СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к Рабочей программе учиеля истории(5-9 классы)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к Рабочей программе учиеля истории(5-9 классы)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа основного общего образования по «Истории» (далее Программа) для учащигся 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «История». 5-9классы / сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В., Хаталах О.В. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 83 с.; действующего Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, Концепции исторического развития Донбасса и содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению на уровне основного общего образования.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. Процесс изучения истории в рамках основного общего и среднего общего образования с 5 по 11 класс определяется: условием линейного построения процесса изучения, условием приоритета синхронности изучения и условием последовательности изучения.

Знакомство с историческими событиями начинается в V классе с курса «История древнего мира» и завершается, согласно принципа линейности, изучением периода мировой и отечественной истории, охватывающим события XX - до начала XXI в., который изучается в 10-11 классе.

Учебный предмет «История» включает в себя два курса: «Всеобщая история» и «История Отечества (История России и Донецкого края)». Учебные курсы «История Отечества (История России и Донецкого края)» и «Всеобщая история» изучаются с приоритетом синхронно-параллельного изучения на каждой образовательной ступени. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Главной особенностью изучения истории в данном учебном году является изменение хронологии изучаемых периодов в контексте синхронизации изучения курсов всеобщей истории и истории России согласно Концепции нового УМК по отечественной истории и историко-культурного стандарта.

На 2020-2021 учебный год устанавливается следующая схема изучения истории

5 КЛАСС

- 1 полугодие (16 учебных недель) изучается история древнего мира;

-2 полугодие (18 учебных недель) изучается история древнего мира (разделы «Древняя Греция» и «Древний Рим»).

6 КЛАСС

- 1 полугодие (16 учебных недель) изучается история древнего мира;

- 2 полугодие (18 учебных недель) изучается курс «История среднихвеков».

7 КЛАСС

- 1 полугодие (16 учебных недель) изучается история средних веков;

- 2 полугодие изучается история Нового времени (XVI-XVII вв.).

8 КЛАСС

В 8 классе изучение истории в основных моментах будет проходить в тех же условиях и параметрах, 2020-2021 уч. году .

 необходимость интенсификации программного материала при формировании календарно-тематического планирования таким образом, чтобы изучение периода XVI-XVII вв. было завершено в рамках первого полугодия текущего учебного года;

 2 полугодие (18 учебных недель) изучается хронологический период Нового времени (XVIII в.)

9 КЛАСС

Хронологический объем программного материала курса истории в 9 классе дополнен
тематическими блоками «Кризис империи» (История Отечества) и «Мир в 1900—1914 гг.» (всеобщая история) с которых ранее начиналось изучение истории в 10 классе.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИСТОРИЯ»

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли Донецкого региона в истории России и России в мировой истории;

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохраненияисторических и культурных памятников своей страны и мира.


История Древнего мира.

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основныххронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселениичеловеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древнихцивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей вдревности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты:

а) форм государственного устройствадревних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения вдревневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследиядревних обществ в мировой истории.



История Средних веков.

От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.)

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становленияи развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщейистории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, онаправлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных историческихпамятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековыхобществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономических и социальныхотношений, политического строя на Руси и в других государствах;

б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представленийсредневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.


История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках .

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новоговремени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей историиНового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новоевремя;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России идругих государств в Новое время, об основных процессах социально-экономическогоразвития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщейистории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщейистории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социальногоразвития России и других стран в Новое время;

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

в) развития общественногодвижения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

г) представлений о мире иобщественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной ивсеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравниватьисторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора идр.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:

 обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и национальных ценностей, а также ценностей демократического общества;

 освоение гуманистических традиций и ценностей предшествующих поколений;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

на основе личностного выбора;

 развитие общей культуры учащихся, приобщение их к историко-культурной традиции человеческой цивилизации;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам;

 формирование целостного мировоззрения;

 формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям разных народов.

 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;  формирование у учащихся собственных образовательных запросов и интересов, умение их удовлетворять;

 формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,


Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:

 работать с вещественными и изобразительными источниками;

 соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными;

 локализовать объекты в пространстве, работать с картой;

 давать развернутый ответ на вопрос, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;

 владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах;

 сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно
выделенных линий сравнения;

 относить новые факты и явления к известному понятию;

 выполнять художественно-творческие задания;

 сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 приобретение школьниками умений и навыков осуществлять перспективный исторический анализ, историческую критику, историческое прогнозирования и интерпретацию исторических фактов; подбирать историческую информацию и

ориентироваться в ней;

 приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества;

 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;

 расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

 развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;  умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

 умение формировать и реализовывать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

 применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Таким образом, система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности, учащихся в процессе изучения истории направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования — перехода к развивающему обучению.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» (История России и Донецкого края. Всеобщая история. История России От Древней Руси к Российскому государству. Введение. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII-XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство. Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент Донецкий край в древности и средневековье. Россия в XVI-XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке. Смута в России. Россия в XVII веке. Культурное пространство. Региональный компонент Донецкий край в XVI – XVII вв. Россия в конце XVII - XVIII вв.: от царства к империи. Россия в эпоху преобразований Петра I. Экономическая политика. Социальная политика. Реформы управления. Церковная реформа. Оппозиция реформам Петра I. Внешняя политика. Преобразования Петра I в области культуры. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х-1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I. Региональный компонент. Донецкий край в XVIII в. Российская империя в XIX – начале XX вв. Россия на пути к реформам (1801–1861). Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Крепостнический социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны. Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли. Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация. «Народное самодержавие» Александра III. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ века. Общество и власть после революции. «Серебряный век» российской культуры. Региональный компонент.Донецкий край в XIX – начале XX вв. Всеобщая история. История Древнего мира. Первобытность. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Древний Восток. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция. Древний Рим. История средних веков. Средние века: понятие и хронологические рамки. Раннее Средневековье. Зрелое Средневековье. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. История Нового времени. Европа в конце ХV - начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в. Страны Востока в XVI-XVIII вв. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке. Народы Африки в Новое время. Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Новейшая история. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900-1914 гг. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Конституция Донецкой Народной Республики.


2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании».


3.Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего образования.


4. Основой учебно-методического обеспечения курса «История Отечества» на уровне основного общего образования (5-9 класс) является линейный ряд учебников по истории России под редакцией А.В. Торкунова.


5. Основой учебно-методического обеспечения курса «История Отечества» на уровне полного общего среднего образования (10-11 класс) является линейный ряд учебников по истории России под редакцией А.В. Торкунова.


6. При изучении истории Донбасса, как составляющей курса «История Отечества», может использоваться учебное пособие «История (история Донбасса от древности до современности) учебное пособие / под общей редакцией проф. Л.Г.Шепко, проф. В.Н.Никольского. – Донецк: ДонНУ, 2017. – 730 с.».


7. Линейный ряд учебно-методических пособий по историческому краеведению для 5-11 классов, которые являются логическим и содержательным дополнением к вышеуказанным учебникам по курсу истории России.


8. Учебно-методическое обеспечение курса «Всеобщая история» представлено линейными рядами учебников под редакцией А.А. Искендерова и под редакцией А.О. Чубарьяна.


9. Список рекомендуемых интернет-источников

1. http://2berega.spb.ru/club/historians/list/1-11112-14590/
2. http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
3. http://e-parta.ru/history-of-russia.html
4. http://fcior.edu.ru/
5. http://his.1september.ru
6. http://historydoc.edu.ru/
7. http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm
8. http://mesopotamia.nm.ru/
9. http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
10. http://pedsovet.org/
11. http://predania.ru
12. http://rosolymp.ru/
13. http://rulers.narod.ru/
14. http://school-collection.edu.ru/
15. http://syw-cwg.narod.ru/
16. http://vivl.ru/
17. http://www.2uk.ru/history/
18. http://www.edu.ru
19. http://www.fipi.ru
20. http://www.historia.ru
21. http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp
22. http://www.hrono.info/biograf/index.php
23. http://www.it-n.ru/
24. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp
25. http://www.lib-history.info
26. http://www.pish.ru
27. http://www.russianculture.ru/
28. http://www.school.edu.ru
29. http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aa1.html
30. http://www.shpl/ru
31. http://www.uchportal.ru/
32. http://www.ug.ru/
33. http://www.withhistory.com/scientific-revolution.html
34. http://www.zavuch.info/


10. При изучении истории используются также материалы УМК по истории, настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации; энциклопедии и справочные материалы; электронные книги; интернет ресурсы, опорные конспекты,. отрывки из исторических источников, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы и др.