СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учитель года России - 2019". Пояснительная записка к методическому семинару "Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших результатов современного образования является формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, раскрывающие и детализирующие основные направленности метапредметных результатов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования одним из основных способов получения метапредметных результатов является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, создаются условия для развития творческого потенциала каждого ребенка.

Просмотр содержимого документа
«"Учитель года России - 2019". Пояснительная записка к методическому семинару "Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность".»

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2019»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»


Кувшинов Эдуард Александрович,

учитель технологии и ИЗО

высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сосновская средняя школа № 1»



Развитие творческих способностей учащихся

через проектную деятельность


Одним из важнейших результатов современного образования является формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, раскрывающие и детализирующие основные направленности метапредметных результатов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования одним из основных способов получения метапредметных результатов является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, создаются условия для развития творческого потенциала каждого ребенка. (Слайд 3)

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. При проектной деятельности у учащихся активно развиваются основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, анализировать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, уметь выбирать более технологичный способ изготовления. (Слайд 4)

Чтобы помочь ученикам раскрыться, необходимо стимулировать мотивацию их к творчеству. Метод проектов помогает направить учащихся на активизацию познавательной деятельности, на формирование творческого мышления школьников и их самореализацию в трудовой деятельности. (Слайд 5)

Для развития творческих способностей необходимо формировать потребность в самореализации. Это возможно через развитие интереса учащихся к художественному творчеству. Потенциал для развития творческих и иных способностей изначально есть у каждого, хотя и различен. Творческий потенциал личности составляют ее способности, знания, умения, а также направленность характера.

Проектный метод способствует созданию у обучаемых положительной мотивации, поскольку вовлеченному в проект ученику постоянно интересно, так как интерес тесно связан с созидательной активностью, когда ученик делает для себя открытие: «Я могу это сделать сам!». (Слайд 6)


Основная цель использования проектной деятельности: создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Задачи:

- развитие творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач на уроках технологии и во внеурочной деятельности;

- формирование у обучающихся активного использования знаний и умений полученных при изучении учебных предметов, кружковой деятельности и личного опыта;

- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

- развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность. (Слайд 7)


В ходе данной деятельности будут сформированы следующие УУД.

Личностные результаты

■ формирование познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

■ формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию самообразованию;

■ развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

■ проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

■ развитие эстетического сознания и творческой деятельности эстетического характера;

Метапредметные результаты

■ алгоритмизированное планирование процесса познавательно -трудовой деятельности;

■ определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

■ комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

■ выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

■ оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

Предметные результаты

■ практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

■ формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам

естественно - математического цикла в процессе деятельности;

■ овладение методами учебно - исследовательской и проектной деятельности,

решения творческих задач, моделирования, конструирования. (Слайд 8).


Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности. В.Б.Теплов

Согласно О.И. Нагель творчество = тв. способности + тв. активность

Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, а ней создаются.

Метод проектов – это комплексный, обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.

Этот метод не ставит перед собой задачи усвоения учащимися жестко заданного набора технологий, а способствует формированию и развитию у них общих способов организации проектной деятельности, основанных на знании свойств материалов, приемов и технологий их обработки, средств труда, конструктивных особенностей технологического оборудования.

(Слайд 9)

Проектное обучение получило широкое распространение в школах США в связи с развернутым в 90-х годах XIX века реформаторским образовательным движением, основной идеей которого стало требование переориентации обучения на интересы и опыт детей, на развитие творчества. Наиболее выдающимися представителями этого движения стали: Джон Дьюи - философ и идеолог педагогического прагматизма, Ч.Р. Ричардс, который первым употребил термин «проектное обучение», У.Х. Килпатрик, разработавший метод проектов, который получил широкое распространение

в школьном обучении. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Еще в 1891г. русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев отмечал: « Знания, конечно, ценны, но еще ценнее умение, искусство, способности. Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек мог сам учиться, чему нужно. Самое важное приобретение учащихся – умение правильно мыслить и говорить, умение учиться».

Идеи П.Ф. Каптерева легли в основу метода проектов, разработанного П.П. Блонским, который писал: «В школе ребенок, прежде всего, должен не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить. А школа должна стать местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни, при которой ученик не только учится, но и упражняется в самостоятельных знаниях. Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать. Российские учёные связывали метод обучения, прежде всего, с проблемой развития личности, подготовки её к жизни и дальнейшей деятельности. С.Т.Шацкий определил последовательность элементов этого обучения:

- реальный опыт ребёнка, который может быть выявлен педагогами;

- организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает ребёнок);

- знакомство с накопленным человеческим опытом (готовые знания);

- упражнения, закрепляющие новые знания и навыки. (Слайд 10)


Организуемый учебно-воспитательный процесс, ориентирован на использование метода проектов. Он помогает направить учащихся на активизацию познавательной деятельности, на формирование творческого мышления школьников и их самореализацию в трудовой деятельности. Это создает условия для развития творческих способностей учащихся.

Структура используемого мной метода проектов

(Слайд 11)

Создание оптимальных условий для развития творческого мышления, формирования исследовательских умений и навыков – основ развития творческих способностей учащихся при использовании метода проектов.

Необходимо:

Качественное использование ИКТ на уроках и в проектной деятельности;

Личностно – ориентированный подход к ученикам с учётом способностей и возможностей в самореализации, психологических и эмоциональных особенностей каждого ученика;

Совершенствование материально – технической базы и методического обеспечения школьной учебной мастерской для более качественного выполнения проектов учениками;

Совершенствование своего профессионального мастерства и овладению ИКТ на более высоком уровне. (Слайд 12)


На отдельном уроке предоставить ученику возможность самому разработать или внести изменения в изделие, технологию и показать это другим. Обсудить варианты.

Система уроков (проектный модуль).

а. Предложить варианты тем проектов, но предоставить возможность выбрать свою тему проекта. Ученики собирают первичную информацию (до начала проектной деятельности).

б. Помочь ученику выбрать проект (изделие) несколько более сложный (по знаниям, умениям, навыкам), чем он способен на данный момент.

в. Поддерживать положительную мотивацию при выполнении проекта, корректировать деятельность учеников.

г. Презентация деятельности на уроке, выставках, олимпиадах.

Система внеклассной работы позволяет работать ученикам разного возраста (знаний, умений) вместе, это предоставляет возможность учится друг у друга, перенимать опыт, помогать друг- другу. В отличие от урока кружковая деятельность позволяет выбрать более индивидуальное направление развития творческих способностей.

Единая система «урок – внеурочная работа». Урок плавно переходит во внеурочную деятельность, ученики применяют знания на практике, учатся новым направлениям по изготовлению изделий и их дизайну. А также готовятся к различным конкурсам. (Слайд 13)


Варианты тематического планирования. Ученики 5 класса только начинают проектную деятельность, поэтому лучше использовать несколько небольших проектов. Длительные проекты для них сложны.

Ученики 7 класса более опытные в проектной деятельности. Они выбирают более сложные проектные изделия. А для разработки и изготовления таких изделий требуется больше времени.

Для интересных и длительных проектов, а так же учитывая индивидуальные особенности учащихся нужно дополнительно использовать внеурочную деятельность.


5 класс

Технологии исследовательской и опытнической деятельности. 8 часов.

Занятие 1

Запуск проекта.

Выработка первоначальных идей.

Занятие 2

Подбор материалов и заготовок.

Изготовление изделия.

Занятие 3

Составление технологической карты.

Изготовление изделия по проекту.

Занятие 4

Изготовление изделия по проекту.

Самооценка и защита проекта.


7 класс

Технологии исследовательской и опытнической деятельности.

16 часов

Занятие 1

Запуск проекта.

Выработка первоначальных идей.

Занятие 2

Проработка лучшей идеи.

Технологическая документация.

Занятие 3

Подбор материалов.

Изготовление проектного изделия.

Занятие 4

Оформление документации.

Изготовление проектного изделия.

Занятие 5

Оформление документации.

Изготовление проектного изделия.

Занятие 6

Изготовление проектного изделия.

Сборка изделия.

Занятие 7

Расчет себестоимости. Отделка изделия.

Испытание изделий.

Занятие 8

Реклама проекта.

Защита проекта.

(Слайд 14)

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

2015-2016 г.

ВОШ: 1. Муниципальный этап, победители в 7 кл., 8 кл, 9 кл, 11 кл.

2. Региональный этап, 2 победителя: 9 кл. Алешенькин Дмитрий, 11 кл. Ногтев Андрей

3. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии: призер Ногтев Андрей 11 класс.

Районный конкурс ученических исследовательских работ: участник.

Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: участник (сертификат).

VI Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.

Международный творческий конкурс «Арткопилка», номинация: «Исследовательские и проектные работы» - лареуат 1 степени Коленков Михаил 9 класс.

Международный творческий конкурс «Росталант», номинация: «Исследовательские и научные работы, проекты – 1 место Алешенькин Дмитрий 9 класс.

Международный творческий конкурс «Арткопилка», номинация: «Исследовательские работы и проекты» - 1 место Ногтев Андрей 11 класс.

2016-2017

ВОШ: 1. Муниципальный этап,победители – 7, кл., 8 кл, 9 кл, 10 кл и два призера в 7 кл.

2. Региональный этап: призер - 10 кл. Алешенькин Дмитрий

Районный конкурс ученических исследовательских работ: призер.

Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: 3 участника.

VII Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.

Областной конкурс декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность», муниципальный этап – 2 призера

Областной конкурс технического творчества «Время, вперед!», муниципальный этап – 2 победителя и призер.

Областной конкурс проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней», муниципальный этап – победитель. Областной этап – грамота финалиста (Слайд 15)

2017-2018 г.

ВОШ: 1. Муниципальный этап, победители в 7, кл., 8 кл, 9 кл, 11 кл., призер 8 класс.

2. Региональный этап, победитель: 11 кл. Алешенькин Дмитрий, призер 9 кл. Королев Алексей.

3. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии: участник 11 кл. Алешенькин Дмитрий

4. Олимпиада «Звезда» - 4 участника.

Районный конкурс ученических исследовательских работ- призер.

Всероссийский интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» НИРО: 3 участника (сертификат).

VI l Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам» - участник.

Областной конкурс проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней», муниципальный этап – 2 победителя.

Областной конкурс технического творчества «Время, вперед!», муниципальный этап – 2 победителя.

За последние 3 года мои ученики также принимали участие:

1. в районном фестивалье декоративно-прикладного творчества «Город мастеров» 10 победителей и 8 участников;

2. в школьном конкурсе ученических исследовательских работ, где многие становятся победителями и призерами.

Школьный этап ВОШ по технологии

Год пров.

Кол-во участников

Кол-во победителей

Кол-во призеров

2016 г.

57

7

8

2017 г.

56

6

14

2018 г.

69

10

15

Активность учащихся и высокие результаты, получаемые ими на олимпиадах и конкурсах является свидетельством действенности данной методики. (Слайд 16)



Заключительный этап ВОШ в Санкт-Петербурге 2016. Ногтев Андрей – призер.

Использование проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся показывает высокую результативность. (Слайд 17,18)


Со своими наработками и практическими достижениями в профессиональной деятельности я знакомлю:

-в рамках РМО;

- участвуя в конкурсах педагогического мастерства;

- выступая с докладами (Липецк, Нижний Новгород)

-участие во Всероссийской научно-практической конференции (Томский государственный педагогический университет);

- публикации в социальных сетях: «Мультиурок», «Инфоурок» и др. (Слайд 19)


Список литературы


1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации". 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

ФГОС ООО

2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2007

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.,1996

4. Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924.

5. Методика трудового обучения с практикумом: учеб. Пособие для студентов. Пединститутов. / Под ред. Д.А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, – М.: АРКТИ, 2003.

7. Сасова И.А., ГуревичМ.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: «Вентана-Граф», 2003.

8. Самородский П. С. Проектно-технологическая подготовка школьников: Научно-методическое издание. – М.: Вентана-Граф, 2005.

9. Симоненко В.Д. Метод проектов инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология». Технологическое образование и предпринимательство. Брянск, 1997г.)

10. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.

11. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. (Слайд 20)