ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения в 10 классе учителем английского языка Хахалкиной Г.Н.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы:
Закон «Об образовании в РФ» принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Санитарно-эпидемиологичекие правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10 «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357)
Устав МАОУ «СОШ № 13
Учебный план МАОУ «СОШ № 13».
Программа рассчитана на 102 часa учебного времени с учётом праздничных дней (3 часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения контрольных (2).
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника New Millennium English 10, Английский язык нового тысячелетия для 10 класса общеобразовательных учреждений, О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая и др., издание второе, с изменениями.- Обнинск: Титул, 2003г., а также дополнительных пособий: для учителя- Книга для учителя к учебнику New Millennium English 10. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Содержание учебного предмета
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения английскому языку как
Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной): речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение ; языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое а культуре родной страны и страны изучаемого языка; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования. Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка.
Приобретение и углубление предметных и межпредметных знаний, их использование в практической деятельности и повседневной жизни. Овладение более сложными видами деятельности, в том числе творческой: расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориентироваться в функциональных типах текста на английском языке, делать краткие сообщения на английском языке, использовать при необходимости перевод с английского языка на русский. Освоение вышеперечисленных компетенций с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения разнообразных жизненных задач.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения- говорение, чтение, аудирование, письмо (речевая компетенция). Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств, языковые знания и умения (лексика, грамматика, фонетика). Это содержание обучения является базой для развития языковой/ лингвистической компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие социокультурной, учебно-познавательной, рефлексивной и компенсаторной компетенций. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение английского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Обучение иностранному языку нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому). Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс. На старшей ступени обучения предусматривается развитие учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычные и одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу; ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте; обобщать информацию, выделять ее из различных источников С учетом специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса английский язык.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как интегративной цели обучения будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. На старшем этапе обучения принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои взгляды, аргументированно вести дискуссию и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
Условия реализации программы.
В состав УМК входит:
1. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия/ New Millennium English: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю.Казырбаева, В.В.Клименко и др.-3-е издание, исправленное и переработанное.- Обнинск: Титул,2012- 176 с.
2. Программа курса английского языка к УМК Английский язык нового тысячелетия/ New Millennium English для 5-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, Т.Н.Рыжкова.- Обнинск: Титул,2010- 224 с.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Хорошее начало в жизни Снова в школу. Повторение и закрепление видо-временных форм Present Simple, Past Simple, Future Simple. Снова в школу. Что я чувствую? Воспоминания о школе. Школьные правила. Школьный дресс-код. Чтение поста из интернета. Дневниковые записи. «Город против университета». Санкт-Петербургский и Кэмбриджский университет. Жизнь студентов Кэмбриджского университета. Они путешествуют по всему миру. Интервью со служащим программы образовательных обменов. Грамматическая структура «used to be». Модальные глаголы для выражения запрета и разрешения. Видео: «Школьная форма в разных странах мира». | 15 |
2 | Личность Прямые парни. Молодёжное течение Стрейт-Едж. Такие же или другие? Молодёжные субкультуры: панки, готы, хиппи. Принадлежность к группе: «За» или «Против». Как воспитать уверенность в себе. Волнующий запах успеха. Интервью с известной киноактрисой. Сыграй в свою игру. Язык тела. Словообразование с помощью in-, im-, un-, -ance, -ence | 11 |
3 | Давайте праздновать Что такое традиция? Праздники и их символы. Интервью об английских традициях. Традиции и обычаи Великобритании. Говоря начистоту. Выражения отношения к традиционным праздникам в современном мире. Экзотические праздники: Карнавал Ноттинг-Хилл. Праздник Святого Патрика. Традиции семейной трапезы. Индийский фестиваль Холи. Грамматические структуры, выражающие возможность: may have+Ved(3), might have+ Ved(3). Повторение видовременных форм Present Simple, Past Simple, Present Pefect. | 13 |
4 | Корень всех бед Вы материалист? Моё отношение к материальным ценностям. Борьба за жизнь. Проблема бедности. Словообразование: префиксы с негативным значением, V-ing формы. Планируете ли вы свой бюджет? Что означает слово «бюджет»? Нет лёгких путей к успеху. Условные предложения 1-2 типа. | 12 |
5 | Семейные вопросы На чём держится семья? Газетная статья о большой семье. Семейные ценности. Как только стану взрослой… Проблемы подросткового возраста. Выражение раздражения с помощью Present Continuous. Закрепление лексики Я живу на чемоданах. Проблемы взаимоотношений в семье. Давайте построим мост. Конфликт поколений. Письма в подростковые журналы. Подростковый слэнг. Как поступить в конфликтной ситуацию. Совет с глаголами Should/Should not. | 12 |
6 | Спорт Почему вы выбрали спорт? Роль спорта в жизни людей. Present Perfect. Настоящее совершенное время. Стоит ли жертвовать всем? Проблемы профессионального спорта. Интервью со знаменитыми спортсменами. Высокий результат любой ценой? Условные предложения 2 и 3 типа. Проблема применения стимуляторов в спорте. Экстремальные виды спорта. Почему они занимаются этим? | 10 |
7 | Жизнь животных Рожденные служить? Страдательный залог Passive Voice. Взаимоотношения людей и животных. Кого можно держать дома? Интервью с американским ветеринаром. Пассивный залог с глаголом should. Экзотические животные в роли домашних питомцев: «за» или «против». Как им помочь? Чтение: диаграмма, постер, информационный листок. Как им помочь? Лингвистические особенности разных текстов. | 10 |
8 | Компьютеры Влияние новых технологий на жизнь человека, профессиональное самоопределение. Что день грядущий нам готовит? Журнальная статья о будущем книги в мире компьютеров. Компьютер, его составные части. Способы выражения прогноза на будущее. Компьютеры. Компьютерная терминология. Компьютеры: друзья или враги? Компьютеризированное образование. Компьютеризированное образование. Еще один вид зависимости? Психолог о компьютерной зависимости. Язык – это весело. Знакомство со стилистическими особенностями японской поэзии (хокку). Лингвистические игры. Поиск эквивалентов для перевода английских пословиц. | 19 |
2