СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к программе по технологии 3 класс УМК "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана в соответствии с возможностями УМК  «Гармония»

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе по технологии 3 класс УМК "Гармония"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- с рекомендациями Примерной программы (Технология: программа 1-4 классы / Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 196с.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

- с возможностями УМК «Гармония»; издательство Смоленск: Ассоциация XXI век;

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (каких именно, смотреть в Основной образовательной программе школы по начальному общему образованию – ООП НОО).

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

Задачи изучения дисциплины:

- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур;

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразностисодержание получаемого образования не ограничиваетсяпрактико-технологической подготовкой, а предполагает освоение

на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексностисодержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типовучебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения резуль-татов практической деятельности: описание конструкции изделия,материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логическисвязных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией,восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессесоздания выразительного образа изделия).

Принцип вариативностисодержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы;

этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной(дополнительной) части.Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований намомент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму,материал на расширение и углубление знаний по теме, задания нареализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидностипредполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курсапроисходит последовательно от одного блока к другому, но в тоже время оно не является строго линейным. Изучение наиболееважных вопросов, с целью достижения необходимой глубины ихпонимания, строится таким образом, чтобы школьники моглиосваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам наразных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личностив ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологическойсфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Содержание курса позволяет реализовать принцип развитияпо целому ряду взаимосвязанных направлений:

Умственное развитие на уроках технологии обусловленотем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышлениялежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическаядеятельность человека, соединенная с умственной деятельностью,что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственныхдействий в процесс обучения включаются необходимые внешние,материальные действия. Они дают возможность невидимые внуренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, чтоучащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношениек объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнениезаданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств её гармонизации, правилхудожественной комбинаторики, особенностей художественногостиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия дляформирования представлений о наиболее гармоничных вещах исреде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современногодизайна. Школьники получают устойчивые и систематическиепредставления о достойном человека образе жизни в гармониис окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей дляхудожника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природыи существует рядом с ней, и данная программа побуждает детейзадуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами посебе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знанияо том, как в обычных утилитарных предметах повседневного бытав культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь

всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственныеи физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которойактивизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в со-держании курса система практических операций способствуетускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физическогои общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности,систематичности, последовательности).

Основные результаты освоения предметного содержания курса

«Технология» в 3 классе

Учащиеся будут знать:

- о предметном мире как основной среде обитания современного человека;

- о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);

- общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;

- наиболее распространённые виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторыхразновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;

- правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;

- о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;

- о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;

- о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;

- об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги.

Учащиеся могут знать:

- о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;

- о бионике как науке, использующей для решения технико- технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

- об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);

- о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приёмах стилизации природных форм в вещах;

- о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

Учащиеся будут уметь:

- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

- решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичноепереконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;

- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

- выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;

- соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;

- соблюдать безопасные приёмы работы на компьютере;

- выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;

- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;

- изготавливать изделия из различных пластических материалов;

- использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Учащиеся могут уметь:

- осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;

- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

- выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;

- конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущихи тематических проверок в течение всего учебного года. При текущем контроле проверяются знания и умения,которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, т.к. умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: практические работы, тесты, исследовательская деятельность.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

- чёткость, полнота и правильность ответа;

-соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

-аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

- целесообразность выбора цветового и композиционного решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

- «5» ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объѐме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

- «4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения недостаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

- «3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведѐнное время.

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умениедетей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:

- культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа;

- способы обработки материалов, использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;

- самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;

-создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.


Общая характеристика учебного предмета


В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляетсуть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическоеосвоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однакоданное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельностьучащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемамиработы в сторону проектирования вещей на основе сознательногои творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержанияусваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приемам практической работы). Интеграция интеллектуального, эмоциональногои практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.Программа курса обеспечивает результаты, необходимые длядальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.



Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом ибезобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

- понимание необходимости гармоничного сосуществованияпредметного мира с миром природы;

- чувство прекрасного, способность к эстетической оценкеокружающей среды обитания.

Могут быть сформированы:

- устойчивое стремление к творческому досугу на основепредметно-практических видов деятельности;

- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний иумений по различным видам творческой предметно-практическойдеятельности;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности;

- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели,изобретательность;

- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.


Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемойработы, сохранять порядок нарабочем месте;

-планировать предстоящую практическую работу, соотноситьсвои действия с поставленной целью;

- следовать при выполнении работы инструкциям учителя илипредставленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

- руководствоваться правилами при выполнении работы;

- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;

- осуществлять самоконтроль выполняемых практическихдействий, корректировку хода практической работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализациизамысла;

- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- находить необходимую для выполнения работы информациюв материалах учебника, рабочей тетради;

- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

- использовать знаково-символические средства для решениязадач в умственной или материализованной форме; выполнятьсимволические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск и отбирать необходимую информациюиз дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

- самостоятельно комбинировать и использовать освоенныетехнологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решенияопределённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этотобраз в материале;

- понимать особенности проектной деятельности, выдвинутьнесложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществитьвыбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их приорганизации собственной деятельности и совместной работы;

- в доброжелательной форме комментировать и оцениватьдостижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно организовывать элементарную творческуюдеятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путейего реализации, воплощение, защита.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно- художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формо-образовании, сборки и отделки изделия;

- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

- понимать общие правила создания предметов рукотворногомира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером изадачами предметно-практической творческой деятельности;

- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти

вещи);

- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).


Содержание учебного предмет, курса

Формы и образы природы – образец для мастера (10ч)

1. Вводный урок. Обсуждение тематики учебного года и первой четверти. Инструктаж по технике безопасности.

2. Образы природы в оригами. Композиция (коллективная или групповая работа) на плоскости и/или в пространстве.

3. Силуэт: красота линий и форм

4.Силуэт: строгий расчет.

5. Коллаж.

6.Конструирование декоративных изделий на основе природных форм (шара). Помпон из ниток.

7. Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти

8. Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации

9-10. Образы природы в изделиях из бисера. Технология изготовления элементов простой формы.

Характер и настроение вещи (9 ч)

1. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Открытка с окошком.

2. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Фигурная открытка.

3. Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах. Настольная карточка

4-5. Единство вещи и упаковки. Конструирование упаковки для подарка («Домик»).

6-7. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка.

8. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов.

9. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Новые приёмы конструирования и моделирования форм. Ёлочное украшение «звезда».

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля(9 ч)

1. Стиль и стилевое единство предметов быта. Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник).

2. Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки).

3. Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка».

4. Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке. Обложка из ткани для книги.

5. Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка).

6. Монограмма. Стебельчатый шов.

7. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия.

8. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка и оформление изделия.

9. Мини-проект: творческое конструирование. Доконструирование записной книжки по творческому заданию.

От мира природы – к миру вещей (6 ч)

1. Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок.

2-3. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений для детской площадки.

4. Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.

5. Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке.

6. Подведение итогов года. Итоговая выставка.


Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.

Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:

1) наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, бисер, природные и утилизированные материалы, гуашь;

2)инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.

1. Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

2. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

3. Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир. 3 класс / Методические

рекомендации. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.


Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся

1. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век; 2009

2.Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век,2013

Оборудование

1) комплект наглядных пособий;

2) классная доска с набором приспособления для крепления таблиц, картинок;

3) интерактивная доска

4) инструменты для обработки различных материалов.

5) коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».

6) муляжи «Овощи», «Фрукты».

7) модели геометрических фигур.

Электронно-программное обеспечение

1) компьютер

2) презентационное оборудование

3) Ресурсы Интернета:

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

http://www.nachalka.com/

http://www.zavuch.info/

- Методический центр: http://numi.ru/