СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснения к заданию №15. ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретическая справка к заданию №15 ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Пояснения к заданию №15. ЕГЭ»

Пунктуация в ССП и предложении с однородными членами


 

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния уча­щи­ми­ся трёх пунк­то­грамм:

1. Пунк­ту­а­ция в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми.

Услов­ные обо­зна­че­ния: ОСказ=од­но­род­ные ска­зу­е­мые; ОПодл=од­но­род­ные под­ле­жа­щие; ОДоп= од­но­род­ные до­пол­не­ния; ООпр=од­но­род­ные опре­де­ле­ния; ООбст=од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства.

2. Пунк­ту­а­ция в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в част­но­сти, союз И.

3. Пунк­ту­а­ция в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии с общим вто­ро­сте­пен­ным чле­ном.

Цель: найти ДВА пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каж­дом. Не две, не три (а такое бы­ва­ет!) за­пя­тых, а одну. При этом нужно ука­зы­вать но­ме­ра тех пред­ло­же­ний, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА за­пя­тая, так как бы­ва­ют такие слу­чаи, что в пред­ло­же­нии уже есть за­пя­тая, на­при­мер, при де­е­при­част­ном обо­ро­те. Её мы не счи­та­ем. Не сле­ду­ет ис­кать за­пя­тых при раз­лич­ных обо­ро­тах, ввод­ных сло­вах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном за­да­нии про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунк­то­грам­мы.

  

 

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НАХ

 

Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые вы­пол­ня­ют одну и ту же син­так­си­че­скую функ­цию и объ­еди­не­ны оди­на­ко­вым от­но­ше­ни­ем к од­но­му и тому же члену пред­ло­же­ния. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные) вы­сту­па­ют как ряд син­так­си­че­ски рав­но­прав­ных сло­во­форм, со­единённых со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

На­при­мер: В «Дет­ских годах Баг­ро­ва–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и лет­ние, и зим­ние кар­ти­ны рус­ской при­ро­ды.

 

15.1.1 Ряд од­но­род­ных чле­нов — это со­че­та­ние слов, свя­зан­ных со­чи­ни­тель­ной свя­зью. В одном пред­ло­же­нии может быть один или не­сколь­ко рядов од­но­род­ных чле­нов: Вско­ре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора. Схема пред­ло­же­ния: ОСказ и ОСказ и ОДоп, и ОДоп.

 

В пред­ло­же­ни­ях с од­но­род­ны­ми чле­на­ми и со­ю­за­ми при них воз­мож­но упо­треб­ле­ние одних и тех же со­ю­зов, но по­став­лен­ных на раз­ном ос­но­ва­нии (между раз­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния или их груп­па­ми). В таком слу­чае при рас­ста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния учи­ты­ва­ют­ся эти раз­ные по­зи­ции со­ю­зов: Везде ее встре­ча­ли ве­се­ло и дру­же­люб­но и уве­ря­лиее, что она хо­ро­шая, милая, ред­кая..Схема: ОСказ. ООбст. и ООбст и ОСказ, что ОСказ, ОСказ, ОСказ.

 

В при­ме­ре Никто боль­ше не на­ру­шал ти­ши­ну про­то­ков и рек, не об­ры­вал блес­ной хо­лод­ные лилии и не вос­тор­гал­сявслух тем, чем лучше всего вос­тор­гать­ся без слов.

пер­вое и объ­еди­ня­ет за­ви­си­мые от слова ти­ши­ну сло­во­фор­мы «про­то­ков и рек», вто­рое и за­мы­ка­ет ряд од­но­род­ных ска­зу­е­мых ( не на­ру­шал, не об­ры­вал и не вос­тор­гал­ся ).

Боль­ше всего оши­бок до­пус­ка­ет­ся имен­но на это пра­ви­ло: по­это­му миф о том, что сколь­ко со­ю­зов И, столь­ко и за­пя­тых, нужно раз­вен­чать.

 

15.1.2. На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, крас­ные яб­ло­ки. Схема: ООпр, Оопр, ООпр.

Со­ю­зов нет. Од­но­род­ные члены свя­за­ны толь­ко ин­то­на­ци­ей. Если по­след­ний член пе­реч­ня при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ста­вит­ся: Он [ветер] при­но­сит холод, яс­ность и некую пу­сто­ту всего тела. Схема:ОДоп, ОДоп и ОДоп.

 

15.1.3. При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го и бес­со­юз­но­го со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми чле­на­ми :

От дома, от де­ре­вьев, и от го­лу­бят­ни, и от га­ле­реи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени. Схема: ОДоп,ОДоп, иОДоп, иОДоп.

Было груст­но и в ве­сен­нем воз­ду­хе, и на тем­нев­шем небе, и в ва­го­не. Схема: И ООбст, и ООбст, и ООбст.

Дома, и де­ре­вья, и тро­туа­ры были укры­ты сне­гом. Схема: ОПодл, и ОПодл, и ОПодл.

Имен­но эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и не­су­ще­ству­ю­щую.

 

15.1.4 При на­ли­чии союза а, но, да(=но) за­пя­тые ста­вят­ся.

Уче­ник пишет быст­ро, но не­ак­ку­рат­но. Малыш уже не хны­кал, а пла­кал на­взрыд. Мал зо­лот­ник, да дорог. Схема: О, а/но/да О

 

15.1.5 При на­ли­чии оди­ноч­ных со­ю­зов и /да(=и)/либо/или за­пя­тые не ста­вят­ся.

 

Де­ре­вья скри­пят и сто­нут. Хо­зя­е­ва уго­ща­ли нас щами да ржа­ны­ми лепёшками. Фут­боль­ный матч пройдёт в Москве или в Ка­за­ни. Я пред­по­ла­гаю за­нять­ся аль­пи­низ­мом либо кон­ным спор­том. Схема: О и/да(=и)/либо/или О.

 

15.1.6. При дву­крат­ном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или за­пя­тая ста­вит­ся все­гда:

А ста­рик рас­ха­жи­вал по ком­на­те и то впол­го­ло­са на­пе­вал псал­мы, то вну­ши­тель­но по­учал дочь.

Схема: ОСказ и то ООбст ОСказ ОДоп, то ООбст ОСказ ОДоп.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, при од­но­род­ных ска­зу­е­мых име­ют­ся од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и до­пол­не­ния.

Перед со­ю­зом и за­пя­той нет и быть не может!

 

15.1.7. При двой­ных со­ю­зах за­пя­тая ста­вит­ся перед вто­рой его ча­стью. Это союзы как... так и; не толь­ко... но и; не столь­ко... сколь­ко; на­сколь­ко... на­столь­ко; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, ско­рее... чем и дру­гие.

Я имею по­ру­че­ние как от судьи, так равно и от всех наших зна­ко­мых.

Грин был не толь­ко ве­ли­ко­леп­ным пей­за­жи­стом и ма­сте­ром сю­же­та, но был еще и очень тон­ким пси­хо­ло­гом.

Мама не то что сер­ди­лась, но все-таки была не­до­воль­на.

Ту­ма­ны в Лон­до­не бы­ва­ют если не каж­дый день, то через день не­пре­мен­но.

Он был не столь­ко рас­стро­ен, сколь­ко удив­лен сло­жив­шей­ся си­ту­а­ци­ей.

 

При вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошиб­ка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими со­ю­за­ми.

 

 

15.1.8. При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз и дей­ству­ет ло­каль­но, толь­ко внут­ри групп):

Аллеи, за­са­жен­ные си­ре­ня­ми и ли­па­ми, вя­за­ми и то­по­ля­ми, вели к де­ре­вян­ной эст­ра­де. Схема: О и О , О и О

Песни были раз­ные: про ра­дость и горе, день про­шед­ший и день гря­ду­щий. Схема: ОДоп. и ОДоп.,ОДоп. ООпр иОДоп ООпр.

Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские спра­воч­ни­ки, дру­зья и слу­чай­ные зна­ко­мые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Бол­га­рии. Схема: ОПодл и ОПодл, ОПодл и ОПодл.

 

15.1.9. Не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми:

 Ряд по­вто­ров, име­ю­щих уси­ли­тель­ный от­те­нок типа — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

 Про­стые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми

Ска­зал так ска­зал, пойду про­ве­рю.

 Фра­зео­ло­гиз­мы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со­ю­за­ми не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

 Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные опре­де­ле­ния, ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым сло­вом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сто­рон, между ними нель­зя вста­вить союз и.

Из глу­би­ны цвет­ка не­ожи­дан­но под­нял­ся сон­ный зо­ло­ти­стый шмель.

 

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ

Слож­но­со­чи­нен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­стые пред­ло­же­ния рав­но­прав­ны по смыс­лу и свя­за­ны со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми. Части слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый свя­зы­ва­ет части пред­ло­же­ния, все слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных раз­ря­да:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми (и; да в зна­че­нии и; ни ..., ни; тоже; также; не толь­ко ..., но и; как ..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми со­ю­за­ми (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми (а, но, да в зна­че­нии но, од­на­ко, зато, но зато, толь­ко, же).

Слож­ность пред­став­ля­ет по­ста­нов­ка за­пя­той при союзе И, так как это тре­бу­ет опре­де­ле­ния струк­ту­ры пред­ло­же­ния.

 

15.2.1 За­пя­тая между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния может ста­вить­ся по ос­нов­но­му пра­ви­лу, то есть ВСЕ­ГДА, и по осо­бым усло­ви­ям, ко­то­рые огра­ни­чи­ва­ют дей­ствие этого пра­ви­ла. В любом слу­чае, чтобы опре­де­лить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние слож­ным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

 

а) Да­ле­ко не все­гда каж­дое про­стое пред­ло­же­ние может иметь и под­ле­жа­щее, и ска­зу­е­мое. Так, ча­стот­ны пред­ло­же­ния с одной без­лич­ной ча­стью, со ска­зу­е­мым в не­опре­делённо-лич­ном пред­ло­же­нии. На­при­мер: Много труда пред­сто­ит ему, и он это знал.

Схема: [пред­сто­ит], и [он знал].

В дверь по­зво­ни­ли, и никто не сдви­нул­ся с места.

Схема: [по­зво­ни­ли], и [никто не сдви­нул­ся].

 

б) Под­ле­жа­щее может быть вы­ра­же­но ме­сто­име­ни­я­ми, как лич­ны­ми, так и дру­гих раз­ря­дов: Я вдруг услы­шал до боли зна­ко­мый голос, и это вер­ну­ло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал], и [это вер­ну­ло]. Не те­ряй­те ме­сто­име­ния в роли под­ле­жа­ще­го, если оно дуб­ли­ру­ет под­ле­жа­щее из пер­вой части! Это два пред­ло­же­ния, у каж­до­го своя ос­но­ва, на­при­мер: Ху­дож­ник был хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми, и он не­мно­го уди­вил­ся, уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо.

Схема: [Ху­дож­ник был зна­ком], и [он уди­вил­ся]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной кон­струк­ци­ей в про­стом пред­ло­же­нии: Ху­дож­ник был хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми и не­мно­го уди­вил­ся, уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо. [ОСказ и ОСказ].

 

c) По­сколь­ку слож­ное пред­ло­же­ние со­сто­ит из двух про­стых, то впол­не ве­ро­ят­но, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём со­ста­ве. За­пя­тые ста­вят­ся и по пра­ви­лу од­но­род­ных чле­нов, и по пра­ви­лу слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. На­при­мер: Ли­стья баг­ря­ные, зо­ло­тые па­да­ли тихо на землю, и ветер кру­жил их в воз­ду­хе и под­бра­сы­вал. Схема пред­ло­же­ния : [Ли­стья па­да­ли], и [ветер ОСказ и ОСказ].

15.2.2 Самое слож­ное для уча­щих­ся — это по­нять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый даст право не ста­вить за­пя­тую между ча­стя­ми, или его нет. Общий— зна­чит, от­но­ся­щий­ся од­но­вре­мен­но и к пер­вой части, и ко вто­рой. Если общий член есть — за­пя­тая между ча­стя­ми ССП не ста­вит­ся. Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го вто­ро­сте­пен­но­го члена, он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле пред­ло­же­ния. Рас­смот­рим про­стые слу­чаи:

Через год дочка пошла в школу и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту. Оба про­стых пред­ло­же­ния в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни. Пе­ре­ста­нов­ка об­ще­го члена в конец пред­ло­же­ния ме­ня­ет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год. По­это­му для нас важно место об­ще­го члена: толь­ко на­ча­ло пред­ло­же­ния.

Те­перь более слож­ный при­мер: На окра­и­не го­ро­да снег уже начал под­та­и­вать, и здесь уже была впол­не ве­сенняя кар­ти­на. В пред­ло­же­нии два об­сто­я­тель­ства, у каж­до­го про­сто­го— своё. Имен­но по­это­му за­пя­тая за­ня­ла своё место. Таким об­ра­зом, на­ли­чие вто­ро­го вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, вре­ме­ни, цели) во вто­ром пред­ло­же­нии даёт право по­ста­вить за­пя­тую.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что бы­ва­ют и дру­гие слу­чаи, при ко­то­рых за­пя­тая не ста­вит­ся между ча­стя­ми слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. К ним от­но­сит­ся на­ли­чие об­ще­го ввод­но­го слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний не­опре­делённо-лич­ных, без­лич­ных, вос­кли­ца­тель­ных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не пред­став­ле­ны.

Итак, под­во­дя итог вы­ше­ска­зан­но­му, де­ла­ем вывод: за­пя­тая между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния в за­да­ни­ях ЕГЭ будет ста­вить­ся все­гда, ис­клю­чая слу­чаи на­ли­чия об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена.

4