СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к учебному предмету ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к учебному  предмету  ОБЖ для обучающихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к учебному предмету ОБЖ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа образования для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа по основам безопасности жизнедеятельности учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.

Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся потребности сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих для последующей социальной адаптации и интеграции в обществе.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно-ориентационную).

1. Предметно – информационная:

– формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

– формирование умений и навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

– формирование здорового образа жизни.

2. Деятельностно - коммуникативная:

  • формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

  • вырабатывание навыка правильного анализа экстремальной ситуации и адекватного поведения;

– содействие приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;

  • активизация творческих способностей;

  • развитие у обучающихся навыков контроля и самоконтроля;

  • развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

  • коррекция отклонений в интеллектуальном развитии.

3. Ценностно-ориентационная:

– умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

– умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

– умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств.

Согласно учебному плану 2019-2020 учебного года на изучение предмета основы безопасности жизнедеятельности в 4 классе отводится следующее количество часов:

Период

4 класс

Количество часов

Неделя

1

I четверть

7

II четверть

7

III четверть

11

IV четверть

8

Год

33


Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основании:

Программа:

Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.


Содержательный минимум образования

Основы здорового образа жизни

Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Профилактика простудных и вирусных заболеваний.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок её вызова. Первая медицинская помощь при кровотечении. Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясениях мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Опасные ситуации на улице

Гололёд. Толпа. Бродячие кошки и собаки, их опасность.

Правила поведения в криминогенных ситуациях

«Если ты оказался заложником» — правила поведения. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

Соблюдения правил движения велосипедистами. Дорожные знаки. Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. Как беречь глаза. Беседа о приемах работы с колющими и режущими инструментами.

Безопасность на природе

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.


Планируемые результаты изучения учебной деятельности
Состав базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1.Личностные базовые учебные действия


- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- самостоятельность в выполнении поручений;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

2.Регулятивные базовыеучебные действия


- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем);

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

3.Познавательные базовые учебные действия


- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

- читать;

- писать;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

4.Коммуникативные базовые учебные действия


- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом:

– осознание себя как гражданина России;

– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

– способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­-пространственной организации;

– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, интереса к чтению;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.



Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на конец обучения в 4 классе:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- знать правила поведения в толпе;

- знать правила движения на велосипедах;

- знать правила безопасного поведения при следовании же­лезнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

- знать основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;

- знать, как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;

- знать меры пожарной безопасности при разведении костра;

- знать когда следует вызывать «скорую помощь» и каков по­рядок ее вызова;

- знать основные понятия «здоровье», «здоровый образ жиз­ни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

- уметь вести себя в толпе;

- уметь ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопас­ную переправу через небольшой ручей или канаву. Завя­зать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;

- уметь вызвать «скорую помощь», оказать первую медицин­скую помощь при порезах и ссадинах, ушибе неболь­шом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кро­вотечении из носа;

- уметь оказать первую медицинскую помощь при травме опор­но-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).


Характеристика дифференциации групп обучающихся

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В., согласно этой дифференциации все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на следующие группы:

1 группа – составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2 группа – учащиеся также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.

3 группа – относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на других уроках.

4 группа – относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. В их деятельности часто наблюдается «зацикливание» на одних и тех же действиях.

Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше.



Программное и учебно-методическое обеспечение

Программа:

Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный класс. 1–4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.

Дополнительная литература:

1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2010.

2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1–2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1–4 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.

4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1–4л. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.

5. Ижевский П. В., Иванова Н. В. – М.: Просвещение, 2011.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1–4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. – 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). – М.: Просвещение: Рилионт, 2010.

6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. – М.: Просвещение, 2010.

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

  5. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 24 сентября 2015 года № 473-Д.

  6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Приказ № 810 от 10.06.2019 г.

  7. Учебный план 2019 – 2020 учебного года.

  8. Годовой учебный календарный график 2019 – 2020 учебного года.

  9. Расписание уроков ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2019 – 2020 учебного года.

Оборудование:

Предметные картинки, коррекционные карточки, таблицы, схемы, поэтапные инструкции, технические средства (телевизор, ноутбук, демонстрационный материал).

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.