Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора № 70 от 27.06.2018г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Химия
Образовательная область: естествознание
Класс: 10-11
с. Коргон, 2018 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Настоящая программа по химии для 10-11 класса создана на основе следующих документов:
-Примерной программы по химии для 10-11 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;
- Примерные программы основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по химии к учебникам для 8-11 классов (авторы О. С. Габриелян);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»
Учебно-методический комплект
- Габриелян, О.С. Химия. 10 кл. учебник для. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009. - 271 с
- Габриелян, О.С. Химия. 11 кл. учебник для. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009. - 271 с
Вклад учебного предмета «Химия» в общее образование
Мировая и национальная система общего образования претерпевает в настоящее время интенсивные изменения. Она активно вовлечена в процесс глобализации, где становится основным механизмом реализации модели устойчивого развития мира, приобретает новые свойства: гуманизм, интеграцию, динамизм, мобильность, личностно ориентированный характер.
Российское общее образование находится на стадии завершения модернизации и претерпевает существенные изменения во всех своих компонентах.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
В системе общего образования и выполнения его целей учебный предмет «Химия» вносит весомый вклад в обучение, развитие и воспитание школьников, в формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения. Изучение химии является одним из компонентов процесса разностороннего развития и воспитания обучающихся; становления их индивидуальности; способности адаптироваться и использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовать себя в условиях современного общества.
Изучение химии способствует решению общейцели естественнонаучного образования -дать единое представление о природе,сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическуюкультуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общихключевых компетенций, в воспитание трудолюбия, экологической и потребительской культуры учащихся.
Цели учебного предмета «Химия»
-развитие информационных общеучебных умений, а именно умений находить, понимать, перерабатывать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, создавать мультимедиапрезентации, эссе и др.;
-осознание ценности химической информации и образования, значимости знаний химии для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
-развитие у учащихся интеллекта, нравственности, коммуникативности, понимания общественной значимости науки химии и её технологий как источника получения многих жизненно важных продуктов и материалов;
-формирование позитивного отношения к химии как возможной области дальнейшего химического образования и профессиональной деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение химии в 10 классе - 35 часов, т.е. 1 час в неделю.
№ | Класс | Кол-во часов |
1 | 10 | 35 |
2 | 11 | 34 |
Итого | 69 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен знать:
-Понятия органическая химия, природные, искусственные и синтетические материалы;
- основные положения ТХС, понятия изомер, гомолог, гомологический ряд, пространственное строение;
-правила составления названий классов органических соединений;
-качественные реакции на различные классы органических соединений;
-важнейшие физические и химические свойства основных представителей изученных классов органических веществ;
-классификацию углеводов по различным признакам;
-характеристики важнейших классов кислородсодержащих веществ;
-классификацию и виды изомерии;
-правила техники безопасности.
-важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
-важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
-Составлять структурные формулы изомеров;
-называть основные классы органических веществ по международной номенклатуре;
-строение, гомологические ряды основных классов органических соединений;
-составлять уравнения химических реакций, решать задачи;
-объяснять свойства веществ на основе их строения;
-уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения;
-определять возможность протекания химических реакций;
-решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества по значению массовых долей химических элементов и по массе продуктов сгорания;
-проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников;
-грамотно обращаться с химической посудой и оборудованием;
-использовать полученные знания для применения в быту.
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
-объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Перечень контрольно-измерительных материалов
- Зуева М. В., Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 кл.:Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 160с.
- Комиссарова Л. В. Химия: Контрольные и проверочные работы., 2002.-77с.
- Павлова Н. С. Контрольные и самостоятельные работы по химии:./Н. С. Павлова.-М.:Экзамен,2009.-221с.
- Приложение 3.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 10 КЛАССЕ
Тема 1. Введение (2 часа)
Основные понятия: органическая химия, природные. Искусственные и синтетические органические вещества.
Тема 2. Углеводороды (10 часов)
Основные понятия: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Гомологические ряды. Химические свойства углеводородов.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (9 часов)
Основные понятия: Спирты, фенолы, альдегиды и кетоны. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Дисахариды и полисахариды. Функциональная группа. Качественная реакция.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (4часа)
Основные понятия: Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.
Тема 5. Биологически активные вещества (4 часа)
Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6 часов)
Основные понятия: Полимеры. Пластмассы, волокна.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 11 КЛАССЕ
Тема 1
Строение вещества (11ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Единая природа химической связи. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние веществ а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.
Тема 2.
Химические реакции(8 ч)
Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо - и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул «бутана и изобутана.
Тема 3.
Вещества и их свойства (12ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов и неметаллов.
Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Введение. | 2 | | |
3 | Углеводороды | 10 | 1 | 1 |
4 | Кислородсодержащие органические соединения. | 9 | 1 | 2 |
5 | Углеводы | 4 | | 1 |
6 | Азотсодержащие органические соединения. | 4 | | 2 |
7 | Биологически активные вещества | 6 | 1 | 3 |
Учебно-тематический план
11 класс
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Строение веществ | 13 | 1 | 1 |
2 | Химические реакции | 9 | 1 | |
3 | Вещества и их свойства | 12 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
3. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наглядные пособия
- Таблицы: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов, типы химической связи, массовая доля вещества, химические соединения,
- Модели строения атома, кристаллические решетки
- Оборудования: колбы, пробирки, штативы, реактивы, химические вещества
Средства обучения
-учебно-лабораторные оборудования и приборы
- учебно-практическое оборудование
Экранно-звуковые пособия
- Безопасность на уроках химии
- Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца.
- Химия. Электронная библиотека.
- Виртуальная лаборатория. Химия (8-11 класс)
Интернет-ресурс
-http://megaresheba.ru/publ/reshebnik/khimija/8_klass_gabrieljan/30-1-0-1047 для учителя химии
-http://slovo.ws/resh/005/08/05/ для учителя химии
-http://kopilkaurokov.ru/himiya?class=10 уроки по химии
-http://www.gdz.name/reshebnik-2015/himija-9-klass-gabrielyan-zadanie-16-5 по химии 8-11 класс
10