Макарова Алена Николаевна МБОУ «Максимовская СОШ»
ПОГОВОРИМ О МОТИВАЦИИ, или ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ УЧИТСЯ?
Слайд 1
Часто и учителя, и родители оказываются перед тем фактом, что ребёнок совсем не хочет учиться. «Что же делать с этим лентяем?», «Мог бы отлично учиться, а не желает!». Эти и подобные фразы приходится часто слышать. Особенно в этом учебном году, т.к. меня постигла участь слияния двух классов (2 «а» и 2 «б» стали одним 3 классом). «Новые» родители буквально осаждали меня. Даже меня навязчиво начали посещать мысли о нежелании ряда учеников учиться. Не могу сказать, что я совсем не знала детей 2 «Б» класса. Но, склонна думать, что мои знания о них сводились к биографическим. Пришлось взяться за дело и начать разбираться.
Слайд 2
К сожалению, невозможно взмахнуть волшебной палочкой или волшебным мотивирующим ремнем и сделать из ребенка "учебного паиньку". Невозможно внушить ребенку, что неинтересное - интересно, страшное - нестрашно, то, что болит - безболезненно.
Слайд 3
Но можно и нужно пристально и не очень посмотреть на всю семью и задавая не совсем удобные вопросы - помочь понять - отчего мотивация не сформировалась или куда делась. И вопросы, и ответы на них могут вызвать удивление, сопротивление, злость, недоверие, осознание - не у ребенка - у родителей. И это осознание - если происходит - само по себе терапевтично. Например, можно с заведомой провокацией спросить - а ваш ребенок видит, что вы сами учитесь? Насколько вы сами долго будете делать то, что считаете бессмысленным, не получая внутреннего вознаграждения, не видя действенного результата? Находясь под прицелом оценок, без свободного времени.
Родители возражают - но есть же слово "Надо". С этим поколением это слово не работает. Современные дети часто задают вопрос: "Зачем?" И они сфокусированы на том, в чем видят смысл. Если мы не можем его "показать", они ищут что-то для себя "осмысленное", а еще чаще - связанное с удовольствием (да, часто это, к сожалению, игра). Слова "надо", "должен", "сделаю" говорят о развитии части мозга, отвечающей за контроль над импульсами. У современных детей именно эта часть мозга "включается" позже. А в подростковом возрасте иногда выпадает из активности.
Слайд 5
Эти части мозга вместе с заветными словами "надо", "должен", "сделаю" активизируются, когда у нас есть расписание дня, режим дня, когда есть планирование, когда у ребенка есть постоянная небольшая значимая ответственность, когда есть "ритуальные" действия - ритуалы семьи, когда в семье поощряются вопросы - и поиски ответов, когда вся семья каждый день узнает что-то новое, когда есть должная физическая активность. А еще, когда ценности родителей совпадают с их действиями в мире. Когда нет "двойных посланий".
Слайд 6
Чтобы понять, в чём проблема, надо провести параллели между ребёнком и взрослым.
Ребенок идет в школу с мотивацией. Взрослый идет на работу с мотивацией.
Игровая мотивация:
Ребенок в школу он приносит игрушки, либо играет по своим правилам. В любой момент может сказать - "стоп, игра" и выйти из учебного процесса.
Взрослый - "играет" в работу, не подчиняется расписанию, дедлайнам, старается делать только то, что интересно, избегает ответственности.
Социальная мотивация:
Ребенок идет в школу дружить. Часто в ущерб учебе. Если отношения не складываются, может отказываться учиться.
Взрослый идет на работу для удовлетворенности контактами, иногда сидит в рабочее время в соцсетях.
Мотивация достижений:
Ребенок идет в школу за "пятёрками", если не удается быть успешным - мотивация снижается.
Взрослый идет на работу за статусом, похвалой руководителя, зарплатой.
Учебная:
Если все виды мотивации присутствуют в нашей жизни одновременно и удовлетворяются - это счастье!
Самая зрелая из мотиваций, конечно, учебная. До учебной мотивации часто нужно просто дозреть (это одна из причин не отдавать ребенка в школу до 7 лет).
Примем версию, что у любого здорового организма, который ощущает безопасность, должно быть стремление к развитию, должна быть естественная мотивация: развиваться - расти - жить.
Слайд 7
Если эта мотивация пропадает или снижается, "Организму" - нашему Ребенку, возможно:
Небезопасно.
Когда ребенку страшно, он перестает воспринимать новую информацию. Если человек находится в хроническом стрессе или травматизации, страдает его долговременная память. Многим детям с дефицитом цинка (он воздействует на гиппокамп - часть мозга, хранящую важную информацию) действительно сложно запоминать стихи и формулы.
Ребенок может бояться конкретного учителя.
Ребенок упустил азы, предыдущий материал и боится проявить неуспешность.
Ребенок может бояться совершить ошибку - школа заточена на поиск ошибок, а не на подчеркивание успехов. Наша задача научить ребенка тому, что ошибаться можно. И наша задача замечать успехи и приложенные усилия ребенка.
Ребенок может бояться конкретных одноклассников, которые его дразнят.
Ребенок может бояться идти в туалет в школе. Ему легче саботировать школу, чем признаться в этом.
Устал.
Посмотрите на бледных, сутулых, с синяками под глазами детей. Если вы верите в витамины - давайте. Если есть возможность, пусть отсыпаются и выгуливаются.
Органические причины -
дислексия, СДВГ, разновидности ММД. - все это считается "диагнозами". Важно, чтобы родители понимали, в чем проявляется особенность поведения и восприятия ребенка и искали способы коррекции. Таких детей настолько много, что это уже может считаться вариантом нормы (для примера, посмотрите фильм "Звездочки на земле").
Ребенок сопротивляется:
школьной системе (с жесткими правилами и авторитарностью),
авторитарному учителю, который не вызывает уважения,
"мстит" школе, за то, что у него нет свободного времени, времени на себя. В подростковом возрасте, в периоде обесценивания, временно может обесценивать то, что было значимо.
Сопротивляется родителям:
если родители сфокусированы на "внешней" успешности,
родительскому давлению, несправедливости, мстит за обиды и боль - доступным для него способом,
сопротивляется родителям, самооценка которых зависит от успешности ребенка,
родителям, которые сами перестали развиваться,
сопротивляется родительскому перфекционизму.
Внутренние причины:
разочаровался в том, что может быть "успешным",
не верит в себя,
нашел способ привлечения внимания неуспешностью,
не видит смысла в том, что делает,
ребенок интровертного типа, которому сложно адаптироваться к группе,
последствия травматизации,
таким способом может проявляться ревность к старшему-младшему брату-сестре.
Слайд 8
Когда родители говорят искренне, из любви и заботы - я волнуюсь о том, кем он будет? - я говорю: "Дети не будут - они уже Есть". К сожалению, они часто чувствуют себя принятыми и любимыми, и значимыми, когда демонстрируют успешность. Они так перегружены нашими ожиданиями, что часто уже не знают, чего сами хотят.
Вооружившись этой статьей, я как Дон Кихот, ринулась в бой.
Первым делом провела тестирование в своём новоиспечённом классе. Было десять вопросов.
Интерпретируя ответы детей, пользовалась следующим ключом:
Слайд 14
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Слайд 15
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.
У меня в классе на 15 октября 2018 года были выявлены следующие результаты:
1)Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности – 5 человек;
2)Хорошая школьная мотивация – 10 человек;
3)Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью – 4 человека;
4)Низкая школьная мотивация – 2 человека;
5)Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 0 человек.
Как же повысить мотивацию каждого ребёнка? Да без родителей я не справлюсь с задачей на 100%, поэтому:
Регулярная работа с родителями (лекции, беседы, тренинги);
Внеурочная работа с детьми;
Тщательная подготовка к урокам.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы.
Список литературы:
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл / методика Н. Г. Лускановой, 1993г ./
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Светлана Ройз https://econet.ru/articles/115777-nepopulyarno-o-moti.
2