Внеклассное мероприятие «Поговорим о здоровом питании!»
Цели: 1) - развитие интереса к сохранению своего здоровья через правильное питание; условий для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие «здоровое питание»;
2) - работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания;
3) - воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Задачи: 1. Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья
2. Вызвать стремление к здоровому питанию
3. Выучить золотые правила питания
4. Расширить кругозор учащихся
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация; раздаточный материал: Тест «Правильно ли вы питаетесь?; листы бумаги с названиями кисломолочных продуктов; листок и ручка у каждого ученика для составления режима питания и меню, схема для гимнастики глаз, карты меню и карточки со словами для тренинг - занятия, памятки «Золотые правила питания»
В.: - Добрый вечер, дорогие ребята. Я рада видеть вас на нашем занятии. А собрались мы с вами для очень важного разговора. Для какого - узнаете чуть позже.
Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему.
- Я предлагаю послушать стихотворение Сергея Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
- Супик?
- Нет.
- Котлетку?
- Нет.
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою, Юлечка?
- Ничего, мамулечка!
- Сделай, внученька, глоточек!
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
- Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах -
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица.
Все едят; и зверь и птица.
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жуёт овёс,
Кость грызёт дворовый Пёс.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает Слон –
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мёд.
В норке завтракает Крот.
Обезьяна ест банан.
Ищет жёлуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало любит Мышь.
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!
В.: Вы послушали стихотворение С. Михалкова. - Кто догадался, о чем будет наш разговор? (Ответы детей) Что же стало с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо есть? (ответы детей)
Да, сегодня мы с вами поговорим о питании! Один из главных факторов, определяющих наше здоровье - это питание. Чтобы нормально мы могли работать, учиться, общаться с друзьями - нам надо питаться! И не просто питаться, а питаться правильно! Потому что еда бывает полезная и не очень!
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Генриха Гейне (поэт, публицист, критик): «Человек есть то, что он ест», подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физиологическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма.
В.: А что значит правильно питаться? Питаетесь ли вы правильно?
Я хочу предложить вашему вниманию тест «Правильно ли вы питаетесь?» (слайд 3). На каждый вопрос выберите только один ответ: а), б) или в) (3-5 мин.).
(учащимся раздаются бланки тестирования, в которых дети, отвечая на вопросы, отмечают варианты ответов.)
3. Тест «Грамотно ли Вы питаетесь?»
1. Сколько раз в день вы едите? а) четыре раза; б) три раза; в) два раза.
2. Вы завтракаете: а) каждое утро; б) только по выходным; в) крайне редко, почти никогда.
3. Что вы едите по утрам? а) кашу, йогурт и какой-то напиток; б) бутерброды или яичницу с беконом; в) ограничиваетесь чашечкой кофе или чая.
4. Часто ли вы в течение дня перекусываете? а) стараюсь этого избегать; б) пару раз; в) постоянно что-то грызу и кусочничаю.
5. Как часто вы едите свежие овощи, фрукты, свежие салаты? а) каждый день и не по одному разу; б) три-четыре раза в неделю; в) один-два раза в неделю.
6. А как часто балуете себя пирожными и шоколадками? а) не чаще раза в неделю; б) пару-тройку раз в неделю; в) не могу обойтись без сладостей ни дня.
7. Любите бутерброды с салом и копченой колбаской? а) почти не притрагиваюсь к такой пище; б) иногда с чайком или кофейком не отказываю себе в удовольствии; в) только на них и живу.
8. Сколько раз в неделю вы едите рыбу? а) два-три раза или больше; б) у меня один рыбный день в неделю; в) раз в две недели, а то и реже.
9. Как часто вы едите белый хлеб и сдобные булочки? а) раз в день или вообще обхожусь без них; б) два раза в день; в) во время каждого приема пищи.
10. Сколько чашек кофе вы выпиваете в день? а) одну или вообще не пью; б) примерно три-четыре; в) даже не считаю.
Ответы: а) - 2 очка, б) - 1 очко, в) - 0 очков.
4. Беседа «Что значит правильно питаться?»
Здоровое питание в жизни каждого человека, а особенно школьника играет главенствующую роль, оно во многом определяет и его физическое развитие, и успеваемость в школе. Одним из главных условий здоровья является правильное питание. Т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»
Питание должно быть полезным. А главным условием этого является умеренность и разнообразие в пище. Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать. И не один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи - снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться. Обсуждение и так, ответим на вопросы:
- Какие продукты полезны? Какие - вредны? Сколько раз в день нужно питаться? Нужно ли пить чистую воду? Или достаточно пить только чай, молоко, какао?
- Здоровое питание предполагает сбалансированность по соотношению белков, жиров и углеводов (слайд на экране)
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
Белки содержатся в мясе, рыбе, молоке и кисломолочных продуктах, сыре, твороге, яйцах, бобовых. Организму ребенка нужно примерно 75-90 г белка в день.
5. Физкультминутка “Вершки и корешки”
Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх (картофель, фасоль, морковь, свекла, помидор, репа, огурец, тыква).
В.: Итак, продолжим, поговорим о жирах, необходимых для правильного питания. Много полезных жиров в сливочном и растительном маслах, сметане, рыбе, молоке. Необходимо употреблять 80-90 г жиров в сутки.
Углеводы - главный источник энергии, поэтому употреблять их нужно больше, чем белков и жиров - 300-400 г. Они содержатся в мучных изделиях, крупах, картофеле, сухофруктах и фруктах, меде.
Для роста и развития ребенку необходимы витамины и микроэлементы. Витаминами богаты овощи и фрукты, поэтому их можно употреблять практически без ограничений. Витамины - это такие полезные компоненты, которые жизненно необходимы каждому человеку.
6. Едим правильно (тренинговое занятие)
Задание 1. «Полезная пища» (на партах уч-ся карты меню)
Учащимся предлагается откорректировать данное меню так, чтобы оно стало здоровым и питательным (несколько минут самостоятельной работы в парах)
Завтрак: овсяная каша, сыр, поп-корн, масло сливочное, хлеб зерновой, напиток кофейный на молоке, пепси-кола, чипсы, пирожное, чизбургер.
Обед: салат из моркови с яблоками, суп «Ролтон», суп картофельный с зеленым горошком, котлеты куриные, овощное рагу, фанта, кисель, хлеб ржано-пшеничный, плоды и ягоды свежие, «кириешки», картофель фри.
Ужин: тушеная рыба, хот-дог, рис отварной с овощами, картофельное пюре «Ролтон», компот из сухофруктов, творожная запеканка, тоник.
Задание 2. «Учимся готовить».
Учащимся предлагается принять участие в телепрограмме «Смак» и «приготовить» из данных слов блюдо здорового питания. Это могут быть салаты, супы, пирожные, напитки и т.д.
(карточки со словами на доске)
Морковь, сладкий перец, зеленый лук, щавель, шпинат, зелень, плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи, молоко, творог, печень, сыр, яйца, капуста, грибы, яблоки, грецкие орехи, миндаль, помидоры, геркулес, мед, сухофрукты, масло растительное, чеснок, свекла, рыба, картофель, рис, сметана, мясо.
7. Заключение. Игра “Что разрушает здоровье, что укрепляет?”
Выберите полезные и неполезные продукты.
Полезные продукты | Неполезные продукты |
Рыба | Пепси |
Кефир | Фанта |
Геркулес | Чипсы |
Подсолнечное масло | Жирное мясо |
Морковь | Торты |
Лук | Сникерсы |
Капуста | Шоколадные конфеты |
Яблоки, груши и … | Сало и … |
В.: Чтобы быть всегда здоровым
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин - винегрет.
Убери из рациона
Кексы, сникерсы и колу
И мороженое, спрайты,
Леденцы и шоколад -
Будет в организме - лад
И здоровы будут глазки
Головной твой мозг в порядке,
Также тело и душа -
Будет вечно молода!
И ПОМНИТЕ: Здоровье зависит только от вас!!!
13. Подведение итогов. Рефлексия
- Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали сегодня на классном часе?
- Какой еде вы отдаете предпочтение?
- Как нужно питаться?
- С каким настроением вы уходите с внеклассного мероприятия?
- Что запомнилось?
- С чем не согласны?
- От чего зависит наше здоровье?
- А что нужно кушать больше, чтобы быть здоровым?
Правильно, овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много витаминов и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет! Перед едой нужно хорошо вымыть овощи и фрукты. Почему?
А чтобы вы не забывали об этом, я вам, ребята, подарю памятки «Золотые правила питания». (Приложение 5)
В.: Спасибо всем, кто принял участие в нашей беседе о правильном питании. Я надеюсь, что вы будете помнить о том, что здоровье в ваших руках, а правильное питание - залог вашего долголетия. Я желаю вам быть здоровыми.
8. Обсуждение результатов теста
- Подсчитайте, сколько вы набрали баллов и найдите свой результат
- А теперь посмотрим «Грамотно ли вы питаетесь?».
16-20 очков. Вы питаетесь грамотно. Ограничивать себя в чем- то у вас нет причин. Старайтесь лишь, чтобы еда была разнообразнее.
11-15 очков. Вы - сторонник «золотой середины». Можете и позволить себе лишнего, но потом быстро приводите питание в норму.
0-10 очков. Вам необходимо воздерживаться от пищевых излишеств. Иначе неизбежно начнутся серьезные проблемы с пищеварительной системой.
В.: Ребята, поднимите руки те, кто набрал от 16 до 20 очков. Хорошо! Вы питаетесь правильно.
А кто набрал менее 10 очков? Хотите узнать, что значит правильно питаться?
9. Просмотр видеофильма «Исправительное питание» (Смешарики)
Примите к сведению все советы, которые вы здесь услышали!
10. Разминка для глаз (на доске схема см приложение)
Я предлагаю всем вместе выполнить одно упражнение для наших красивых глаз
«Тренировка».
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Памятка: ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ПИТАНИЯ
Памятка для всех, кто ведёт здоровый образ жизни.
Прежде, чем сесть за стол, я подумаю, что съесть.
Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши и т.п.
Неполезные продукты: чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты. «Сникерс», шоколадные конфеты, сало и т.п.
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
После приёма пищи уберите за собой, поблагодарите маму, бабушку, работников столовой и др. за вкусный завтрак, обед и т.д.
Тест | Тест | Тест |
Даша | Олеся | Сережа |
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 |
6 | 6 | 6 |
7 | 7 | 7 |
8 | 8 | 8 |
9 | 9 | 9 |
10 | 10 | 10 |
Итого: | Итого: | Итого: |
Задание 1. «Полезная пища» (на партах уч-ся карты меню)
Завтрак: овсяная каша, сыр, поп-корн, масло сливочное, хлеб зерновой, напиток кофейный на молоке, пепси-кола, чипсы, пирожное, чизбургер.
Обед: салат из моркови с яблоками, суп «Ролтон», суп картофельный с зеленым горошком, котлеты куриные, овощное рагу, фанта, кисель, хлеб ржано-пшеничный, плоды и ягоды свежие, «кириешки», картофель фри.
Ужин: тушеная рыба, хот-дог, рис отварной с овощами, картофельное пюре «Ролтон», компот из сухофруктов, творожная запеканка, тоник.