6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
на 2020-2021 учебный год
Уровень обучения (класс): начальное общее, 2 «Б» класс.
Количество часов по программе - 35. Количество часов в неделю - 1.
Уровень: базовый
Учитель: Гадзиян Каринэ Ремиковна
Программа разработана на основе авторской программы начального общего образования предмета «Изобразительное искусство» под редакцией Неменского Б.М.: Просвещение, 2015год. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 класс.
Учебник: Изобразительное искусство 2 класс Е.И. Коротеева, под ред. Б.М. Неменского: – М: Просвещение, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2020 г. N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования", утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года №345.
5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями (с изменениями на 22 мая 2019 года)
6. Письмо Минобразования Ростовской области от 22.06.2016 № 24/4.1.1-4546 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей №20» на 2016-2021 годы.
8. Устав МБОУ «Лицей №20».
9. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Лицей «20» (Приказ №219 от 27.08.2020).
10.Учебный план МБОУ «Лицей «20» на 2020-2021 учебный год (Приказ №219 от 27.08.2020).
11. Программно-методическое обеспечение Учебного плана МБОУ «Лицей №20» на 2020-2021 учебный год.
12. Расписание уроков МБОУ «Лицей «20» на 2020-2021 учебный год (Приказ №219 от 27.08.2020).
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Нормы оценивания работ по предмету соответствуют «Критериям и нормам оценки предметных и планируемых результатов обучающихся МБОУ «Лицей №20» по изобразительному искусству» (Приказ №219 от 27.08.2020).
Программа фактически будет реализована во 2 «Б» классе за 35 часов в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ «Лицей №20» на 2020-2021 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Ученик научится:
- эстетически оценивать явления природы; события окружающего мира;
- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- узнавать, воспринимать описывать и эмоционально оценивать произведения искусства;
- обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- передавать в деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- применять в деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
Ученик получит возможность научиться:
• - ценить и понимать красоту природы своей Родины;
находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками;
- овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами;
- находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности;
- находить природные узоры в окружающей действительности;
- владеть простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации;
- придумывать свой орнамент, выполняя эскиз на бумаге;
- анализировать из каких основных частей состоят дома;
- владеть первичными навыками конструирования из бумаги;
- составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения в технике аппликаций;
- конструировать из бумаги простые и бытовые предметы;
- создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира;
- овладеть художественными приемами работы с бумагой, графическими материалами, красками;
- придумывать декор на основе заданной инструкции;
- повторять систему действий с художественными материалами, выражая собственный замысел;
- сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом;
- создавать композиции на заданные темы.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Наименование раздела | Основные изучаемые вопросы | Виды деятельности обучающихся | Форма организации учебного занятия |
«Как и чем работает художник?» (8ч) | Три основные краски – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). | Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше). Осваивать приёмы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). | Изучение нового материала. Урок, игра, самостоятельная работа, урок-сказка, урок-путешествие. |
«Реальность и фантазия» (7ч) | Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | Рассматривать, изучать и анализировать строение различных животных. Закреплять навыки работы от общего к частному. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Осваивать приёмы создания орнамента :повторение модуля , ритмическое чередование элемента. Создавать украшения, используя узоры. Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать новые приёмы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. | Урок общеметодологической направленности. Индивидуальная, парная, фронтальная работы, занятия по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков. |
«О чём говорит искусство» (11ч) | Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Знакомство с анималистическими изображениями. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чём говорят украшения. Образ здания. Образы зданий и окружающей жизни. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств, для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Понимать роль украшения в жизни человека. Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. | Индивидуальная, групповая, фронтальная работы, занятия по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков Формы организации обучения: урок, игра, самостоятельная работа. |
«Как говорит искусство» (7ч) | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять теплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы. | Индивидуальная, групповая, фронтальная работы, занятия по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков Формы организации обучения: урок, игра, самостоятельная работа. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» ВО 2 «Б» КЛАССЕ
УМК «ШКОЛА РОССИИ» НА 2020-2021 уч. год
(33 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Дата проведения | Тема урока |
Чем и как работают художники? (8 часов) |
1 | | Гуашь. Цветочная поляна |
2 | | Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия |
3 | | Восковые мелки. Букет осени |
4 | | Восковые мелки. Букет осени |
5 | | Аппликация из осенних листьев |
6 | | Аппликация "Осенний ковер" (коллективная работа) |
7 | | Графические материалы. Волшебный цветок |
8 | | Пластилин. Древний мир |
Мы изображаем, украшаем, строим… (8 часов) |
9 | | Изображение и реальность. Птицы родного края |
10 | | Изображения и фантазия. Сказочная птица |
11 | | Изображения и фантазия. Сказочная птица |
12 | | Украшение и реальность. Паутинка |
13 | | Украшение и фантазия. Кружева |
14 | | Постройка и реальность. Мой дом |
15 | | Постройка и фантазия. Городок - коробок (коллективная работа) |
16 | | Постройка и фантазия. Городок - коробок (коллективная работа) |
О чем говорит искусство? (9 часов) |
17 | | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море |
18 | | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных |
19 | | Образ человека и его характер (женский образ) |
20 | | Образ человека и его характер (женский образ) |
21 | | Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) |
22 | | Выражение характера человека через украшение |
23 | | Выражение намерений человека через конструкцию и декор |
24 | | Выражение намерений человека через конструкцию и декор |
25 | | Обобщение темы четверти. Космическое путешествие |
Как говорит искусство? (8 часов) |
26 | | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета |
27 | | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета |
28 | | Цвет как средство выражения. Автопортрет |
29 | | Пятно как средство выражения. Силуэт |
30 | | Пятно как средство выражения. Силуэт |
31 | | Линия как средство выражения. Мыльные пузыри |
32 | | Цвет, ритм, композиция - средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) |
33 | | Итоговый урок года. Путешествие с Бабой – ягой. |
СОГЛАСОВАНО | РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ |
Протокол заседания методического совета | Протокол заседания методического объединения |
№ 1 от 31 .08.2020 г. | № 1 от 28.08.2020 г. |
Председатель методического совета | Председатель методического объединения |
Н.В. Нор-Аревян | Н.Г. Степаненко |