Методический семинар
на тему: «Системно-деятельностный подход в обучении. Из опыта работы»
Подготовила: Г.Э. Бекирова
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ «СШ №15 г. Евпатории»
Слайд 1
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
Слайд 2
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Слайд 3
Основные задачи образования Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Слайд 4
“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость.
Слайд 5
Что значит «деятельность»? Целеустремленная система, нацеленная на результат. Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, контрольно-оценочная, творческая, практическая. Формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Слайд 6
В действии порождается знание! . Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Слайд 7
Структура урока:
1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Затруднение в деятельности (проблемная ситуация ).
4. Первичное закрепление.
5. Самоконтроль и самооценка.
6. Рефлексия.
Слайд 8
Фрагмент урока «Окружающиего мира»: Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 9
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка.
-Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка
Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
– Интересно, не правда ли, что же это такое, если ее бьют, колотят, ворочают и режут?
Слайд 10
Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
– -Действительно, тема урока –
«Почва. Ее состав и свойства».
-Какая цель будет нашего урока?
-Узнать состав и свойства почвы.
- А для чего нам нужно знать, состав и свойства почвы?
Слайд 11
Математика
-Самоопределение к деятельности.
Вычислите:
28+26+22
35+17+13+15
3+3+3+3+3
Какая сумма лишняя и почему?
( Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных- разные.)
Слайд 12
Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? ( Умножением)
Замените (3 х 5=15)
Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым)
Что показывает второе число?(Сколько раз повторяется слагаемое)
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
(О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения)
-Значит, тема нашего урока …
Сформулируйте цель урока . Вспомнить смысл действия умножения.
- Где мы можем применить эти знания?
Слайд 13
Русский язык. Детям предлагается поработать в парах.
- К каждому слову найти проверочное слово, соединить его стрелкой. Вставить пропущенную букву.
- А какая это орфограмма? (Парная согласная в корне)
Ловок
гладок
близок
резок
лёгок
крепок
гибок
робок
сладок
ги – кий
ро – кий
кре – кий
ло – кий
сла – кий
лё – кий
гла - кий
бли – кий
ре – кий
Затем проверяем работы.
Слайд 14
РЕФЛЕКСИЯ
Самооценка
Я сегодня на уроке узнал…
Сегодня на уроке мне было трудно…
Сегодня на уроке мне было легко…
Слайд 15
От улыбки станет всем теплей…
Слайд 16
“ Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Д.Писарев