Рабочая программа учебного курса «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной государственной программы среднего полного общего образования, а также на основе Программы курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) (Автор: Гольцова Н.Г.) , Москва «Русское слово»2010 г.
Межпредметные связи на уроках русского языка.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных Слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для всех предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории обучающиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии — с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии — с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой — со звуком, с тембром, интонацией.
Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Содержание школьного курса русского языка в X-XI классах.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура школьного курса русского языка в 10-11 классах.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы. В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фонетики и лексики, морфемики, морфологии будет осуществляться в 10 классе. Однако и в 10 классе и в 11 классе будет продолжаться работа (в иных, конечно, формах и с другими целевыми установками) по лексике и грамматике, по совершенствованию навыков правописания.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 10 классе изучаются темы «Русский язык в современном мире», «Лексика», «Орфоэпия», «Морфемика. Словообразование. Орфография», «Морфология»; в 11 классе – «Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного», «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Обособленные члены предложения» и «Сложное предложение».
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников.
Одно из направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
В старшем подростковом возрасте ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Усвоение системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий школьников на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром, а также становится источником нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством формирования мировоззрения.
Подростковый кризис связан с развитием самосознания, что влияет на характер учебной деятельности, Для школьников актуальна учебная деятельность, направленная на саморазвитие и самообразование.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемый учащимися при написании обучающих, проверочных и контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со словарями, справочной литературой, поиском необходимой информации в сети Интернет.
Уменьшение количества часов по предмету при дистанционной форме обучения предполагает самостоятельное изучение большого объема материала учащимися, поэтому задача учителя состоит в формировании у школьников умений работать с разными источниками информации.
Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями на уроках русского языка являются:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д );
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленными в электронном виде), конспектирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ( 10-11 классов)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 18 |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 5 |
4 | Морфемика и словообразование | 5 |
5 | Морфология. Орфография | 64 |
| Орфография | 20 |
| Части речи | 44 |
| Имя существительное | 7 |
| Имя прилагательное | 5 |
| Имя числительное | 3 |
| Местоимение | 4 |
| Глагол . Причастие. Деепричастие | 8 |
| Наречие. Слова категории состояния | 5 |
| Служебные части речи | |
| Предлог | 3 |
| Союз и союзные слова | 2 |
| Частицы | 6 |
| Междометие | 1 |
| Повторение и обобщение | 13 |
| Итого | 102 |
| Из них контрольных работ | 8 |
№ | Название раздела | Количество часов |
11 | Введение. Из истории русского языкознания | 1 |
22 | Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах | 13 |
33 | Стилистика. Функциональные стили | 13 |
44 | Синтаксис. Пунктуация. | 68 |
55 | Культура речи | 3 |
6 | Резервные уроки | 4 |
| Итого | 102 |