Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сургутский естественно-научный лицей
РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры начальной школы Протокол № от « ___» ______ 2018г. Заведующий кафедрой ________/ Т.А. Масловская | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/ Г.Ф. Предчук | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № от « ___» ______ 2018г. Директор ____________Н.Д. Ялчибаева |
Рабочая программа
по окружающему миру
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Бачкало Е.П.
Класс: 4 А, 4 Б, 4 В, 4 Г,4 Д
Количество учебных часов по программе: 68
Количество учебных часов в неделю: 2
г. Сургут
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование рабочей программы | Наименование основной образовательной программы ОО | Срок реализации | УМК, используемый при реализации рабочей программы | Составитель |
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса | Основная образовательная программа начального общего образования | 2018-2019 учебный год | 1.М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру.4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2012 год. 2.А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Перспектива». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2012 год. 3.А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2018 год. 5.А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2018 год. | Бачкало Екатерина Петровна |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643);
Фундаментальное ядро содержания начального общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
С учетом:
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"
Программы к завершённой предметной линии учебников по окружающему миру для 4 класса начальной общеобразовательной школы, авторы : А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» 2013.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2018-2019 учебный год.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
2. Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в мире природы и людей, ставить опыты, соблюдать правила здорового образа жизни. Данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Особенность построения курса состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Главной целью курса для 4-го класса является развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа. Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Задачи курса:
знакомство с языком географических карт, со словами и понятиями, с ними связанными, формирование умения путешествовать по карте;
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
формирование потребностей участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
формирование ценностного отношения к своему здоровью и понимания важности оздоровительного влияния природы на человека.
Содержание программы по окружающему миру направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.
3. Место учебного предмета в учебном плане лицея
Учебный план МБОУ Сургутского естественно-научного лицея предусматривает изучение окружающего мира в 4 классе в объёме 68 часов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе образовательной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир» лежат следующие ценностные ориентиры:
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету «Окружающий мир»;
стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);
понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;
понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
Учащийся получит возможность для формирования:
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;
интереса к творческим, исследовательским заданиям на уроках окружающего мира;
умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе фронтальной работы, выполнения групповой работы;
уважительного отношение к мнению собеседника;
умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;
понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе;
эстетического восприятия природы и объектов культуры, стремления к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознания личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Учащийся получит возможность научиться:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результаты учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений.
Учащийся получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учащийся получит возможность научиться:
правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
корректно формулировать свою точку зрения;
строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;
излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
контролировать свои действия в коллективной работе;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
|
Учащийся научится: различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека; объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. | Учащийся получит возможность научиться: отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты; давать оценку влиянию деятельности человека на природу; объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; |
|
Учащийся научится: приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования; характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и еѐ охране; выполнять правила поведения в природе; рассказывать об устройстве нашего государства; различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации; различать права и обязанности гражданина, ребенка; | Учащийся получит возможность научиться: определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения; делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы. демонстрировать это движение на моделях; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека; сравнивать погоду и климат. |
|
Учащийся научится: описывать достопримечательности столицы; описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство); называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; | Учащийся получит возможность научиться: сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма |
|
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пѐтр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ); |
|
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
6. Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Личностные | Внешняя оценка: неперсонифицированные мониторинговые исследования. |
Метапредметные | Комплексные задания на межпредметной основе. Итоговые проверочные работы. Портфолио достижений. |
Предметные | Стартовый контроль. Текущий: тестирование, проверочные работы, самостоятельные работы, творческие работы учащихся, контрольные работы. Промежуточная аттестация: комплексная работа по итогам обучения, проекты. |
Критерии оценивания
В текущей оценочной деятельности целесообразно использование традиционной системы отметок, разработанной в методическом письме МОиН РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (№ 1561/14-15, от 19.11.98 г.).
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
7. Содержание учебного предмета
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Человек и природа – 20 часов.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек и общество. Правила безопасной жизни – 48 часов.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Россия на карте, государственная граница России.Москва—столицаРоссии. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса включает четыре раздела:
«Мы - граждане единого Отечества» - 13 часов;
«По родным просторам» - 20 часов;
«Путешествие по реке времени» - 26 часов;
«Мы строим будущее России» - 9 часов.
Тематический план
| Основные разделы | Количество часов | Количество контрольных мероприятий |
практические работы | комплексная работа по итогам обучения |
I четверть | Мы - граждане единого Отечества | 13 | 1 | |
II четверть | По родным просторам | 20 | 1 | |
III четверть | Путешествие по Реке времени | 28 | 2 | |
IV четверть | В поисках всемирного наследия | 12 | 2 | 1 |
Итого: | | 68 | 6 | 1 |
В рабочей программе по окружающему миру для 4-х классов внесены дополнения элементов содержания в соответствии с системно – деятельностным подходом для качественной реализации программ, муниципальными диагностическими работами и функционированием внутренней системы оценки качества образования:
Учебный раздел | Элемент содержания | Причина корректировки |
Обобщение по разделу «Мы граждане единого Отечества». Экскурсия в краеведческий музей | Природа нашего края | Национальные, региональные, этнические особенности ХМАО – Югры учтены и реализуются через курс «Краеведение» интегрировано с предметом «Окружающий мир» |
Невидимое сокровище | Объяснять влияния человека на природу изучаемой природной зоны |
Кладовые Земли. | Природа Югры |
Путешествуя, познаём мир. | Охрана природы родного края |
Свет знания | Сферы познания: природа и культура | Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся |
Земля и Солнце | Притяжение Земли. Земля – планета Солнечной системы |
Земля – наш общий дом. | Путешествие в теплые края |
Охрана природы весной | Анализировать влияние современного человека на природу |
Учебно-тематический план
№п/п | Темы раздела | Количество часов | В том числе |
Проверочная работа | Проект | Комплексная работа по итогам обучения |
I | Мы – граждане единого Отечества |
1 | Общество-это мы | 1 | | | |
2 | Российский народ | 1 | | | |
3 | Конституция России | 1 | | | |
4 | Права ребенка | 1 | | | |
5 | Государственное устройство России | 1 | | | |
6 | Российский союз равных | 1 | | | |
7 | Государственная граница России | 1 | | | |
8 | Путешествие за границу России | 1 | | | |
9 | Сокровища России и их хранители | 1 | | | |
10 | Творческий союз | 1 | | | |
11 | Обобщение по разделу «Мы граждане единого Отечества». Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 1 | | |
12 | За страницами учебника. Наши проекты. | 1 | | 1 | |
13 | Контрольная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | | | 1 |
II | По родным просторам |
14 | Карта – наш экскурсовод. Практическая работа с картой | 1 | | | |
15 | По равнинам и горам. | 1 | | | |
16 | В поисках подземных кладовых. | 1 | | | |
17 | Наши реки | 1 | | 1 | |
18 | Озёра — краса Земли. Практическая работа с картой | 1 | 1 | | |
19 | По морским просторам. Практическая работа с картой | 1 | 1 | | |
20 | С севера на юг. Практическая работа с картой | 1 | 1 | | |
21 | В ледяной пустыне. Практическая работа с картой | 1 | 1 | 1 | |
22 | В холодной тундре. Практическая работа с картой | 1 | 1 | | |
23 | Среди лесов. Практическая работа с картой | 1 | 1 | | |
24 | В широкой степи. Практическая работа с картой | 1 | 1 | | |
25 | В жаркой пустыне. Практическая работа с картой | 1 | 1 | | |
26 | У теплого моря. Практическая работа с картой | 1 | 1 | | |
27 | Мы - дети родной земли. | 1 | | | |
28 | В содружестве с природой | 1 | | | |
29 | Как сберечь природу России. | 1 | | | |
30 | По страницам Красной книги. | 1 | | | |
31 | Контрольная работа по разделу «По родным просторам» | 1 | | | 1 |
32 | По заповедникам и национальным паркам | 1 | | | |
33 | Наши проекты. За страницами учебника | 1 | | | |
Ш Ш | Путешествие по реке времени |
34 | В путь по реке времени. | 1 | | | |
35 | Путешествуем с археологами | 1 | | 1 | |
36 | По страницам летописи. | 1 | | | |
37 | Истоки древней Руси. | 1 | | | |
38 | Мудрый выбор | 1 | | | |
39 | Наследница Киевской Руси | 1 | | | |
40 | Москва - преемница Владимира | 1 | | | |
41 | Начало Московского царства. | 1 | | | |
42 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | | 1 | |
43 | На пути к единству | 1 | | | |
44 | Начало Российской империи | 1 | | | |
45 | «Жизнь - Отечеству, честь - никому » | 1 | | | |
46 | Отечественная война 1812 года | 1 | 1 | | |
47 | Великий путь | 1 | | | 1 |
48 | Контрольная работа по теме «Российская империя» | 1 | | | |
49 | Золотой век театра и музыки | 1 | | | |
50 | Рассвет изобразительного искусства и литературы | 1 | | 1 | |
51 | В поисках справедливости | 1 | | | |
52 | Век бед и побед | 1 | | | |
53 | «Вставай страна огромная» | 1 | | | |
54 | Трудовой фронт России | 1 | | | |
55 | «Нет в России семьи такой …» | 1 | | | |
56 | После великой войны | 1 | | | |
57 | Достижения 1950 - 1970х годов | 1 | | | |
58 | За страницами учебника | 1 | | | |
59 | Контрольная работа по разделу «Путешествие по реке времени» | 1 | | | 1 |
| | | | | |
IV | Мы строим будущее России |
60 | Современная Россия | 1 | 1 | | |
61 | Здоровье России | 1 | | | |
62 | Умная сила России | 1 | | | |
63. | Светлая душа России | 1 | | | |
64. | Начни с себя | 1 | | | |
65 | Контрольная работа по разделу «Мы строим будущее России» | 1 | | | 1 |
66 | За страницами учебника. | 1 | | | |
67 | Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | | | |
68 | Итоговая годовая контрольная работа | 1 | | | 1 |
| Итого | 68 | 12 | 6 | 7 |
9. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир». http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php |
Учебник, учебное пособие | А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2017год. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2017год. |
Электронное приложение к УМК | Мультимедийное приложение к урокам «Уроки окружающего мира 1 – 4 классы» |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. – М.: Баласс, 2014. |
Методическое пособие с поурочными разработками | Окружающий мир («Наша планета Земля»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя/ Под ред.А.А. Вахрушева. – Изд. 2-е. – М: Баласс, 2012. |
Список используемой литературы | М.Т. Мазуренко, Т.А. Москалюк. Краски северного лета: Рассказы о растениях; Под ред. А.П. Хохрякова. – СПб.: ТОО «Алфавит», 1997. – 191 с. Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева. Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов; Под ред. Т.К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР). – http://school-collection.edu.ru; официальный сайт ОС «Школа 2100». – http://www.school2100.ru; официальный сайт ОС «Гармония». – http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/e_resurse.php; презентации, выполненные в программе «Microsoft Office PowerPoint», «Media Player Classic», картинки – Microsoft Office Picture Manager. |
Технические средства обучения | Компьютер, мультимедийный проектор. |