СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка элективного курса "Решение задач по химии" 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прдставлена пояснительная записка к элективному курсу 10 класса "Решение задач по химии"

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка элективного курса "Решение задач по химии" 10 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по химии» составлена на основе программы элективных курсов по химии 10-11. Г.А. Шипарева. М.: Дрофа, 2005.

Элективный курс на научном уровне раскрывает ряд теоретических вопросов школьного курса химии; способствует обобщению материал по общей, неорганической и органической химии.

Элективный курс рассчитан на 35 часов и предусматривает лекционные, семинарские, практические занятия. Курс содержит программу, тематическое планирование, методические рекомендации, список учебной литературы для учителя и обучающихся, дидактические материалы, примеры тестов для промежуточного контроля знаний и умений школьников и домашние задания.

Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блоку: «Органическая химия».

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления.

Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения школьниками учебного материала, что позволит в дальнейшем успешно заниматься в высших учебных заведениях по выбранному профилю (химия, биология, физика).


Цель элективного курса:

- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения; обучение школьников основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач и систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии.

Задачи элективного курса:

- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;

- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, органической химии;

- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;

- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

- развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения коллоквиумов

- подготовить школьников к районным и областным олимпиадам по химии.
































Содержание рабочей программы1. Углеводороды(12 ч) Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М. Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

2. Кислородсодержащие органические соединения (4 ч)

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.

3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества (8 ч)

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения. Нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК.

4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (11 ч)

Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алканы, алкены, алкины, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.






















Требования к уровню подготовки обучающихся Знать/Понимать: Важнейшие химические понятия - выявлять характерные признаки понятий: вещество, относительные атомные и молекулярные массы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии; - выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяс нения отдельных фактов и явлений; - принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; - гомологи, изомеры; - химические реакции в органической химии. Основные законы и теории химии: - применять основные положения химических теорий (строения атома, строения органических соединений) для анализа строения и свойств веществ; - понимать границы применимости указанных химических теорий. Важнейшие вещества и материалы – классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам; - объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;

характеризовать практическое значение данного вещества;

- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.

Уметь:

Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.

Определять/классифицировать:

- валентность химических элементов;

- вид химических связей в соединениях;

- пространственное строение молекул;

- окислитель и восстановитель;

- принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- гомологи и изомеры;

- химические реакции в органической химии (по всем известным классификационным признакам).

Характеризовать:

- строение и химические свойства изученных органических соединений.

Объяснять:

- зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;

- сущность изученных видов химических реакций и составлять их уравнения.

Решать задачи:

- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- нахождение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).