I. Организационно-мотивационный настрой | Организовать детей и мотивировать на предстоящую деятельность | С: беседа | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели И работать захотели. - Проверим готовность к уроку: на партах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, пенал и дневник. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Ф | Слово учителя | Контроль со стороны учителя | |
II. Актуализация знаний | Проверить усвоение предыдущих знаний и умений | С: беседа П: парная работа на карточках | - Откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня 3 декабря. - Поработаем в парах. - У вас на парте лежат карточки с заданиями. - В 1 задании вам нужно распределить слова в три столбика: 1 скл, 2 скл, 3 скл. - Во 2 задании вам нужно просклонять по падежам слова: адрес, библиотека, ветер, горох. Проверка на слайде. | Выполняют. | Ф П | Интерактивная доска, презентация, карточки для парной работы Слайд 1-2 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | К: - Формировать умение отвечать на поставленный вопрос; - Развивать навыки устной и письменной речи. |
III. Сообщение темы. Целеполагание | Сообщить тему и поставить цель урока | С: беседа Н: показ слайда П: работа со слайдом | - Сегодня на уроке мы продолжим наблюдать, как изменяются имена существительные в форме именительного и родительного падежа множественного числа. - Тема урока «Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа». - Какую цель мы поставим на уроке? | - Повторить, как изменяются имена существительные в форме именительного и родительного падежа множественного числа. | Ф | Интерактивная доска, презентация Слайд 3 | Контроль со стороны учителя | Р: - Учить определять и формулировать цель урока; - Формировать умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи; - Формировать умение анализировать свою деятельность. |
IV. Повторение изученного материала | Повторить, как изменяются имена существительные в форме именительного и родительного падежа множественного числа | С: беседа Н: показ слайда, учебник, ТПО П: работа со слайдом, работа с учебником, работа в ТПО | - Откройте учебник на с. 128, найдите упр. 280 и прочитайте его. - Найдите слова, которые ребята неправильно изменили. Какие это слова? - Что нужно сделать, чтобы исправить слова? - Задайте вопрос к каждому неправильному слову. - Как сказать верно? - Прочитайте текст с правильно изменёнными словами. - С формой какого числа и падежа малыши не справились? - Ниже упр. 280 прочитайте совет авторов учебника. - Откройте словарь на с. 156. - Как называется словарь? - Что он подсказывает? - Как построен? - По какой форме в нём, как и в любом словаре, надо искать слова? - В каком порядке идёт работа по словарю? - Найдите в словаре слова из речи ребят. - Верно ли вы исправили ошибки? - Выпишите нужные формы слов в следующем порядке: Нач.ф., Им.п. мн.ч., Род.п. мн.ч. - Выделите окончания. - Какие окончания вы выделили? Проверка на слайде. - Найдите упр. 281 и прочитайте его. - Над нач.ф. слов, которые вы выписали из словаря из упр. 280, укажите скл., а во 2 скл. – ещё и род. - Какое скл. у слов? Род? Проверка на слух. - Ниже упр. 281 прочитайте правила. - С помощью них объясните ошибки малышей. - Какое окончание у им.сущ. 1 и 2 скл. в Р.п. мн.ч.? - Какое окончание у им.сущ. 2 скл. м.р.? - Почему важно обращаться к словарю «Как правильно изменить слово?»? - Найдите упр. 282 и прочитайте его. - Где нужно выполнить задание? - Откройте ТПО на с. 76. и найдите №282. - Прочитайте его. - При выполнении задания не забывайте проверять себя по словарю трудностей на с.155 - 158! - Какие буквы в словах вы вставили? - Какие слова вы вписали в 1 скл.? 2 скл. м.р.? 2 скл. ср.р? - Какие окончания выделили в словах? - Проверьте себя по словарю трудностей, правильно ли вы записали формы слов. Если правильно – поставьте карандашом +, если неправильно – исправляйте. Проверка на слайде. | - Губов, зуб, зверёв, карандашов. - Задать вопрос или определить падеж. - Губ, зубов, зверей, карандашей. Читают. - Мн.ч. Р.п. Читают. - «Как правильно изменить слово?». - Как изменяются слова. - Нач.ф., Им.п., Род.п., Тв. или Пр.П. - По нач.ф. - В алфавитном. - Да. Выполняют. - Губа – а, губы – ы, губ – нулевое; зуб – нулевое, зубы – ы, зубов – ов; карандаш – нулевое, карандаши – и, карандашей – ей. Выполняют. - Губа – 1 скл., зуб – 2 скл. м.р., карандаш – 2 скл. м.р. Читают. Объясняют. - Нулевое. - Ов, ей. - Т.к. в словах бывают верны и другие окончания. - В ТПО. Ответы детей. Ответы детей. | Ф И | Интерактивная доска, презентация, парная работа Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | ПР: - Формировать умение грамотно употреблять в речи формы именительного и родительного падежа имен существительных множественного числа. Р: - Учить определять и формулировать цель урока; - Формировать умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи; - Формировать умение анализировать свою деятельность. ПЗ: - Развивать любознательность и познавательную инициативу; - Формировать умение в постановке проблемы и учебной цели; - Способствовать развитию готовности к принятию и решению учебной цели; - Формировать умения обобщать знания и делать выводы. К: - Формировать умение отвечать на поставленный вопрос; - Развивать навыки устной и письменной речи. Л: - Развивать трудолюбие, аккуратность; - Развивать учебную мотивацию. |
V. Закрепление изученного материала | Закрепить, как изменяются имена существительные в форме именительного и родительного падежа множественного числа | С: беседа Н: показ слайда, учебник П: работа со слайдом, работа с учебником | - Откройте с. 130, найдите упр.283. и прочитайте его. - Прежде чем выполнить упр., прочитаем подсказку авторов, чтобы не допустить ошибок. - Что появляется в основах при изменении слов? - Какие это буквы? - Что происходит в слове, если звук, то убегает, то прибегает? - Определите и назовите форму проверочных слов во втором столбике. - Запишите пару слов, доказывая выбор букв, над вторым столбиком укажите форму слов. Один человек работает у доски. Проверка на слух. Резервное задание. - Найдите упр.284 и прочитайте его. - Прочитайте текст с уже исправленными формами слов, подходящими по смыслу. - В каком предложении на конце допущена ошибка со знаком препинания? - В чём ошибка? - Запишите правильный текст, отмечая орфограммы. - Озаглавьте его по теме или главной мысли. - Как озаглавили текст? - Текст можно назвать «Что перевозят по железной дороге». - Над им.сущ. напишите скл. и п. - Какое скл. и п. вы написали? Проверка на слайде. | - Буквы беглых гласных. - О и е. - На его месте пишется только о и е. - Р.п. мн.ч. - А что в закрытых вагонах. - Должен быть знак вопроса. Ответы детей. | Ф И | Интерактивная доска, презентация Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | ПР: - Формировать умение грамотно употреблять в речи формы именительного и родительного падежа имен существительных множественного числа. К: - Формировать умение отвечать на поставленный вопрос; - Развивать навыки устной и письменной речи. Л: - Развивать трудолюбие, аккуратность; - Развивать учебную мотивацию. |
VI. Подведение итогов урока | Подвести итоги урока | С: беседа | - Скажите, какая была тема нашего урока? - Какое знание вы для себя сегодня повторили? - Сегодня оценку 5 получает…оценку 4 получает… - Остальным я желаю работать на уроке активнее, поднимать руку и отвечать на вопросы учителя. | Ответы детей. | Ф | Интерактивная доска, презентация | Контроль со стороны учителя | ПЗ: - Развивать любознательность и познавательную инициативу; - Формировать умение в постановке проблемы и учебной цели; - Способствовать развитию готовности к принятию и решению учебной цели; - Формировать умения обобщать знания и делать выводы. |