СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка, лезг. язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка, 5-11 классы

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка, лезг. язык»


5-11 классы.

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по лезгинскому языку и соответствует образовательным стандартам по лезгинскому языку. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) 5-7 классы, 34 часа (1 час в неделю) 8-9 классы, 17 часов 10-11 классы.

Основная особенность курса лезгинского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении лезгинскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Курс лезгинского языка для 5-11 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве лезгинского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения на базе усвоения норм лезгинского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение лезгинскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика. Воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Лезгинский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению лезгинского языка.


Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения лезгинского языка ученик должен знать:

- основные признаки официально-делового стиля;

- признаки текста типа описания, рассуждения;

- основные нормы (грамматические) лезгинского языка;

- нормы речевого этикета.


уметь:

- определять тему, тип, стиль речи;

- опознавать языковые единицы (части речи), различать их, анализировать.

аудирование и чтение:

- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения.

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

- создавать тексты различных стилей и жанров (расписка, заявление);

- владеть различными видами монолога (описание, рассуждение);

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать в практике грамматические нормы современного языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- увеличивать словарный запас.

фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

- использовать транскрипцию;

- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных

частей речи;

- обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

морфемика и словообразование:

- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

- давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной

модели;

- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов.

лексикология и фразеология:

- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

- подбирать синонимы, антонимы, выбирать наиболее точное и уместное слово.

морфология:

- указывать морфологические признаки изученных частей речи;

- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

орфография:

- объяснять суть основного принципа лезгинской орфографии;

- свободно пользоваться орфографическим словарем.

синтаксис и пунктуация:

- анализировать разные виды сложных предложений;

- правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- правильно применять изученные пунктуационные правила;

- строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- использовать на письме специальные графические изображения.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.


В процессе изучения лезгинского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).




Цели обучения:


  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку

как явление культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и

навыков, обеспечивающих свободное владение лезгинским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;

  • освоение знаний о лезгинском языке, его устройстве и функционировании в

различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах родного языка; об основных нормах лезгинского языка; об основных нормах лезгинского литературного языка; о родном речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые

факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.




Нормы оценивания диктантов

Вид

«5»

«4»

«3»

«2»

диктанта





Контрольный

1 негрубая

2 орфографические

4 орфографическая

7 орфографических


орфографическая

+4-2 пунктуационные;

+4 пунктуационные;

+7 пунктуационных;


+1 негрубая




пунктуационная

I орфографическая

3 орфографические

6 орфографических



+3 пунктуационные;

+5 пунктуационные;

+6 пунктуационных;








0 орфографических

0 орфографических

5 орфографических



+4 пунктуальные

+7 пунктуационных;

+9 пунктуационных;









6 орфографических

8 орфографических




+6 пунктуационных;

+6 пунктуационных;









(если есть





однотипные и





негрубые





орфографические и

пунктуационные)


Словарный

0

1-2

3-4

До 7



Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту.


Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения

задания

Все задания

выполнены

верно

Правильно выполнены не менее 3/4 всех

ошибок

Правильно выполнены не менее 1/2

заданий

Не выполнено более половины заданий



Оценка сочинений и изложений.


Оценка. Содержание и речь. Грамотность.


«5». Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.


«4». Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3». В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.


«2». Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Оценка устных ответов учащихся.


Оценка «5» ставится, если ученик:


1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.