Пояснительная записка курса Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения
Рабочая программа по биологии для 7х классов средней школы составлена на основе примерной программой по биологии, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б.Захарова (линейный курс) и ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради (программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Автор Н. И. Сонин. В. Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012 г.)
Цели и задачи курса
Целями биологического образования являются:
социализация обучающихся, то есть вхождение их в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию обучающихся в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; формирование экологического сознания, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение биологии в 7 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю). При этом обязательная часть изучаемого предмета составляет 70% (25 часов) и часть, формируемая участниками образовательного процесса 30% (10 часов). Эти 30% учебного времени трансформировались во внутрипредметный образовательный модуль «Исследовательская лаборатория». Целью введения данного модуля является повышение мотивации учащихся к ведению исследовательской деятельности, усиления практической направленности курса, формирование УУД (в особенности коммуникативных).
Содержание программы
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения
7 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. От клетки до биосферы (6 часов)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере. Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе. Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов. Организмы различной сложности. Границы и структура биосферы.
Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.
Представители фауны и флоры различных эр и периодов.
Родословное древо растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;
— основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный;
— подразделение истории Земли на эры и периоды;
— искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;
— принципы построения естественной системы живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;
— объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;
— иметь представление о естественной системе органической природы;
— давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объём и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;
— определять аспект классификации и проводить классификацию;
— выстраивать причинно-следственные связи.
Раздел 2. Царство Бактерии (3ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать планконспект темы, используя дополнительные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов. . Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
«Строение плесневого гриба мукора».
Демонстрация
Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
«Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
* Знание названий систематических таксонов не является обязательным для учащихся.
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 4. Царство Растения (18 ч)
Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ; СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИ (3 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
«Изучение внешнего вида и строения водорослей».
Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (2 ч)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.
Лабораторные и практические работы
«Изучение внешнего вида и строения мхов».
Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (4ч)
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников.Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторные и практические работы
«Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща». «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников» (на схемах).
Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (3 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
«Изучение строения и многообразия голосеменных растений*». «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)».
Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (6 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения, строения цветка.
Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*. «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику царства Растения;
— объяснять роль растений в биосфере;
— характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (3 ч)
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе. Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация
Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.
Лабораторные и практические работы
Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Лабораторные и практические работы
Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.
Лабораторные и практические работы
Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определение понятия «фитоценоз»;
— видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;
— роль растений в жизни планеты и человека;
— необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.
Учащиеся должны уметь:
— определять тип фитоценоза;
— выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;
— обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существующую программу курса;
— учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;
— иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.);
— осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов;
— под руководством учителя оформлять отчёт о проведённом наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
— Соблюдение учащимися правил поведения в природе;
— осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;
— умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Тематический план учебного предмета «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения»
(1 ч в неделю; 35 учебных недель)
№ | Наименование раздела | Всего часов | Из них |
Лабораторные и практические работы | Контрольные работы |
1 | От клетки до Биосферы | 6 | | Входной контроль, «От клетки до биосферы» |
2 | Царство Бактерии | 3 | .Лабораторная работа 1 «Строение Прокариотической клетки» | |
3 | Царство Грибы | 5 | Лабораторная работа 2 «Строение плесневого гриба мукора» Практическая работа 1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | Контрольная работа по темам «Бактерии, «Грибы», «Лишайники». |
4 | Царство Растения | 18 | Лабораторная работа 3 «Внешнее строение водорослей» Лабораторная работа 4 «Внешнее строение мхов» Лабораторная работа 5 «Внешнее строение спороносящего хвоща» Лабораторная работа 6 «Внешнее и внутреннее Строение папоротников» Лабораторная работа 7 «Изучение строения и многообразие голосеменных растений». Лабораторная работа 8 «Строение покрытосеменных растений» | Промежуточный контроль , «Споровые сосудистые растения» «Голосеменные растения» |
5 | Растения и окружающая среда | 3 | | Промежуточный итоговый контроль |
| ИТОГО | 35 | | |
Материально-техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект:
1.Сонин, Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс - учебник / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014.
2.Захаров, В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов» / В. Б. Захаров,Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2014.
Для учителя:
1. А.В. Марина, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс, М.: Дрофа, 2015.
4.Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015.
2. Биология. 7 класс: рабочая программа по учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. УМК «Живой организм». Линейный курс /авт.-сост. И.В. Константинова. – Волгоград: Учитель, 2016.
3. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением /О.О. Ващенко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014. (Книга + диск)
Интернет-ресурсы:
- Программа по биологии. - Режим доступа : http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/ programms
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school- collection.edu.ru
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
- знать
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
- уметь
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп прокариот, грибов и растений;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Критерии оценки.
Оценка устных ответов учащихся.
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полностью раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка лабораторных работ.
Отметка «5»:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.
- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Отметка «3»:
- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2»:
- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.