Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы (Технология: программа 1-4 классы / Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 196с.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с возможностями УМК «Гармония»; издательство Смоленск: Ассоциация XXI век;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (каких именно, смотреть в Основной образовательной программе школы по начальному общему образованию – ООП НОО).
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразностисодержание получаемого образования не ограничиваетсяпрактико-технологической подготовкой, а предполагает освоение
на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексностисодержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типовучебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения резуль-татов практической деятельности: описание конструкции изделия,материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логическисвязных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией,восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессесоздания выразительного образа изделия).
Принцип вариативностисодержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы;
этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной(дополнительной) части.Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований намомент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму,материал на расширение и углубление знаний по теме, задания нареализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидностипредполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курсапроисходит последовательно от одного блока к другому, но в тоже время оно не является строго линейным. Изучение наиболееважных вопросов, с целью достижения необходимой глубины ихпонимания, строится таким образом, чтобы школьники моглиосваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам наразных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личностив ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологическойсфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развитияпо целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловленотем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышлениялежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическаядеятельность человека, соединенная с умственной деятельностью,что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственныхдействий в процесс обучения включаются необходимые внешние,материальные действия. Они дают возможность невидимые внуренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, чтоучащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношениек объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнениезаданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств её гармонизации, правилхудожественной комбинаторики, особенностей художественногостиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия дляформирования представлений о наиболее гармоничных вещах исреде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современногодизайна. Школьники получают устойчивые и систематическиепредставления о достойном человека образе жизни в гармониис окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей дляхудожника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природыи существует рядом с ней, и данная программа побуждает детейзадуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами посебе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знанияо том, как в обычных утилитарных предметах повседневного бытав культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь
всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственныеи физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которойактивизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в со-держании курса система практических операций способствуетускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физическогои общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности,систематичности, последовательности).
Основные результаты освоения предметного содержания курса
«Технология» в 3 классе
Учащиеся будут знать:
- о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
- о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);
- общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;
- наиболее распространённые виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторыхразновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;
- правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;
- о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;
- о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;
- о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;
- об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги.
Учащиеся могут знать:
- о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
- о бионике как науке, использующей для решения технико- технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
- об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);
- о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приёмах стилизации природных форм в вещах;
- о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.
Учащиеся будут уметь:
- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
- решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичноепереконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
- выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
- соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
- соблюдать безопасные приёмы работы на компьютере;
- выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;
- изготавливать изделия из различных пластических материалов;
- использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Учащиеся могут уметь:
- осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;
- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;
- конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущихи тематических проверок в течение всего учебного года. При текущем контроле проверяются знания и умения,которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, т.к. умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: практические работы, тесты, исследовательская деятельность.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа;
-соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
-аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора цветового и композиционного решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
- «5» ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объѐме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
- «4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения недостаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
- «3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведѐнное время.
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умениедетей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
- культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа;
- способы обработки материалов, использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;
- самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;
-создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляетсуть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическоеосвоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однакоданное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельностьучащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемамиработы в сторону проектирования вещей на основе сознательногои творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержанияусваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приемам практической работы). Интеграция интеллектуального, эмоциональногои практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.Программа курса обеспечивает результаты, необходимые длядальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом ибезобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществованияпредметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценкеокружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основепредметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний иумений по различным видам творческой предметно-практическойдеятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели,изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемойработы, сохранять порядок нарабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу, соотноситьсвои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя илипредставленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практическихдействий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализациизамысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информациюв материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решениязадач в умственной или материализованной форме; выполнятьсимволические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информациюиз дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенныетехнологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решенияопределённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этотобраз в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинутьнесложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществитьвыбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их приорганизации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оцениватьдостижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческуюдеятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путейего реализации, воплощение, защита.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно- художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формо-образовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворногомира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером изадачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти
вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Содержание учебного предмет, курса
Формы и образы природы – образец для мастера (10ч)
1. Вводный урок. Обсуждение тематики учебного года и первой четверти. Инструктаж по технике безопасности.
2. Образы природы в оригами. Композиция (коллективная или групповая работа) на плоскости и/или в пространстве.
3. Силуэт: красота линий и форм
4.Силуэт: строгий расчет.
5. Коллаж.
6.Конструирование декоративных изделий на основе природных форм (шара). Помпон из ниток.
7. Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти
8. Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации
9-10. Образы природы в изделиях из бисера. Технология изготовления элементов простой формы.
Характер и настроение вещи (9 ч)
1. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Открытка с окошком.
2. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Фигурная открытка.
3. Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах. Настольная карточка
4-5. Единство вещи и упаковки. Конструирование упаковки для подарка («Домик»).
6-7. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка.
8. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов.
9. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Новые приёмы конструирования и моделирования форм. Ёлочное украшение «звезда».
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля(9 ч)
1. Стиль и стилевое единство предметов быта. Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник).
2. Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки).
3. Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка».
4. Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке. Обложка из ткани для книги.
5. Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка).
6. Монограмма. Стебельчатый шов.
7. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия.
8. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка и оформление изделия.
9. Мини-проект: творческое конструирование. Доконструирование записной книжки по творческому заданию.
От мира природы – к миру вещей (6 ч)
1. Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок.
2-3. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений для детской площадки.
4. Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.
5. Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке.
6. Подведение итогов года. Итоговая выставка.
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.
Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:
1) наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, бисер, природные и утилизированные материалы, гуашь;
2)инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.
1. Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
2. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
3. Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир. 3 класс / Методические
рекомендации. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся
1. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век; 2009
2.Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век,2013
Оборудование
1) комплект наглядных пособий;
2) классная доска с набором приспособления для крепления таблиц, картинок;
3) интерактивная доска
4) инструменты для обработки различных материалов.
5) коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».
6) муляжи «Овощи», «Фрукты».
7) модели геометрических фигур.
Электронно-программное обеспечение
1) компьютер
2) презентационное оборудование
3) Ресурсы Интернета:
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com/
http://www.zavuch.info/
- Методический центр: http://numi.ru/