СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»










Рабочая программа


внеурочной деятельности социального направления

с детьми с ОВЗ
«Мир в котором я живу»

для учащихся 1 класса

(начальное общее образование)





Составитель: Н.А.Кузменко

учитель начальных классов.




2018 – 20189учебный год






  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.

Целями и задачами данной программы является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства ин­дивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования лично­сти. Воспитание — ведущее и определяющее начало социали­зации.

Позитивная социализация обеспечивает успешную интегра­цию детей с ОВЗ в общество, активное приспособление (адапта­цию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В кон­тексте формирования личности обучающихся со­циализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания,обеспечивающих их подготовку к са­мостоятельной жизни.

Одной из основных целей специального образования обучающихся с ОВЗ является подготовка их к само­стоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обес­печивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Один из важнейший элементов этой системы — занятия по социально-бытовой ориентировке.

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность обучающихсяк успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни.

Для социализации обучающихся с ОВЗ необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.

В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, то обучающиеся с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности обучающихся с нарушениями социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Учитель осуществляет закрепление полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и родителей позволит достичь желаемых результатов.

Рабочая программа «Социально-бытовая ориентировка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной адаптацией воспитанников в социуме.


Целью данной программы является развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяи подготовка их к самостоятельной жизни.


Задачи:

  • формировать у воспитанников ОВЗ,,навыки в области безопасности жизни;способствующих социальной адаптации

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптацииобучающихся данного вида;

  • дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту

их назначении и правилах пользования;

  • расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

  • развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия;


Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет учителю использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения детей с ОВЗ с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке направлена на практическое знакомство с предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.В процессе реализации программы обучающиеся с данными нарушениями знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе занятий у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

  • ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями:

  • торговли,

  • службы быта,

  • связи,

  • медицинской помощи,

  • культуры;



  • различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.

  • ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;

  • осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах;

  • правильно вести себя в учреждениях культуры;

  • обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;

  • знать различные виды опасностей и способы поведения и действия в них.



Дидактические принципы, которые реализуются в образовательном процессе:

 

  • Последовательности и постепенности. Знания по основам безопасности жизнедеятельностиследует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.


  • Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицыи.т.д.
    Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.

  • Доступности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

  • Наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерныеигры и т.д.

  • Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.

Основными формами и методамиреализации программных задач являются:

  • практические работы,

  • экскурсии,

  • сюжетно-ролевые игры,

  • беседы;

  • наглядные средства обучения.

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Аудиторные формы организации занятий:

Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. Использование данного вида деятельности позволит привлечь внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы; беседа с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе беседы обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

Практические занятия: дают возможностьобучающимся с ОВЗ использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. В планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют обучающимся с ОВЗ получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию  и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого мето­да заключается в том, что обучающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширя­ют свои представления о них,  закрепляют знания и умения, сформи­рованные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт воспитанников.

Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся.Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:

  1. Здравствуй, школа!
  2. Азбука безопасности.
  3. Мир вокруг нас.
  4. Береги свое здоровье.

Рабочая программа по социальному направлению «Социально-бытовая ориентировка»» предназначена для обучающихся 1 класса для детей в возрасте от 7 до 8 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся С ОВЗ и рассчитана на проведение 1 часа в неделю – 33 часа в год. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с ОВЗ.





  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение обучающимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Показатели усвоения Рабочей программы определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.

1 уровень (начальный уровень) – предполагает, что у обучающихся с ОВЗ есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.

2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что воспитанник имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.

3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что обучающийся свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие работы.

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.

Обучающиеся должны уметь:

  • безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома;

  • выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;

  • правильно переходить дорогу, перекресток;

  • различать сигналы светофора;

  • правильно переходить дорогу при высадке из транс­портного средства;

  • правильно вести себя в общественных местах;

  • правильно вести себя при встрече с животными;

  • оказать первую медицин­скую помощь при небольшом кровотечении.




  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Теорет.

Практич.

I.

Здравствуй школа!

9

3

5


1.1

Школа – мой дом.



1



Учить высказывать своё предположение (версию),

-учить работать по предложенному плану,

-учить отличать верно выполненное задание от неверного,

- выделять источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.

1.2

Я – дежурный.


1


1.3

Безопасный маршрут.



1

1.4

Двор нашей школы.



1

1.5

Мой адрес,мой дом, моя улица



1

1.6

Книга – наш друг, без неё как без рук


1


1.7

Как могут стать опасными домашние вещи?



1

1.8

Номера первой помощи.


1


II.

Азбука безопасности.

7

3

4

Учить различать группы транспорта по способу передвижения, по назначению,

-учить соблюдать правила

поведения,

-учить выполнять правила дорожного движения:

-дать понятие о дорожных знаках,

-опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.

2.1

Наш город и его транспорт.



1

2.2

Безопасный путь в школу и домой.



1

2.3

Мы - пассажиры.



1

2.4

Детям знать положено.


1


2.5


Улица полна неожиданностей


1


2.6

Помнить обязан любой пешеход!



1

2.7

Незнакомый предмет.



1


III.

Мир вокруг нас.

10

2

8



Ориентироваться в своей системе знаний:

-отличать новое от уже известного;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученные знания;

-слушать и понимать речь других;

-оформлять свою мысль в устной речи.

3.1

Как вести себя в общественных местах.


1


3.2

Магазины нашего города.



1

3.3

Правила покупки товаров.


1


3.4

Продуктовый магазин.



1

3.5

Отправляем письмо.



1

3.6

Зачем нужна парикмахерская?



1

3.7

«Экскурсия» в аптеку



1

3.8

Кинотеатр




1

3.9

Дом культуры.




1

3.10

Достопримечательности нашего города.



1

IV.

Береги свое здоровье.

8

5

2

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,высказывать предположение о последствиях необдуманных поступков,

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4.1

Домашняя аптечка.


1


4.2

Советы доктора Айболита



1

4.3

Соблюдение безопасности при общении с животными.


1


4.4

Культурные места отдыха



1

4.5

Наша безопасность летом.


1


4.6

Поведение на воде.


1


4.7

Съедобное, несъедобное.


1



Итого

33

13

20


















  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Теорет.

Практич.

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Универсальные учебные действия

I.

Здравствуй, школа!

9


3

5




1.1

Школа - мой дом

1

Правила приветствия работников школы,родителей , одноклассников

1




Умение приветствовать и общаться со взрослыми людьми и одноклассниками

1.2

Я - друг

1

Знак-во с обязанностями дежурного в классе.

Составление графика дежурств. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе.


1



Учить высказывать своё предположение (версию),

-учить работать по предложенному плану,

-учить отличать верно выполненное задание от неверного


1.3

Безопасный маршрут.

1

Составить безопасный маршрут от дома до школы.


1



Выделять источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть по дороге

1.4

Двор у дома

1

Закрепить у обучающихся знания о месте нахождения школы, правила поведения на пришкольной площадке.


1



Умение общаться во время отдыха и перемены,возможные опасности, правила поведения

1.5

«Мой адрес, мой дом, моя улица..»

Игра - путешествие

1

Формировать представления детей об улице; познакомить их с различными видами домов; знать адрес школы и дома, где живет обучающийся.


1




1.6


Книга – наш друг, без неё как без рук

1

Экскурсия в школьную и поселковую библиотеку. Знакомство с книгами


1



Развитие интереса к чтению, бережного отношения к книге

1.7

Как могут стать опасными полезные вещи?

1

Формировать представление об опасных вещах в школе и дома и как с ними обращаться.(компьютер, проектор,бытовая техника)

1




Расширять знания о причинах возникновения пожара, повторить номер телефона пожарной службы.

1.8

Номера первой помощи.

1

Повторить телефоны экстренных служб.

1





II.

Азбука безопасности

7


3

4




2.1

Наш город и его транспорт.


1

Расширять знания ребят о видах транспорта и его назначении; познакомить с опасными объек­тами

1









Учить различать группы транспорта по способу передвижения, по назначению,

-учить соблюдать правила

поведения,

-учить выполнять правила дорожного движения:

-дать понятие о дорожных знаках,

-опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.

2.2


1



1




2.3

Мы – поссажиры.

1

Формировать правила культуры поведения детей в общественном транспорте.

Сюжетно - ролевая игра «Автобус».


1




2.4

Детям знать положено.

1

Формировать знания о пре­дупреждающих, запрещающих и информационных знаках.


1




2.5


Улица полна неожиданностей

1

Добиваться осознанного понимания опасности игр на проезжей части; закрепить навыки правильного поведения на улице.


1





2.6

Помнить обязан любой пешеход!

1

Закрепить знания о понятиях «пешеход», «проезжая часть», продолжать знакомить ребят с дорогой, ее эле­ментами, правилами поведения на ней.

1





2.7

Незнакомый предмет.


1

Формировать правила поведения при обнаружении незнакомого предмета, учить предпринимать правильные действия.


1




III.

Мир вокруг нас.

10


3

7




3.1

Как вести себя в общественных местах.

1

Дать понятие «общественное место». Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1






Ориентироваться в своей системе знаний:

-отличать новое от уже известного;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученные знания;

-слушать и понимать речь других;

-оформлять свою мысль в устной речи.

3.2

Магазины нашего города.

1

Выяснить назначение магазинов, виды магазинов.

1





3.3

Правила покупки товаров.

1

Правила поведения в магазине. Выяснить, кто такой консультант.


1




3.4

Продуктовый магазин.

1

Учить делать покупки в разных отделах.

1





3.5

Отправляем письмо.

1

Познакомить детей с работой отделения связи, с функцией почты.


1




3.6

Зачем нужна парикмахерская?

1

Познакомить с назначением данного объекта.


1




3.7

«экскурсия» в аптеку

1

Закрепить знания о назначении аптеки.


1

!!!



3.8

Кинотеатр


1

Формировать знания о правилах поведения в кинотеатре.


1




3.9

Дом культуры.


1

Познакомить с помещениями Дома культуры; рассмотреть социальные и культурные объекты, расположенные в данном месте


1




3.10

Достопримечатель-

ности

нашей станицы.

1

Вертуальная экскурсия по памятным местам станицы.


1



Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ

IV.

Береги свое здоровье.

7


4

3




4.1

Советы доктора Айболита

1

Познакомить с правилами пер­вой медицинской помощи при легких травмах

1




Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,высказывать предположение о последствиях необдуманных поступков,

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4.2

Домашняя аптечка.

1

Использование содержимого аптечки для оказания первой помощи


1




4.3

Соблюдение безопасности при общении с животными.


1

Познакомить с правилами безопасного общения с животными (кошками, собаками).

1





4.4

Культурные места отдыха

1

Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере.


1



формирование представлений о разнообразных формах отдыха

4.5

Наша безопасность летом.

1

Формировать и прививать элементарные представления о правилах поведения в летний период, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.


1




4.6

Поведение на воде.

1

Знакомить с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь.

1





4.7

Съедобное, несъедобное.

1

Познакомить учащихся со съе­добными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями; нельзя определять на вкус гри­бы, плоды, растения.


1






Итого

33


13

20





















  1. МАТЕРИАЛЬНО ­- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Библиотечный фонд (для учителя)

  1. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.

  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

  3. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.

  4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.

  5. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.. СПб., 1996.

  6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.

  7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.




Библиотечный фонд (для обучающихся)

  1. А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.

  2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998.

  3. “Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2005 г.

  4. “Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г.

Технические средства обучения:

  • компьютер,

  • медиапроектор,

  • интерактивная доска,

  • наглядные материалы, плакаты

  • накопительные папки по отдельным темам,

  • медицинская аптечка,

  • бытовые приборы.