5-11классы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Отсюда цель литературного образования – воспитание грамотного компонентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя.
Компонентность читателя предполагает:
способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Цель литературного образования определяет его задачи:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их творчестве.
В результате изучения литературы ученик должен знать и понимать:
– Знать содержание изученных литературных произведений.
– Иметь представление об отличии письменной литературы от произведений
устного народного творчества.
– Определять тему прочитанного текста.
– Выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими
событиями.
– Пользоваться справочным (материалом) аппаратом книги, словарями.
– Выразительно читать изученные произведения или их фрагменты.
– Читать наизусть.
Уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план к прочитанному;
выделять и формировать тему, идею давать характеристику героям;
выражать свое отношение к прочитанному;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе учащихся национальной школы.
При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:
правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;
понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);
композиционная стройность и логика построения ответа;
речевая грамотность, культура произношения (сохранение орфоэпических норм, интонация);
пересказывать эпическое произведение;
определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов.
КЛАССЫ | ИЗЛОЖЕНИЯ | СОЧИНЕНИЯ | ВСЕГО | |
Классные | Домашние | Кол-во слов | Классные | Домашние | Кол-во стр. |
5 | 1 | 1 | 100-140 | 1 | 1 | 1-1.5 | 4 |
6 | 1 | 1 | 140-180 | 1 | 1 | 1.5-2 | 4 |
7 | 1 | 1 | 180-220 | 1 | 1 | 2-2.5 | 4 |
8 | 1 | 1 | 240-280 | 1 | 1 | 2.5-3 | 4 |
9 | 1 | 1 | 300-400 | 1 | 1 | 3-4 | 4 |
10 | 1 | - | 400-450 | 1 | 1 | 4-5 | 3 |
11 | 1 | - | 450-500 | 1 | 1 | 5-6 | 3 |
Нормы выставления оценок за сочинение и изложение
Основные критерии оценки |
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: • 2 орфографические + 2 пунктуационные +3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4» |
«3» | 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: •0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых); • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. |
«1» | Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок |
Учащиеся за 1 минуту должны читать:
5 класс – 90 - 100 слов
6класс – 100 - 110 слов
7класс – 110 - 120 слов
8-11классы – 120 - 130 слов
Внеклассное чтение:
5 класс – 2 часа
6 класс – 2 часа
7 класс – 2 часа
8 класс – 2 часа
9 класс – 2 часа
10 класс – 2 часа
11 класс – 2 часа