СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка курса Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 7х классов средней школы составлена на основе примерной программой по биологии, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б.Захарова (линейный курс) и ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради (программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Автор Н. И. Сонин. В. Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012 г.)

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка курса Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения»

Пояснительная записка по внеурочной деятельности биологи в 7 классе «Исследователи природы»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Программа внеурочной деятельности  разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации. Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора

Задачи:

- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

- развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;

- воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Место данного курса в учебном плане.

Программа  рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.


Содержание курса внеурочной деятельности биологи в 7 классе «Исследователи природы»:

Раздел 1. Мир живой природы (8ч.)

Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, растения. Экскурсия в природу «Живые организмы». Гербарий. Сбор гербарного материала. Правила обработки гербария. Экскурсия в Детско- юношеский центр экологии, краеведения и туризма.

Раздел 2. Бактерии, грибы, растения (26 ч).

Бактерии – самые древние и простые организмы. Методика приготовления культуры сенной и картофельной палочки. Многообразие бактерий. Микроскопическое исследование культуры сенной и картофельной палочки. Многообразие грибов.

Методика выращивания плесневых грибов.

Кто поселяется на хлебе? Дрожжи – это тоже грибы? Викторина «Все ли грибы съедобны» Грибы: доклады учащихся о проделанной работе, оформление отчетов

Царство растения. Многообразие растений. «Секреты» каждой группы растений.

Строение одноклеточных водорослей и спирогиры. Строение листа мха сфагнума

Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений. Строение покрытосеменных растений. Корень. Строение покрытосеменных растений. Побег. Изучение внутреннего строения побега. Почка растений- зачаточный побег. Строение почки. Расположение почек на стебле. Определение экологического качества воды с помощью растений. Зеленая энергетическая станция растений – лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Цветок. Строение цветка. Разнообразие цветов. Математика в биологии: формула и диаграмма цветка. Распознавание растений своей местности. Работа с определителем растений. Что мы узнали нового о растениях… Оформление проектной работы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.



Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 7 класс «Исследователи природы»

Тема
занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся.


Формы организации занятия и виды деятельности учащихся

Раздел 1. Мир живой природы (8ч.)

1

Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, растения.

1

Учатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека

2-3

Экскурсия в природу «Живые организмы».

2

Определяют основные методы биологических исследований в биологии, наблюдают за сезонными изменениями в природе.
Обобщают и систематизируют знания, делают выводы

Экскурсия в природу.

4

Гербарий. Сбор гербарного материала. Правила обработки гербария

1

Учатся правильно собирать растения для гербария. Осваивают правила обработки и оформления гербария.

Экскурсия в природу. Выполняют работу под руководством учителя

5-8

Экскурсия в Детско- юношеский центр экологии, краеведения и туризма.

4

Знакомятся с экологическим центром г. Калининграда

Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

Раздел 2. Бактерии, грибы, растения (26 ч).

9

Бактерии – самые древние и простые организмы. Методика приготовления культуры сенной и картофельной палочки

1

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека; применять полученные знания в самостоятельной работе, выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов

Беседа, обобщение полученных раннее знаний

10

Многообразие бактерий. Микроскопическое исследование культуры сенной и картофельной палочки.

1

Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий.

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

11

Многообразие грибов.

Методика выращивания плесневых грибов.

1

Учатся распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; описывать признаки грибов из разных отделов.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов

12

Кто поселяется на хлебе?

1

Готовят микропрепараты и проводят наблюдение и сравнение строения гриба мукора и пиницилла под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

13-14

Дрожжи – это тоже грибы?

Викторина «Все ли грибы съедобны»

2

Готовят микропрепараты и проводят наблюдение под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Распознают съедобные и ядовитые грибы по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении грибами

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

15-16

Грибы: доклады учащихся о проделанной работе, оформление отчетов

2

Описывают признаки грибов из разных отделов; приводят примеры грибов из разных отделов; распознают и классифицируют представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Оформляют работы.

Защищают свои работы. Обсуждают работы выполненные другими учащимися

17

Царство растения. Многообразие растений. «Секреты» каждой группы растений.

1

Учатся выделять основные черты организации растительного организма и различных групп растений


Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль растений в природе

18

Строение одноклеточных водорослей и спирогиры

1

Выявляют и описывают существенные признаки строения клеток зеленых водорослей и спирогиры. Работают с лабораторным оборудованием, готовят микропрепараты для исследования.

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

19

Строение листа мха сфагнума

1

Знакомятся с особенностями клеточного строения листа мха сфагнума. Выявляют характерные признаки этой группы растений.

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают вводы

20

Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений

1

Наблюдают за растениями (когда набухают почки и распускаются листья, период цветения и т.д.). Фотографируют наблюдаемые изменения.

Экскурсия по пришкольному участку

21

Строение покрытосеменных растений. Корень.

1

Называют органы цветкового растения. Называют виды корней и корневых систем, описывают и сравнивают их. Описывают внутреннее строение корня.

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

22

Строение покрытосеменных растений. Побег. Изучение внутреннего строения побега.

1

Называют органы цветкового растения. Называют части побега, видоизменения побегов, описывают и сравнивают их. Описывают внутреннее строение побега.

Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

23

Почка растений- зачаточный побег. Строение почки. Расположение почек на стебле

1

Сравнивают и описывают два вида почек, их характерные особенности строения. Рассматривают разное расположение почек на разных побегах.

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

24-27

Определение экологического качества воды с помощью растений

4

Определяют растения произрастающие на берегу водоема и в воде. Определяют качество воды по группе растений, наиболее многочисленной по количеству видов-индикаторов

Экскурсия. Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями.

28

Зеленая энергетическая станция растений – лист. Внешнее и внутреннее строение листа.

1

Изучают внешнее строение листа. Учатся определять простые и сложные листья, типы жилкования. Наблюдают особенности внутреннего строения листа.

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

29

Цветок. Строение цветка. Разнообразие цветов.

1

Выясняют особенности строения цветка, значение его составляющих, их многообразие, биологическое значение.

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

30

Математика в биологии: формула и диаграмма цветка

1

Учатся определять и записывать формулы и диаграммы цветов различных групп растений

Выполняют работу под руководством учителя

31-32

Распознавание растений своей местности. Работа с определителем растений

2

Знакомятся с правилами работы по определению растений. Определяют растения своей местности по определительным карточкам или атласу-определителю

Выполняют работу под руководством учителя

33-34

Что мы узнали нового о растениях… Оформление проектной работы.

2

Обобщают полученные знания, подводят итоги своей работы. Оформляют свои исследовательские работы.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Выполняют работу под руководством учителя