ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся потребности сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих для последующей социальной адаптации и интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно-ориентационную).
1. Предметно – информационная:
– формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
– формирование умений и навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– формирование здорового образа жизни.
2. Деятельностно - коммуникативная:
формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
вырабатывание навыка правильного анализа экстремальной ситуации и адекватного поведения;
– содействие приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
активизация творческих способностей;
развитие у обучающихся навыков контроля и самоконтроля;
развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
коррекция отклонений в интеллектуальном развитии.
3. Ценностно-ориентационная:
– умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
– умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
– умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств.
Согласно учебному плану 2019-2020 учебного года на изучение предмета основы безопасности жизнедеятельности в 4 классе отводится следующее количество часов:
Период | 4 класс |
Количество часов |
Неделя | 1 |
I четверть | 7 |
II четверть | 7 |
III четверть | 11 |
IV четверть | 8 |
Год | 33 |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основании:
Программа:
Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
Содержательный минимум образования
Основы здорового образа жизни
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Профилактика простудных и вирусных заболеваний.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок её вызова. Первая медицинская помощь при кровотечении. Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясениях мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Опасные ситуации на улице
Гололёд. Толпа. Бродячие кошки и собаки, их опасность.
Правила поведения в криминогенных ситуациях
«Если ты оказался заложником» — правила поведения. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Правила поведения при угрозе террористического акта.
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
Соблюдения правил движения велосипедистами. Дорожные знаки. Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. Как беречь глаза. Беседа о приемах работы с колющими и режущими инструментами.
Безопасность на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные базовые учебные действия | - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; - способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; - самостоятельность в выполнении учебных заданий; - самостоятельность в выполнении поручений; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
2.Регулятивные базовыеучебные действия | - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем); - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; - оценивать действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
3.Познавательные базовые учебные действия | - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; - читать; - писать; - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. |
4.Коммуникативные базовые учебные действия | - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. |
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:
– осознание себя как гражданина России;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
– способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- знать правила поведения в толпе; - знать правила движения на велосипедах; - знать правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира; - знать основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства; - знать, как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду; - знать меры пожарной безопасности при разведении костра; - знать когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова; - знать основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания). | - уметь вести себя в толпе; - уметь ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер; - уметь вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа; - уметь оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена). |
Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:
1 группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2 группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
3 группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на других уроках.
4 группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. В их деятельности часто наблюдается «зацикливание» на одних и тех же действиях.
Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа:
Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный класс. 1–4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
Дополнительная литература:
1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1–2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1–4 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.
4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1–4л. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.
5. Ижевский П. В., Иванова Н. В. – М.: Просвещение, 2011.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1–4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. – 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). – М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. – М.: Просвещение, 2010.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 24 сентября 2015 года № 473-Д.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Приказ № 810 от 10.06.2019 г.
Учебный план 2019 – 2020 учебного года.
Годовой учебный календарный график 2019 – 2020 учебного года.
Расписание уроков ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2019 – 2020 учебного года.
Оборудование:
Предметные картинки, коррекционные карточки, таблицы, схемы, поэтапные инструкции, технические средства (телевизор, ноутбук, демонстрационный материал).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.