делать было нечего: надлежало дожидаться, пока кончится обед!» (с. 125).
И вощили красного дерева столы и комоды — в то время деревянные полы не красили, мебель не покрывали лаком, а натирали воском — вощили, чтобы полы и мебель блестели и не портились.
Провизия — продукты.
Киевское варенье — ягоды, сваренные в Киеве, считались особенным лакомством.
Нарочно купленные шесть восковых свечей — если специально для важного случая покупали шесть свечей из воска, которые были достаточно дорогими, то это значило, что в другое время в пансионе использовались дешевые сальные свечи, которые при горении часто давали неприятный запах.
Явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя — учитель по немецкой моде того времени носил на голове прическу (или парик) с буклями (т. е. локонами, завитыми прядями волос) по бокам, на макушке — тупей (взбитый хохол), сзади — коса.
Шиньон — накладные волосы.
Взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов — парикмахер сделал жене учителя прическу по моде того времени — высокую, пышно взбитую, обильно украшенную цветами.
По окончании головного убора — когда парикмахер закончил убирать, т. е. украшать, прическу жены учителя.
Салоп — широкое женское пальто.
Возымел он к ней ужас и отвращение. Поясним с помощью подбора синонимов для детей слово возымел — почувствовал, ощутил, стал питать.
Умильно — нежно, приятно; льстиво, угодливо.
Империал — (устаревшее) во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. — в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота.
Кушак — пояс.